Стыдно

Умайра Абдусаламова
Вам когда-нибудь было стыдно? Ну чтоб совсем - совсем. Чтоб прям под стол?
А мне было.
Целых два раза.
Нет, наверное, "стыднее" было и больше, чем всего два раза, но чтоб прям хотелось сквозь землю провалиться - почему-то выделила именно эти два случая...
В детстве у меня долго не было куклы. Медвежонок плюшевый был, солдатики оловянные, доставшиеся мне от братьев были, даже деревянные кубики были (их папа на работе вырезал, мне приносил). Я ж все-таки советский ребенок. Все как положено - дефицит сгущенки и игрушек поровну.
А вот куклы долго не было.
По этой причине я, бывая в гостях,- у соседки бабки Васильевны (почему-то все ее называли именно так, имени не помню) я засматривалась на двух стареньких покоцанных кукл у нее на трельяже. Я их брала в руки, долго щупала, поправляя им платья и волосы и, вздохнув, клала их обратно.
Васильевна видела все это. И по этой причине, видимо, включив жизненную мудрость, в один день, пригласив меня в гости, она торжественно подозвала меня к трельяжу сказала: "Выбирай. Одна из них - твоя!" Я не могла поверить свалившемуся на меня счастью. Моему восторгу не было предела. Я целовала куклу, я целовала Васильевну, а потом побежала домой, чтоб скорее в одиночестве насладиться своим счастьем. Я знаю, что эти куклы были дороги Васильевне.То ли память о ком-то,то ли первые игрушки детства, но в любом случае она,может даже, скрепя сердце, поделилась со мной.Кукла была сильно "изношена". Один из глазиков еле держался,а на ножках даже были небольшие прощелины, сквозь которые я видела внутреннюю "кукольную пустоту",но тем не менее это была #кукла. Я могла наконец-то сама расчесывать ее,плести ей косички и укладывать спать рядом с собой.
Мама видела мое детское счастье и,поразмыслив, скорее всего даже обсудив с папой на семейном совете этот случай, решилась на серьёзный финансовый шаг,ведь нелегко выделять из семейного бюджета деньги на покупку игрушек, когда в доме трое детей.Я была во дворе на следующий день, когда вечером еще издалека увидела идущую домой маму с большой белой коробкой в руках...
Я не побежала ей навстречу, я почему-то замерла, нетерпеливо топчась на месте, и боясь задать самой себе вопрос - это то самое о чем я думаю? Наверное, "сейчасным" детям сложно будет меня понять, ведь тогда даже коробка из под духов была для нас игрушкой. Мама подошла и торжественно с улыбкой вручила мне коробку. Просто. Без - "это тебе на день рождения", без "за отличную учёбу". Просто так, без всякого повода...
Это была кукла - красивая, новая, упругая, розовенькая кукла в цветастом платьице и с огромными белыми бантами в волосах. Я первым делом перевернула ее на живот, и, затаив дыхание, наконец услышала то заветное "мама", которое говорили все советские куклы. Кукла Васильевны уже в силу возраста давно не "мамкала".
А дальше я не знаю что произошло. Дальше была эйфория. Дальше был сон, который я плохо помню. Наверное, так говорят все преступники, которые совершают преступление в состоянии аффекта. Комната у нас была маленькой, пятнадцать квадратных метров и в этой комнате проживало пять человек. Ну или попросту этим долгим объяснением я ищу себе оправдание. Игрушки свои я хранила под кроватью, где еще также лежали машинки и конструкторы моих братьев. В общем, я поняла, что место под кроватью не резиновое и Боливар не вынесет двоих...
Психологи наверное нашли бы мне другое оправдание - всегда получая новое, старое меньше ценится. Не знаю почему, но я постыдилась вернуть Васильевне ее куклу. Или даже кощунственно выбросить ее в мусорное ведро. Не знаю всех направлений извилин детского ума, но я почему-то положила ее в ржавую железную бочку во дворе. В ней много чего еще лежало. Старые доски, обрывки газет и куски резины. Помню еще тогда что-то мелькнуло у меня в сознании, - а может не надо, но демон с другого плеча победил детские сомнения.
Через неделю я вместе с дворовыми девчонками забежала в гости к Васильевне. По традиции как всегда на воскресный чаек с булочками. И прямо с порога я застыла на месте. На трельяже опять лежали две куклы. Одна из них была "моей" уже одноглазой старой куклой.
Васильевна так ничего мне и не сказала по этому поводу, а через полгода тихо молча умерла во сне. Все-таки она была очень старенькой. Я в день ее похорон зашла к ней в комнату, где в центре комнаты стоял красный гроб и стыдясь самой себя положила ей в гроб записку. Не помню всех слов, которые я ей тогда написала. Это было и последнее детское "прощайте, мы Вас никогда не забудем" и "нам будет Вас очень не хватать" - ведь я как главный тимуровец писала от имени всех девчонок нашего двора. Но я думаю, там сквозь строки можно было прочитать и самые важные слова, которые я так и не смогла произнести - ни ей, ни в итоге самой себе: "Простите, меня за куклу, Васильевна... Мне действительно, очень стыдно..."
II.
В юности я была модной городской девочкой,ну или по крайней мере таковой себя считала. Но иногда, для сбрасывания городского шарма (в простонародии - понтов),я приезжала в гости к бабушке в село.Как ни странно я очень любила эти редкие поездки.В одну из таких поездок я с удивлением призналась самой себе - мне нравится тяжёлый горский быт.Ну может потому,что он был всего лишь временным явлением и я знала,что скоро опять вернусь в город к своим высоким каблукам и накрашенным ноготкам.  А пока я была в селе,я получала искреннее удовольствие от заготовки дров (без этого было бы никак не испечь в къорюке хлеб), от походов с кувшином к роднику за водой, - чтобы элементарно постирать одежду и помыть посуду,и от вечернего чаепития на веранде, где в ложке с медом я частенько находила прилипшую осу. Моей любимой настольной книгой в те годы,да пожалуй и сейчас,была зачитанная мною до дыр повесть Мусы Магомедова "Горы и степь." Но в отличии от быта героев этого повествования, у нас в селе хотя бы уже была лампочка Ильича, и печь мы топили не кизяком, а обычными дровами.В остальном, наверное,все было почти так же.Помню, когда очередные сельские молодожены строили себе новое жилье, по заведенной уже традиции они заходили практически в каждый дом и просили сельчан: "Если можете приходите завтра к нам на обмазку стен." Я забыла как называется эта процедура на моем родном языке,да и наверное сейчас жилища в селах уже обделываются по другому, но тогда народ действительно дружно собирался и шел помогать молодым. Мужчины таскали тяжелые ведра,а женщины мазали стены... пахучими коровьими лепешками.И,только не смейтесь, этот запах вовсе не был противным, впоследствии он вообще полностью выветривался, а стены зато хорошо держали зимой тепло.
Это было мое детство и моя юность.
Как вы поняли короны у меня на голове нет.Как впрочем и шубы с барского плеча.И сегодня я почему-то с теплом вспоминаю это время и немного даже удивляюсь, - вроде не такая уж я и древняя и песочек с меня еще не сыпится,тем не менее как я умудрилась пройти такую длинную эволюцию от казалось бы вчерашних дров для растопки печей до сегодняшних айфонов.
В селах есть свой этикет, свои правила. -Уважение к старшим, преклонение перед хозяином дома, моментальная подача блюда на стол,если твой порог переступили гости. Наверное,это есть везде,но в селах это больше выражено.
Горскому этикету меня никто не учил, многие "правила" я познавала по мере роста.Вот одну из таких "воспитательных" историй мне так же очень стыдно вспомнить...
Мы с бабушкой были одни дома и приготовились уже было отобедать только что приготовленным хинкалом, когда в дверь постучали. На пороге стояли гости - высокий седой старик с папахой на голове (прям как в книжках)и рядом с ним юноша, - видимо, внук. Я не помню цели их визита, по-моему,  они пришли к моему дедушке, которого на тот момент не было дома. Естественно, мы вежливо предложили дождаться дедушку, а пока отведать вместе с нами горячий обед. Гости подсели к столу. Бабушка налила наваристый бульон в пиалу и попросила меня отнести к столу. Я не знаю почему, в силу ли своей молодости или потому что парень находился поближе ко мне, первую тарелку бульона я поставила перед ним и быстро, ни о чем не думая, пошла за второй тарелкой. Как вдруг какой-то резкий шум за столом остановил меня. Юноша с ярко выраженным нахмуренным лицом грубо схватил принесенную мной тарелку и с шумом поставил ее перед дедом.
Доли секунды я ничего не понимала. Но это всего лишь какие-то доли.
Отвернувшись, я взяла у бабушки вторую тарелку бульона и вновь поставила ее перед парнем... Урок этикета я в тот день получила сполна. И пока гости сидели за столом я так и не смогла поднять на них глаза.
Вспоминаю эти две истории и даже сравнивая их, не могу для себя решить какая из них для меня "постыднее".Если в первом случае мой проступок можно свалить на детское несмышленное сознание, то во втором, наверное, и без воспитания, можно было догадаться, что уважение в первую очередь оказывают старшим.
Хотя нет, и тот и этот случай по своему для меня "хороши". Но я почему-то все равно рада, что по прошествии лет мне до сих пор так сильно стыдно. Значит, несмотря на сомнения, на ошибки, на трудности, на постоянное анализирование прожитого, есть у меня еще ...совесть в "совестницах".