Эссе. Оказаться в прошлом

Лариса Евсикова
Вы когда-нибудь перемещались во времени? Нет? Вот и я тоже. Но недавно со мной произошла такая метаморфоза, что кому расскажи – не поверит! Это что-то из области фантастики.

А началось всё с того, что меня замучили нестерпимые приступы ностальгии. Чем больше по ТВ кричали о предстоящих выборах 18 марта, чем чаще и чаще я с тоской вспоминала былое: «Как было хорошо раньше – в советские времена! И люди были какие-то другие: дружные, сплочённые, искренние; и хоть на прилавках пусто, а к любому в гости зайди – стол ломится от всяких яств, - всё домашнее, собственного приготовления; и медицина была бесплатная, и высшее образование тоже. Пусть мы жили бедно, но весело: и работа в руках горела, и в праздники душа пела, и была какая-то жизнеутверждающая уверенность, что будет лучше. Мы с оптимизмом шли вперёд в светлое будущее – к желанному коммунизму».

И так меня эта ностальгия замучила, что, придя 18 марта на избирательный пункт, я проголосовала за КПР. «А вот пусть коммунисты наконец возьмутся за порядок в стране, - размышляла я, бросая в урну свой бюллетень. - Ведь немало было хорошего при советской власти».

И что вы думаете? Не зря говорят: «Бог вне времени». И решил Господь Бог меня - сегодняшнюю - переместить в старые «добрые» времена.
Собрала я свои модные и практически не ношенные вещички, что давно уже на мои располневшие телеса не налазят, и понесла их в наш местный комиссионный магазин. Принимают там вещи за гроши, но и они не лишние. (У меня сейчас каждая копейка на счету, - решила балкон отремонтировать).

Ну так вот. Собрала я котомку да подалась в названное учреждение с «жизнеутверждающей уверенностью в светлое будущее». Да не тут-то было! Оказывается, очередь надо занимать с 6 часов утра, и то к открытию (к 10 часов) ты будешь далеко не первая. Бабули стоят со своими баулами, волнуются: «Успеем ли до конца приёма?! Товаровед принимает всего 3 часа - с 10 до 13. Кто не успел – тот пролетел». 
А я, как положено, пришла к началу рабочего дня и оказалась то ли двенадцатой, то ли тринадцатой.  Потолклась я, потолклась в очереди, да не солоно хлебавши со своим узелком домой подалась. «Ой, - думаю, - к шести часам утра вставать, затем до десяти на улице зябнуть пока магазин не откроют, а потом ещё несколько часов торчать под дверью товароведа, ждать - когда тебя примут». С советских времён терпеть не могу очереди, но взялся за гуж, не говори, что не дюж. Захотела побывать в прошлом, вот и наслаждайся «счастливой» советской действительностью.

На следующий день, встав ещё затемно и промёрзнув до десяти на улице, я наконец добралась до тёплого помещения, где можно дождаться своей очереди, сидя на неудобных дощатых креслах. Окидывая взглядом помещение, я никак не могла избавиться от ощущения, что оказалась в другом отрезке времени. Обшарпанные стены, потолки с потёками, запах нафталина и чего-то затхлого, а также пересуды впереди стоящих бабулек о том, где можно подешевле купить рожки да макароны, наводили на меня нестерпимую тоску. Чтобы как-то скоротать время я разговорилась с соседками по лавочке. Люди и в самом деле оказались доброжелательными и отзывчивыми. Слово за словом, и мы уже общались, как старые знакомые. Время за разговором пролетело незаметно. И вот, наконец-то, я в кабинете товароведа.
На окнах дешёвенькие занавески, на старом рабочем столе потрёпанный журнал учёта и пачка квитанций. Никакого намёка на современную оргтехнику! Товаровед – седовласая женщина безучастно осматривает мои наряды и неторопливо заполняет квитанции: 250 рублей… 150 рублей… 100 рублей…  У меня холодеют руки. С вычетом комиссионных процентов, что останется мне? Наконец не выдерживаю:
- Почему так дёшево?! Я же не тряпьё вам какое-то поношенное принесла, а приличные вещи.
- Дороже не можем, - тусклым голосом отвечает она. – Продажа будет идти плохо.
- А почему вы не даёте рекламу в интернете? Ведь у вас бывают такие красивые вещи бывают? И в «Юле» и в «Форпосте» продают тоже самое, но в разы дороже.
- А зачем давать рекламу? – бесцветным голосом спрашивает она, не отрываясь от заполнения квитанций.
- Как зачем? Чем больше будет покупателей, тем лучше товарооборот. Вы же сможете тогда больше денег заработать, чтобы и ремонт сделать, и компьютер купить.
- А зачем нам компьютер? – пожинает она плечами. – Я даже не знаю, с какой стороны к нему подходить! У нас весь учёт товара проводится по журналу.
- А зарплата? Вы же теряете в деньгах!
- Ой, про зарплату лучше и не говорить, - машет она рукой. – За такие копейки никто из молодых работать не будет. Только мы-пенсионеры ещё и соглашаемся.
- А что, - допытываюсь я, - ваше начальство не понимает, что реклама – двигатель торговли?
Пожилая женщина бросила на меня быстрый взгляд и опять уткнулась в бумажки.
Я же продолжаю:
- А если вещь купили, вы как-то сообщаете об этом клиенту? Вы деньги перечисляете на его счёт или как?
- У нас нет средств на сообщения по телефону, - отрезала она. – Приходите сами и узнавайте: продано или не продано? Если продано, то на кассе получите деньги.
- А если я что-то хочу у вас купить, наличкой надо рассчитываться или можно по карточке?
Она подняла голову и посмотрела на меня, как на инопланетянку, а, точнее сказать, как на гостью из будущего.:))

Я возвращаюсь домой в свою комфортабельную квартирку, подогреваю обед и слышу звонок домофона:
- Мастера по балкону вызывали? Откройте, пожалуйста, входную дверь.

Рассказываю специалисту, что хочу сделать и ловлю себя на мысли: «А ведь в советские времена я не то, что отделку балкона не стала бы делать, я даже застеклить бы его не смогла. Моя лоджия выполняла бы роль не зимнего сада, а захламленной кладовки, где годами копятся и хранятся старые вещи «на всякий случай». Нет, мне такой коммунизм не нужен, где люди добрые, искренние, хорошие, но народ нищий!