Варвара Андреевна. Глава 4

Александр Эллерт
   Варвару Андреевну слуги нашли только к позднему вечеру. Она была без чувств, в кресле перед письменным столом. Мальчика опять послали за доктором. Сделав кровопускание и натерев чем-то виски, доктору все же удалось привести ее в чувство, после чего он дал ей успокоительное и ее оставили в покое до утра. Заодно доктор зашел к больному и удовлетворенный вышел в холл. Так как кроме слуг там никого не было, он сообщил, что придет завтра утром.
   Проснувшись, как обычно довольно рано, Варя попыталась встать, но голова почему-то сильно кружилась и она решила еще немного полежать. Когда вошла служанка и раздвинула шторы, хозяйка зажмурилась от яркого света и попросила задернуть их обратно. Вошел доктор. Он осмотрел девушку, задал несколько вопросов и попросил служанку сделать настойку из трав.
   - Лежите. Сегодня лежите. Вам лучше лежать в полумраке.
   - Что со мной доктор?
   - Ничего серьезного. Нервное расстройство и переутомление. Завтра вы себя почувствуете лучше.
   - Со мной такое впервые.
   - Все когда-нибудь бывает впервые, - философски заметил доктор вставая.
   - Доктор! А как пациент?
   - Лежит. Рано еще делать прогнозы, но я сейчас к нему загляну.
   - Ему нужен присмотр? Врач?
   - Осмотр врача? Без сомнения. Периодически.
   - А вы не могли бы нас навещать? Или может быть, вы остановитесь здесь?
   - Нет. У меня много пациентов. Я лучше буду наведываться. И потом… каждый день это необязательно.
   - Я буду присылать за вами карету, когда скажете.
   Доктор учтиво поклонился и вышел. Варя лежала в постели и смотрела на лепнину на потолке. Потом ее взгляд переместился на амура, который натянул тетиву и готов пустить стрелу в юную деву, на которую влюблено смотрит юноша, а она куда-то в сторону. Она попыталась проследить, куда та смотрела и веки отяжелели, и она погрузилась в сон. К вечеру силы немного вернулись, но ходить ноги отказывались. Варя решила дочитать злополучный роман, который никак ей не удавалось дочитать. Ее сил хватило на десять страниц, как она снова погрузилась в сон. И опять… Ночь. Она в одной тонкой ночной сорочке, куда-то бежит, сквозь ветки кустов и молодых деревьев, куда-то в ночь, куда-то ее тянет как магнитом. И вдруг – холодный белый свет, ей холодно, снова темная фигура в широкополой шляпе. Фигура тянет к ней руки, она пытается отвернуться и бежать в противоположную сторону, ужас ее охватывает целиком, ноги не идут, не двигаются. Ей так хочется убежать, ей страшно, она смотрит на ноги, почему они не слушаются? Они увязли в грязи и кровоточат из порезов. Вытащить их ей никак не удается. Фигура приближается. Она кричит. Звука нет. Только открыт ее рот… Вся в поту и ужасе, она просыпается.   Раннее утро. За окном только начало сереть. Варя позвонила и попросила заспанную, еще не проснувшуюся служанку, которая только что вошла в спальню, приготовить ванну.
   Когда служанка одела, причесала хозяйку и вышла подавать завтрак. Варя капнув немного духов на шею, встала и спустилась в кабинет. Там, снова сев за стол, она открыла конверт и прочитала полностью позавчерашнее письмо. Откинувшись на спинку кресла, она приложила пальцы к губам и задумалась. Вывел ее из этого состояния дворецкий, который постучал, деликатно кашлянул и только тогда, она на него посмотрела. На подносе лежал еще один конверт. Она вопросительно посмотрела на дворецкого, потом взяла письмо и, увидев печать императорского дома, торопливо сломала ее. Прочитав, она кивнула дворецкому, отпуская его.
   Бабушка сидела за столом и с аппетитом завтракала. Она пролежала несколько дней, а теперь ей надо было вернуть силы. Варя же по обычаю, подошла, поцеловала бабушку и села напротив, задумчиво намазывая тост.
   - Ты что-то бледна сегодня? Здорова?
   - Да, бабуля, - попыталась улыбнуться внучка.
   - Что-то по тебе этого не скажешь, - покачала головой старушка. – Говорю тебе! Езжай на курорт! Хватит делами заниматься! Я вот собираюсь попутешествовать. Завтра поеду в Рим, а через недельку-другую в Париж.
   - Что?
   - Вот. Ты даже не слушала, что я говорю! Отдыхать тебе надо! Вся в работе.
   - Нам приглашение пришло.
   - Куда?
   - Бал-маскарад. Государь сегодня утром приглашение прислал.
   Старушка лишь усмехнулась.
   - Нам, говоришь… не нам, а тебе. Куда мне на бал? Я за порог выйти не могу. Бал… И император давно в курсе. А тебе ехать обязательно. Прикажи вынести кресло в сад. Хорошо сегодня, не жарко.
   Варя сама проводила бабушку в сад и, усадив ее в кресло с книгой, пошла по аллее из развесистых дубов, к месту, где упала ветка. Ветку уже убрали, а примятая трава совсем не свидетельствовала в пользу соседа, там не было и следа от тела человека. Что же за темную фигуру видела в грозу Варя, или ей лишь привиделось? Возвращаясь обратно к дому, она обратила внимание на загрязненный подол зеленого платья и вспомнила о бале. Дома послав Ванюшу к родителям соседа и потом к модистке, девушка поднялась к соседу. Тот полулежал на подушках и читал газету. У него была забинтована, голова, один глаз и рука от плеча до локтя. Увидев входящую девушку, он натянул простыню, сколько возможно было, закрывая обнаженные части тела. Девушка села у кровати и сложив руки в замок на ногах, спросила о самочувствии.
   - Я вам премного благодарен, - сказал искренне, и явно смущаясь, парень. – Мне очень неловко, что доставляю вам столько хлопот. Если бы я мог хоть как-то искупить свою вину за то, что причинил вам столько неудобств и волнений, я бы…
   - Право не стоит. Это несчастье могло постичь любого неосмотрительного человека в такую погоду. Вам надо сейчас не волноваться и думать лишь о выздоровлении, а мы… Мы постараемся обеспечить вам наилучший уход.
   - Вы так любезны. Я даже не знаю, как вас благодарить за оказанную помощь.
   - Мы же соседи, - улыбнулась девушка. – Скажите только об одной, все это время тревожащей меня вещи…
   - Какой? – встрепенулся юноша.
   - При вас нашли письмо адресованное мне. Как оно оказалось при вас? Насколько я знаю, вы не гонец, почту не развозите… Вы следите за мной? Зачем?
   - Помилуйте! Что вы? И в мыслях не было вам докучать я… просто…
   - Я видела фигуру в грозу почти перед моими окнами на аллее, где упала ветка.
   - Я не был на аллее. Я упал с лошади в парке.
   - Расскажите, пожалуйста, все с самого начала.
   - Утром того дня, было солнечно. Тепло. Мне так понравилась наша с вами прогулка, что мне захотелось снова вас пригласить. С того момента прошла неделя. Я как обычно поупражнялся в фехтовании, а прогулку на лошадях хотел разделить с вами. Показать, какие виды я обнаружил, катаясь на лошади. Сев на лошадь я направился в вашу сторону, как дорогу мне преградил человек. Сначала я подумал на Василия Анатольевича. До чего он был похож на него. Как две капли воды. Потом, когда он заговорил, я убедился, что это только внешнее сходство. Он сказал, что некий человек обронил конверт. Он погнался за ним, но тот сел в карету и уехал. Адрес на конверте был указан, а где это, он не знал.
   - Малоправдоподобно. Есть полиция. Почему не отнести конверт в полицию?
   - Я тоже задал ему подобный вопрос, на что он мне ответил, что только что человек потерявший его уехал, а он шел в полицию. Меня он встретил случайно и на всякий случай решил спросить. Я по простоте душевной сказал, что знаю адрес и как раз еду туда. Он обрадовался и попросил меня привезти вам конверт. Что-то не так? Что-то случилось? Я что-то сделал неверное?
   Девушка с трудом выдавила улыбку, памятуя о том, что ему нужен покой.
   - Нет-нет, - успокоила она его и коснулась его оголенной руки. – Все в порядке. Мне просто интересно, как это письмо оказалось у вас. Так забавно. Вы и письмо. Я думала, это вы мне написали.
   О последней фразе Варя пожалела. Она так не думала. Хотя такая первая мысль мелькнула в ее голове.
   - Как вы повредились?
   - Человек оказался слишком говорлив, и мы немного поговорили. Потом небо почернело, когда я скакал к вам. На прогулку я уже не надеялся, но письмо-то я должен был доставить. Я же обещал. Я поехал лесом, который переходит в ваш парк. И как раз в парке меня и застала гроза. Лошадь испугалась молнии и меня скинула. Нога зацепилась за стремя и меня немного протянуло. Когда я освободился, попытался встать, но понял, что нога сломана, тут ветка и упала. Все.
   - Спасибо. Вы храбрый и отважный человек. Но… На будущее, я вас очень прошу. Не рискуйте собой. Если таковы обстоятельства, что ж. Будет следующий раз.
   - А будет?
   - Это зависит только от вас, - тут Варя улыбнулась уже без труда. – Поправляйтесь.
   - Спасибо за цветы. Откуда вы узнали какие мои любимые?
   - Папа любил ромашки. Вот я и подумала.
   - Они чудесные. Спасибо за все.
   Улыбнувшись и кивнув, девушка вышла. Не успела она спуститься, как вернулся Ванюша. Оказалось, что родители соседа уехали и не скоро будут. Все имение было под присмотром их сына. Модистка обещала быть завтра с утра. Сегодня не получится – много заказов. «Надо свою завести, - подумала Варя. – Всегда будет под рукой на такие случаи».
   Вечером, закончив с бумагами, вздохнув, хозяйка опять открыла роман и устроилась в кресле в розовой гостиной. Солнце садилось и золотило розы своим светом. Стеклянная дверь была приоткрыта, и оттуда теплый воздух ласкал ее обнаженные руки и ноги. Он словно убаюкивал ее, третья страница почти подходила к концу, веки тяжелели. И… Тут робкий стук. Служанка тихо подходит слегка взволнованная:
   - Тут барыня. Очень хочет вас видеть.
   - Кто? – сонно спросила Варя.
   - Галина Викторовна. Очень просют.
   - Проси, - закрывая книгу и с трудом открывая глаза, сказала она. – Чаю подай нам сюда.
   Когда соседка вошла, Варе удалось немного разогнать сон. Гостья была взволнована, это было видно невооруженным взглядом. Но ее вид… Темно-коричневое платье было местами помято и в пыли, на голове шляпка с темной вуалью сидела набекрень, прическа слегка растрепана. Она сначала в нерешительности потопталась на месте у двери, а потом, когда Варя встала навстречу, кинулась в ее объятия со слезами. Немалого труда Варе стоило ее успокоить. Ушло несколько носовых платков и три чашки чая, потом еще три стакана воды, прежде чем та заговорила.
   - У меня пропал муж и сын, - наконец выдавила она.
   - Как? – изумилась Варя.
   - Они уехали на следующий день после визита к вам. И… - снова слезы. – Пропали. Ни весточки от них. Я сама ездила в город на поиски.
   - В полицию заявление написали?
   - Да. Они, как в воду канули, - снова поток слез. – Я вернулась. Ничего. Вчера опять ездила… Они сказали… Шансов нет.
   - Подождите. Еще мало времени прошло. Найдут.
   - О чем вы?! Там столько дел! Там столько людей! Вы бы видели! Я столько ждала! Я…
   - Успокойтесь. Мы что-нибудь придумаем.
   - Что? – сквозь слезы произнесла соседка. – Что можно придумать? Если только… Дорогая моя! Милая! Любимая! Помогите! У вас связи. Положение в обществе. Может вы сможете… может вы знаете кого-то… кто мог бы повлиять… я знаю скоро бал. Вы же будете на нем? Может, замолвите словечко? Вы знакомы с государем…
   Тут Варя стала выходить из себя. Ей снова напомнили о государе. Почему все думают, что стоит чему-то произойти, и она должна сломя голову бежать и жаловаться государю? И все из-за чего? Или вернее кого? Варя опять вспомнила свой первый бал. Когда еще были живы родители. Карета. Дворец. Свечи. Император с императрицей. Ее им представляют. Ее волнение перед ними. Сам бал. Родители танцуют. Ее саму приглашают не раз. Успех. Какой успех! Перерыв между танцами. Балкон. Лестница. Сделав несколько шагов по ступенькам вниз, она случайно оборачивается и к ней бежит малыш. Оступившись на первой ступеньке, он падает прямо на нее, она его ловко подхватывает. Он смеется. Если бы… то не было бы уже царского наследника. Свернул бы себе нежную шейку малыш. И во воле случая император и императрица все видели. И конечно же большая часть двора. Вот и сказала императорская фамилия, чтобы она просила все что захочет. А у нее все было. Что ей надо? Мама, папа, дом.
   Подавив первую волну гнева и раздражения, сочувственно улыбнулась, обняла гостью и сказала:
- Мы что-нибудь придумаем. Оставайтесь. Завтра, я пошлю за вашими вещами. Поживите пока у меня.

31/03/2018