Эволюция человека - душа, личность и нравственност

Вячеслав Тихомиров
                «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся».
                (Серафим Саровский)

                «Будь Человеком и тогда мир сам изменится в лучшую сторону»

                (трактовка Автора)

   Эволюция человека и человеческого общества – процесс непрерывный, вопрос только в интенсивности – то есть насколько быстро или как медленно идет этот процесс, что влияет на него, в какую сторону эволюционирует человек и общество.
   Интернет словарь «Википедия» определяет биологическую эволюцию (от лат. evolutio «развёртывание») — как естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций,формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом».
   Анализ истории показывает, что в человеческом обществе постоянно происходят события (явления), влияющие на процесс развития общества – либо замедляющие процесс развития, либо ускоряющие этот процесс.
   И в этом нет ничего удивительного – замедление или ускорение тех или иных общественных процессов само по себе несет определенный смысл и является необходимой частью процесса эволюции так как содержит в себе катализаторы процесса эволюции как человека, так и общества.
   Мы очень часто раздражаемся, почему те или иные процессы происходят стремительно или наоборот, медленно.
   Но именно скорость происходящих процессов, как правило, является фактором, кардинально влияющим на процессы в обществе – являясь определенным видом раздражителя, динамика (скорость) процессов, вызывает дополнительную реакцию на сами процессы.
   В любом случае в исторической перспективе все процессы, происходящие в человеческом обществе, влияют на эволюцию как общества в целом, так и на эволюцию отдельно взятого человека (в его жизни) и эволюцию популяции, вопрос только в том, в каком месте общества находится конкретный человек и насколько происходящие вокруг него и с ним процессы влияют на него и на эволюцию популяции.
   Предметом исследования является роль человека в эволюции общества и человека в популяции, в первую очередь критерии человеческих качеств, которые влияют или могут влиять на эволюцию человека.
   Эволюция человеческого общества и человека происходит в результате воздействия на общество и человека многих факторов- сам человек, космос, природа, окружающая среда, пища, техника и многое другое.
   Важным фактором, влияющим на эволюцию человека и человеческой популяции является сам человек, который, безусловно, является важным (но не основным) элементом, а иногда катализатором, ускоряющим или замедляющим процесс эволюции.
   Эволюция человека в популяции- это процесс изменения человека во время которого человек приобретает новые качества, приспосабливаясь к изменениям среды обитания и (или) теряет (утрачивает) отдельные качества, которые становятся ненужными в связи с изменением среды.
   Эволюция человеческого общества это процесс, в котором основная (большая) совокупность групп людей приобретает новые качества и (или) теряет отдельные качества в результате происходящей эволюции отдельных людей, групп людей.
   Влияние отдельных людей на эволюцию человека как вида и влияние на эволюцию человеческого общества в целом несомненны.
   Эволюция является результатом процессов происходящих с человеком в обществе и в обществе в целом.
   Одной из причин эволюционных изменений (непосредственно эволюцией) человека является результат качественных изменений в человеке, происходящих в результате количественного накопления воздействий на организм человека со стороны других людей и окружающей среды.
   Основным катализатором таких накоплений, проявляющихся как фактор влияния самим человеком, являются конфликты, вызываемые в обществе людьми, имеющими нестандартное мышление и избыточной энергией (пассинарии) и иные ярко выраженные качества, порождающие у людей, лишенных таких качеств, немотивированное для них раздражение.
   Как одни, так и другие, взаимодействуя с остальной массой людей своим поведением, поступками, вызывают ответные реакции у основной массы людей, стремящейся в силу человеческой природы находиться в состоянии покоя, а именно: не конфликтовать, не стремиться кардинально изменить существующий порядок жизни и так далее.
   В связи с этим вспоминается тезис Н. Рериха – «Спасибо врагам нашим за то, что они есть – они заставляют нас развиваться».
   То же говорит и Библия: «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.»
   А что такое развитие человека как не накопленное изменение, перерастающее в новое качество - эволюционное развитие.
   Усложняющийся мир увеличивает число конфликтов – чем больше конфликтов, тем выше скорость процесса эволюции человека и общества (как не парадоксально).
   И здесь мы неизбежно приходим к пониманию, что в процессе конфликтов, происходящих между людьми, решающее значение следует отдать процессам, происходящим в области нравственности человека.
   Основная масса конфликтов в человеческом обществе – это конфликты нравственного характера.
   Высоконравственный человек невольно является обязательным участником таких конфликтов – являясь по определению «белой вороной» такой человек самим фактом своего существования уже является притяжением для конфликта.
   Вызываемое им раздражение у людей с иной философией жизни неизбежно вызывает нападение на него.
   Человек, отличающийся нравственными принципами невольно, своим существованием, порождает пример иной жизни, а отсюда и раздражение у своих невольных оппонентов, которые зачастую не могут себе сами объяснить - за что они не «любят» этого человека, завидуют ему, раздражаются от одного вида и появления в своем окружении.
   Возникший конфликт ведет к своему разрешению, результатом которого является всегда новое знание и новая жизненная ситуации, независимо от того кто победил в этом конфликте – нравственность или безнравственность.
   Мы знаем, что нравственность не всегда сиюминутно побеждает в борьбе с безнравственностью, мы знаем, что нравственность не эволюционирует в человеческой популяции – мотивации людей при совершении поступков 10 000 лет назад, 2 000 лет назад ничем не отличаются от мотиваций наших современников.
   Это относится как к мотивации при совершении нравственных поступков, так и к мотивациям при совершении безнравственных поступков.
   Всегда были и есть люди, которые совершали и совершают бескорыстные поступки, основанные на доброте, любви, жалости.
   Всегда были и есть люди, которые из корысти или другим безнравственным мотивам готовы убить, украсть, обмануть.
   Между теми и другими, как носителями разных философских идеологий жизни постоянно идет как зримая, так и незримая война (борьба), в процессе которой люди каждой стороны, совершая поступки, направленные на реализацию своих жизненных принципов и желаний (мотиваций) невольно заставляют друг друга изменяться и развиваться, а развиваясь – эволюционировать, то есть закладывать основы для изменения генетического состава популяции, формирования адаптаций.
   Таким образом, нравственность, являясь категорией нематериальной, невольно способствует эволюции, происходящей в материальном мире – эволюции человека и человеческого общества.
   Не проходя эволюцию в человеческой популяции нравственность тем не менее имеется свойство к эволюции в жизни одного человека – человек может как развиваться духовно и нравственно, так и нравственно деградировать в зависимости от того насколько он сам, человек, стремится познать окружающий его мир и происходящее вокруг, понять мотивацию своих поступков и поступков окружающих, изменить себя.
   Человек состоит из души -  материальной энергетической субстанции, и тела – белково –нуклеиновой формы жизни.
  Тело дается человеку как объект и результат реализации программы продолжения рода, жизни на земле, а душа приходит в тело для наделения тела индивидуальными особенностями в области нравственности и духовности, придания телу статуса человека.
   Совокупность тела и души определяется общим понятием - человек.
   Без тела и души нет человека, каждый из этих элементов важен по значимости, отсутствие любого из них исключает понятие человека.
Жизнь человека - это состояние взаимодействия души и тела.
   Сам факт взаимодействия, как правило, внешне не очевиден.
При этом мы знаем, что тело страдает от того, что душа мечется в процессе своего развития и не может очень часто определиться с приоритетами на пути своей жизни и развития, а тело не может помочь душе, но вынуждено сопровождать ее в этом процессе, выполняя при этом свои собственные функции и задачи.
   Как правило, взаимодействие души и тела протекают в конфликте между собой.
   До тех пор пока существует процесс конфликта души и тела продолжается жизнь человека.
Гармония во взаимодействии души и тела, когда они обладают равными возможностями и правами относительно друг друга, по определению невозможна.
   Душа стремится к развитию, а тело стремится к покою. Развитие для тела это процесс принудительного труда, который требует усилий и затрат, а усилия для тела, как правило, нерациональная трата энергии и материала, из которого построено тело.
   Развитие души это процесс, ради которого существует тело, но при этом тело и душа в этом процессе не союзники.
   Душа для своего развития направляет тело в одну сторону, а тело для своего собственного развития стремится зачастую в другую.
   Несовпадение векторов движения тела и души порождает внутренний конфликт в человеке, который ведет человека и раздирает человека на части и может привести к непредсказуемым последствиям.
   Неугомонный, говорят иногда о человеке, подразумевая проявления его натуры, его души и функций, реакций энергетики тела на окружающий мир.
   Душа заставляет человека совершать поступки, через которые реализуются процессы развития или деградации тела.
   Тело требует к себе внимания и через собственные механизмы, через поступки влияет на состояние души, которая также либо развивается, либо деградирует. 
   При этом описывая тело необходимо в первую очередь вспомнить о наличии у человека сознания и интеллекта, которые являются материальной обязательной принадлежностью тела.
   Кроме того существует такое понятие как личность.
   По Википедии:
- «сознание» — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.
- «интеллект или ум» — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта.
- «личность» — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.
   Материальность интеллекта и сознания выражается в том, что носителями информации являются частицы материи, в которых записывается информация в виде набора сигналов и которая имеет способность  как воспроизводиться, стираться, так и меняться качественно и количественно.
   Совокупность качеств интеллекта, сознания и души дает понятие личности человека.
   Различие людей, их личностных особенностей проявляется через различия интеллекта, сознания и души.
   Различная способность разных людей обладать разным сознанием и интеллектом означает различное количество определенных видов материи тела, имеющих способность быть носителями информации сознания и интеллекта.
   Проживая жизнь человек постепенно теряет тело, оно угасает, стареет, а затем отмирает и подлежит утилизации, угасает сознание и интеллект в связи с отмиранием частиц- носителей, при этом душа человека имеет свойство и возможность сохранить себя для новой жизни и последующего взаимодействия с новым телом, независимо от того развивалась душа или деградировала.
   Страдает ли душа от конфликта или взаимодействия с телом, от потери тела и как она относится к этому факту?
   Скорее всего - да, так как без тела душа не реализует свое назначение – участвовать в появлении человека и его земной жизни.
   Мозг отражает реакции организма (тела) на окружающий мир и на собственные процессы организма.
   Иногда мозг делает это адекватно, иногда нет. При этом необходимо помнить, что мозг это часть организма и по определению часть не может объективно судить о целом, так как в этом случае она (часть) должна обладать способностью дать объективную оценку самой себе как части целого через взгляд со стороны. Но объективный взгляд мозга со стороны невозможен, так как для этого часть (мозг) должна выйти из целого, что меняет объем целого и одновременно меняет представление о нем как о целом.
   Мозг не может адекватно оценить душу, так как душа не является частью организма и в силу этого мозг не обладает полной и объективной информацией о составе и функциях души, а попытки домыслить на уровне одинаковой функциональности и устройстве не всегда являются правильными и критичными.
  Существуя в материальном мире душа является материальным объектом, прибывающим в теле и обладающим своим собственным устройством, своими механизмами жизнедеятельности и своими функциями.
   Пребывая в теле человека душа живет в каждой клеточке тела и имеет возможность взаимодействовать с телом в любой момент и в каждом проявлении жизни тела.
   Душа имеет свою волю и свои требования к телу и процессу совместной жизни.
   Определить главенство души или тела зачастую сложно, иногда тело берет верх, иногда душа заставляет тело совершать поступки, которые с точки зрения логики тела являются неразумными и нерациональными.
   В любом случае душа и тело в земной жизни неразделимы – душа может развиваться и совершенствоваться только в теле, тело без души не имеет свойств и потенции для жизни.
   Душе нужно тело как инструмент, посредством которого душа может совершать процессы, дающие ей возможность развиваться. В этом случае речь идет о симбиозе, когда одно существо или субстанция не может существовать без другого и только дополняя друг друга они способны к развитию и совершенствованию, а именно к жизни.
   Если завершение жизни тела это физиологическая смерть и утилизация тела для повторного использования в качестве исходного материала в виде природных ресурсов, то душа завершив свой последний этап развития в белково – нуклеиновой форме (теле) остается в иной, энерго- информационной, форме жизни, когда потребность в теле для развития и жизнедеятельности отпадает.
   Но это уже другая история.
   Нужно понимать, что если эволюция человека– это процесс развития материального тела, происходящий в популяции, то эволюция души – это развитие нравственности индивидуального человека в период его земной жизни.
   Именно эволюция души является развитием нравственности и это развитие отражается в личностных особенностях человека.
   Возникает вопрос- если душа эволюционирует (развивается нравственно), то почему не эволюционирует нравственность в человеческой популяции при том, что именно душа является носителем нравственности?
   И куда девается душа, достигшая высшей точки нравственной эволюции – живет своей жизнью в другой формации, делится на части, чтобы продолжить участие в земной жизни человека, помогая человеку в его эволюции и сохранении жизни на земле?
   Вопросы, вопросы, вопросы.
   Возможно, что мы не готовы к ответам на эти и другие вопросы, мы как дети – наше знание не должно повредить нам в нашем периоде  детской площадки.
   Каждый человек от рождения наделен качествами, которые делают его отличным от других.
   Между тем с первого дня рождения человек невольно продолжает развивать те качества, которые были заложены в него при рождении.
   Развивая в себе качества, которые позволяют человеку выжить, человек тем самым формирует себя как личность.
   Для большого количества людей возможность совершения тех или иных поступков, по их мнению, сопряжена с таким явлением как свобода.
   Очень часто люди, объясняя свои поступки, говорят: мне не хватает для организации своей жизни денег – тогда я имел бы определенный диапазон свободы; я не волен в своих поступках потому, что зависим и не свободен в выражении своего мнения; я совершил такой поступок, потому что вынужден был сделать это в силу сложившихся обстоятельств, которые не давали мне свободу выбора.
   И так далее.
   Согласно Википедии, в философии: свобода — возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.
   Таким образом, обязательным условием проявления личности человека является понимание человеком, что существует свобода проявления его воли, обусловленная физиологическими возможностями человека в пределах законов общества и природы.
   Наверное, не надо обсуждать случаи, когда происходящие с человеком события происходят помимо его воли – судьба и случай.
   Нет смысла обсуждать совершаемые человеком поступки в результате давления на него воли иного человека – под угрозой физического или психологического насилия.
   Когда происходящее с человеком является результатом стечения обстоятельств, существующих и проявляющихся помимо воли человека и без его участия – землетрясение, цунами, взрыв газа в доме в другой квартире.
   Важным является - понимает ли человек насколько он свободен в принятии решений в тех случаях, когда он сам стоит перед выбором, может и должен сделать это выбор на основании собственных пониманий происходящих явлений, на основе своей нравственности, сформировавшейся к данному моменту, когда принятие решения зависит только от самого человека и его воля не подвержена внешнему воздействию (другого человека, явлений природы и так далее).
   Кроме того очень важным является понимание человеком почему он, человек, совершает те или иные поступки, реализуя свою свободу воли, как и чем мотивирует для себя совершение своих поступков.
   Именно через реализацию своего понимания свободы, возможности проявления своей воли, преодоления тех или иных своих внутренних морально – волевых препятствий, человек реализуется как личность.
   Личность – человек, наделенный индивидуальными качествами, отличающими одного человека от других людей и позволяющих человеку идентифицировать себя среди подобных как индивидуальную личность, а также позволяющих человеку самовыражаясь самостоятельно определять стиль и принципы жизни, по которым он, человек, живет.
   Личность – это меняющееся свойство человека, которое  присутствует в человеке постоянно и в каждый миг отличающееся одно от другого и в силу которого каждый человек является отличным от других людей.
   Формирование личности происходит по ряду причин и условий:
- влияние среды (космос, место проживания, условия проживания, окружающие люди, род и вид деятельности);
- осознанное влияние окружающих людей;
- осознанное изменение человеком себя;
- генетически обусловленные качества, которые влияют на процесс формирования личности;
- влияние космического разума (возможно?).
   В процессе развития личности важную роль играет философия жизни (нравственность), которую придерживается (исповедует) человек в процессе своего развития.
   Проходя через череду проблем, конфликтов, испытаний человек невольно проходит процесс формирования личности, в котором он получает те или иные качества, которые формируют его как личность и отличают от других людей.
   Каждый человек – личность и значение каждой личности имеет большое влияние в эволюции человеческой популяции.
   Между тем общество, в зависимости от состояния общественного сознания, может придавать значение тем или иным качествам человека, которые в тот или иной момент развития общества являются для общества более значимыми, ценными и, в силу этого, оценивать личность.
   Очень часто стимулом для развития личности являются препятствия, возникшие на пути человека.
   При этом эти препятствия, как правило, возникают помимо воли человека и человек не подозревает, что эти препятствия ему посланы целенаправленно его судьбой для его развития, развития его личностных качеств и для усиления процессов эволюции популяции.
   Человек недоволен, зол на эти препятствия, но либо преодолевает их и растет как личность (в том числе нравственно), либо препятствия ломают человека, изменяя его личностные качества.   
   Между тем именно личность, человек, как существо, обладающее особенными качествами, вершит историю, влияет как на эволюцию биосферы, так и на эволюцию непосредственно человеческой популяции.
   В процессе формирования каждой личности большую роль играет нравственность человека, как заложенная при рождении, так и развивающаяся в процессе развития человека.
   Эволюция человека в популяции происходит в результате столкновения личностей, обладающих разным уровнем нравственности и интеллекта, как отражение борьбы добра и зла.
   Невозможно говорить о развитии личности любого человека без преломления этого процесса в свете развития нравственности.
   Основные качества человека, которые побуждают его совершать безнравственные поступки – зависть и жадность, следующий уровень – злобность и мстительность, далее – подлость и предательство.
   Попробуйте убрать все эти качества у человека – мир остановится в развитии, ибо благодаря этим провоцирующим свойствам личности происходит борьба среди людей, а в целом эволюция человеческой популяции, когда преодолевая встречные качества людей, обладающих низкой нравственностью, человек нравственный вынужден включать все свои физиологические качества для борьбы и преодоления встреченных им на жизненном пути препятствий.
   Одновременно происходит проверка и нивелировка нравственности человека, его подъем или падение.
   Величайшая мудрость Библии и сводов иных религий (Коран, Тора  и так далее) ориентирует нас на понимание процессов развития человека от его рождения до завершения жизненного пути, давая уроки и, подсказывая, как и куда следует идти.
   Одной из загадок человечества является загадка – почему человек не учится на ошибках прежних поколений, на мудрости веков – все мы читаем одни и те же книжки, смотрим одни и те же фильмы, но одни люди при этом растут нравственно, а другие – нет.
   Для одних людей безнравственно обидеть другого человека даже словом, для других – самое большое удовольствие побольнее ударить, сделать гадость, которую он и ему подобные, почитают за доблесть.
   И при этом каждый человек – уникальная личность.
   Пусть одному нужна Библия, а другому Коран, один любит балет, а другой рок или джаз, кто- то за всю жизнь не прочел «Три мушкетера», а считает самой интересной книгой справочник по размерам подшипников, кто –то работает дворником, а кто –то возглавляет страну.
   Каждый человек своим присутствием на Земле, своей жизнью, участвует в эволюции.
   И даже Иуда был необходим, чтобы через его предательство можно было совершить подвиг Христа, который знал и допустил предательство как необходимый фактор эволюции.
   «21.И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.» (Новый Завет. От Матфея)
   У всего и у всех на Земле и в Космосе есть своя Миссия - своя цель, задача, поручение.
   Нет ничего случайного – все имеет свой смысл и причину.
   Миссия Земли – дать возможность появиться на Земле жизни, развить эту жизнь, сохранить и продолжить ее существование, как в пространстве, так и во времени.
   Миссия человека -  проходя эволюционное развитие сохранить Землю, сохранить жизнь на Земле, добиться развития жизни на Земле и в Космосе.