Варвара Андреевна. Глава 5

Александр Эллерт
   На следующий день завтракать решили в саду среди роз. Слуги установили белый шатер, чтобы солнце не било в глаза; поставили белый стол и белые ажурные стулья; накрыли на стол. Поставили бабушкин любимый фарфоровый чайный набор: белый сервиз, украшенный розовыми бутонами роз.
   - Как редко мы пьем чай в саду, - посетовала бабушка, - среди роз, в такой прекрасной компании.
   Соседка выдавила улыбку и склонила голову над чашкой. Варя думала о своем.
   - Вот смотри, Варюша! И супруг Галины Викторовны, как узнал про все прелести отдыха, сразу и отбыл на покой.
   От этих слов женщина вздрогнула. Вечером, Варя попросила не рассказывать бабушке о случившемся. Они условились, что муж и сын поехали в отпуск, а она, чтобы не скучать дома одной поживет у них.
   - Как хорошо, что он так скоропостижно уехал. Мне хоть будет с кем поговорить. Варя вся в делах. Модистка была?
   - А? Нет. Еще нет.
   - Вот и заведи свою. Давно тебе толкую. Чтобы ты, да пользовалась услугами приходящей модистки.
   - Она меня еще не подводила. Я ею вполне довольна.
   - А скоро ли бал?
   - Скоро.
   - Так почему же так поздно сообщили?
   - Наверно много приглашенных.
   - И тебе приглашение в последнюю очередь?
   Варя только умоляюще посмотрела на бабушку и ничего не сказала.
   Когда пришла модистка, Варя сидела в кабинете и заканчивала разбирать корреспонденцию. Это была небольшого роста, очень подвижная особа. Говорила быстро, также двигалась, также работала. Она вошла в кабинет быстрыми шажками, запыхавшаяся, но по-деловому собранная. Она не извинялась, ни оправдывалась, а просто констатировала факт.
   - Добрый день! Очень много заказов! С этим балом! Просто нет времени, - она быстро поставила саквояж на пол, раскрыла его, достала сантиметр и стала командовать. - Станьте сюда! Поднимите руки! Повернитесь! Наклонитесь! Вдохните! Выдохните! Стойте прямо!
   «Как у доктора», - подумала Варя.
   Когда «доктор закончил осмотр», «он дал» Варе довольно объемный журнал с вырезками и моделями, чтобы она выбирала. Пока Варя рассматривала образцы тканей и картинки, женщина что-то писала в блокнот.
   Модистка открыла было рот, чтобы спросить насчет фасона платья, как в кабинет буквально ворвался управляющий. Он был красный, сильно взволнованный и задыхающийся.
   - Барыня… Б… - тут он увидел удивленное лицо портнихи и замолчал.
   - Что? Что случилось? – не на шутку перепугалась Варя, таким она его видела впервые.
   Видя, что он мнется перед чужими, она позвонила и попросила служанку, проводить, и напоить чаем женщину.
   - Но у меня заказы, - начало было возмущаться она. - Вы знаете сколько труда я приложила, чтобы добраться сюда?! У меня каждая минута на счету! Вы думаете, вы единственная?
   Варя холодно на нее посмотрела и сказала:
   - Я тоже ваш заказ и я ждала дольше десяти минут, которые вы проведете с чашкой хорошего чая и французскими булочками, после вашей утомительной дороги ко мне, которую я прождала целое утро.
   Когда дверь закрылась, Варя приказала:
   - Говори!
   - Бунт! Крепостной бунт!
   - О чем ты говоришь?! – хватаясь за воздух и садясь прямо на пол, спросила Варя.
   - Помните соседа Прохорова, Илью Ивановича Резнова?
   - Как не помнить? Помню, конечно. Дела у него шли худо.
   - Худо. Совсем худо. Разорился он. Крепостных не продавал. Ничего не продавал, только стяжал и стяжал. Люди пухнуть с голоду стали, болеть. Кому удалось, бежали. Кто сбежал, да поймали. Наказание ждало жестокое. Вот и восстали люди. Окружили ночью дом и ...
   - Говори!
   - И решили учинить... даже не знаю, как сказать.
   - Говори же!
   Управляющий склонился над ухом хозяйки и прошептал страшные известия, от которых девушка пришла в ужас.
   - Когда?
   - Этой ночью.
   - Как? Что ты такое говоришь?! – перепугалась не на шутку Варя. - Ужас какой!
   - Это не все. Кто такое учинил – бежали, остальные стали на бунт подбивать людей Прохорова.
   - Дальше, что? – выдохнула Варя.
   - Думают. Одни – за, другие – против. Хотят окружить его дом. А там решать…
   - Наши, что?
   - Наших, я держу в узде. Да и зачем им? В сытости, да милости. Хотя кто его знает? Я ж не могу все обойти. Сто деревенек все-таки. Поберечься бы. Уезжайте, барыня, пока не утихнет все. Уезжайте.
   - Куда я сейчас поеду? Когда такое творится? Мужики у нас надежные?
   - Для охраны наберу, если что… молодых и крепких - тьма. Может… это… императору напишете?
   Варя от злости, даже покраснела.
   - Да что вы все?! Сговорились?! Чуть что, сразу императору жаловаться! Разберемся! Ступай!
   - Я… это… - оробел мужик.
   - Прочь! – крикнула хозяйка.
   Как влетел, так и вылетел управляющий из кабинета, чуть не сбив с ног портниху, которая не могла больше ждать и шла гордым, самоуверенным шагом к девушке, чтобы объявить, что уходит. Варя не успела прийти в себя, как вошла женщина и проговорила быстро:
   - Я не могу боле ждать. У меня много заказов. Если вы согласны, то…
   - Я больше в ваших услугах не нуждаюсь. Если вам трудно было подождать десять минут, когда я ждала вас еще вчера, то я вас не задерживаю. Я хорошо всегда вам платила, платила больше, чем вы просили. А сегодня вы стали задирать передо мною нос? У вас много заказов? Прошу. Я найду другую, более сговорчивую и пунктуальную.
   - Но я…
   Неожидав от Вари такого ответа, женщина осеклась. Куда только подевалась ее гордыня. Она как-то сделалась еще меньше, под напором Вари, скукожилась как-то. Варя не хотела больше ее видеть и отвернулась к окну. Она сама от себя не ожидала, такой реакции. Она всегда была такой кроткой, милой, а тут… прорвало. Что с ней? Маленькая женщина выскользнула. Откуда было ей знать, что на этом ее карьере конец. Слуги разнесут, то, что услышали, отказ хозяйки от услуг маленькой женщины. Это был ее последний крупный заказ. После бала к ней не обратится никто, заказов не будет, и ей придется или шить для бедных за копейки, или в ткацкой со всеми.

31/03/2018