Молодежь семидесятых, Александр Семченко

Иван Шизофреник
Еще одна книга в открытом доступе о религии  в СССР, взгляд протестанта. В России история религиозных учений советского периода не возбуждает любопытства (чему способствует и основной поставщик официальных религиоведов РГГУ, не способный подготовить пишущих ученых или хотя бы поддерживать публикации малоизвестных авторов), поэтому любая автобиографическая книга «бывшего советского религиозного диссидента»  читается запойно. Увы, зеки-протестанты не пишут о «духовном» и обходят стороной философию, баптисты и свидетели Иеговы предпочитают писать «по делу», только факты, факты, имена.  Что производит на читателя, привыкшего к католической и православной «рефлексии»,   плохое впечатление. В самом деле, кого интересует, что некий провинциальный юноша разбогател после развала СССР, а затем и вовсе уехал «по религиозной линии» в США! Но для протестантов богатство — это свидетельство «любви божией» (любит нас Бог! Дарует нам деньги!). Допускаю, советские баптисты и меннониты писали бы качественно, если среди них тусовались филологи и философы, но нет! Причины известны: протестанты «исповедовали веру», в отличие от многочисленной армии православных и католических верующих семидесятых, предпочитающих скрывать свои взгляды. «Исповедникам» в вузы путь был если не закрыт, то затруднен. Нужны ли подобные жертвы? Сломанные судьбы страдающих «за Христа», дети из семей верующих, искалеченные травлей в школе?  Так, меня и в начале девяностых упрекали, что я не скрывал свое мировоззрение, ведь это «глупость». Зато после девяностых появились якобы «катакомбники» Меня и  «тайные монахи» марксисты Лосевы. С сегодняшней точки зрения, с точки зрения жителя страны, где интеллигенция опять презирает религию,  жертвенность ни к чему не приводит. И правда, зачем исповедовать? У известного писателя, лауреата Нобелевской премии, есть повесть с мрачным сюжетом: сын популярного «ученика Ганди» угрюмо проклинает отца. - Ты думал о себе, жил ради своей славы по «правилам Ганди»! - как бы говорит персонаж, - что досталось мне в наследство? Когда все учили английский язык, язык оккупантов, и «европейские проклятые науки», я «жил как сын отца-гандиста» в невежестве. Думал ли ты, отец, что национализм не лучшее образование для современного человека?
Да, они — харизматичные священники типа Меня или Якунина, современные «первохристиане» Борисовы и Кочетковы, не желают нести ответственность за свои вброшенные в массы  взгляды. Поэтому правы интеллигенты, смеющиеся над «исповедниками».
Семченко также классический «чиновник от религии», для него философия менее важна, чем организационные вопросы. Тем не менее в книге есть несколько интересных моментов.
Например, рассказ о внуке Льва Толстого, занятого вопросами теодицеи (да, в СССР были люди, знакомые не только с Лейбницем). Или краткие экскурсы в сексуальную жизнь верующих: пусть намеками, но на безрыбье и рак рыба. Читать здесь «Молодежь семидесятых», Александр Семченко