Портрет Офицера

Галина Косолапова 2
          События, о которых пойдёт речь в этом рассказе, произошли в конце прошлого века, ещё до распада Союза. Тогда всё было другим – другая страна, другая жизнь, другие люди… Могла ли такая история произойти в наши дни? Вряд ли… Был у людей, живущих в той, другой, стране какой-то нравственный стержень, который разрушился, когда разрушилась и сама страна…


          …Таня давно не была в своём посёлке, и этим весенним утром твёрдо решила, что пора, наконец, отложить все дела и навестить любимую бабушку. Вчера она заработалась допоздна и совсем не выспалась. « Ладно, посплю в дороге», - подумала Татьяна. Завернув по пути в магазин за гостинцами, она пришла на автостанцию, купила билет, села в автобус и уснула сразу, как только он тронулся…
         Когда она проснулась, то увидела, что почти добралась до места. За окном мимо проплывали знакомые с детства пейзажи. Она любовалась прекрасными видами природы, и самые красивые пыталась как бы «сфотографировать» в своей памяти – они могли пригодиться ей потом для работы, когда она в мастерской будет писать свои картины. Таня была художником.
         Автобус подъезжал, и она ещё издалека приметила знакомую фигурку бабушки. Та, конечно, не усидела дома и пришла встретить внучку на остановку.
         - Бабулечка моя, как же я по тебе соскучилась, - Таня нежно обняла бабушку и та от умиления прослезилась.
         - Уж больно редко бываешь, Танюшка…
         - Работа, бабулечка…
         - Ну, да… Ну, да…
         Поздоровавшись с местными, торговавшими, кто чем, на остановке, они не спеша отправились домой. Только сейчас Таня поняла, как сильно соскучилась по своему посёлку. Она старалась поглубже вдохнуть этот чистый весенний воздух,  которого ей так не хватало в городе, где машин с каждым годом становилось всё больше. Дорога к дому проходила мимо почты, там бабушка  встретила  свою соседку и остановилась, чтобы поздороваться с ней и перекинуться парой слов. Таня в это время с интересом осматривалась вокруг и подмечала произошедшие за время её отсутствия перемены: кто заново крышу перекрыл, кто гараж у дома выстроил, а кто и баню новую справил…
         И тут её внимание привлёк один пожилой мужчина. Несмотря на солидный возраст, в нём всё ещё чувствовалась особая выправка. «Бывший военный » - подумала Таня. Он шёл по улице, и местные жители, встречаясь с ним, очень тепло его приветствовали: мужчины, здороваясь, снимали головные уборы, а женщины слегка кланялись. В разговоры он ни с кем не вступал, только кивал в ответ на приветствия. Таня никогда раньше не видела этого человека в своём посёлке, и когда бабушка снова подошла к ней, спросила её:
         - Кто это, бабуль?
         - Это – Иван Игнатьич, - ответила старушка, и столько уважения, и даже почтения было в её голосе, что этот мужчина вызвал у Тани неподдельный интерес.
         - Расскажи мне о нём…
         - Пойдём, дома расскажу…

         После обеда Татьяна услышала от бабушки довольно печальную историю. Она произошла в начале прошлой осени. Ребятишки из посёлка без спроса, оставив только записки родителям, ушли в лес за грибами и не вернулись – зашли, видимо, слишком далеко и заблудились. Стало темнеть, а их всё не было. Родители забили тревогу, побежали по соседям. Ночи стали уже холодными и дети могли погибнуть одни в лесу. На поиски собрался весь посёлок, никто не смог остаться равнодушным к чужой беде. Да, и чужая ли она была? Посёлок был небольшим, все друг друга знали, и жили, практически, одной семьёй. Только Иван Игнатьевич жил уединённо и особо ни с кем не общался. Он недавно купил здесь дом, и перебрался сюда из райцентра. Дружбу ни с кем заводить не спешил, хотя многие помнили его, ведь он и раньше, вместе с другими городскими, частенько приезжал  в эти края в лес за грибами. Местные тоже в друзья к нему набиваться не стали, да и вообще, считали его чужаком. Но когда до Ивана Игнатьевича дошли слухи о случившемся, его словно подменили. Он сорвался с места и в первых рядах бросился в лес на спасение детей. Уже наступила ночь, а детей всё никак не могли найти. Стали уже поговаривать – не отложить ли поиски до утра, но Иван Игнатьевич наотрез отказался покидать лес, пока дети не будут найдены. Почти все вернулись по домам, чтобы дождаться рассвета. Поиски продолжали только родители, ближние соседи и Иван Игнатьевич, ведь, благодаря пристрастию к «грибной охоте», он хорошо знал эти места, почти так же, как и местные жители. Все, кто остались в лесу, разошлись для поиска в разные стороны, и всё продолжали громко звать и искать детей. Иван Игнатьевич тоже упорно продвигался вперёд, вглубь леса, продираясь через заросли кустарника и поваленные деревья. И тут ему ужасно не повезло, он провалился в темноте в какую-то яму с водой, сильно промок, но выбравшись всё равно продолжил поиск. И именно ему, наконец, удалось найти детей и вывести их из леса. Они уже сильно замёрзли и вряд ли эта история могла хорошо закончиться для них, если бы поиски отложили до утра.

          Никто в посёлке не понял тогда, почему этот угрюмый, неразговорчивый человек первым бросился на спасение в общем-то чужих ему детей, пока вскоре всё не выяснилось неожиданным образом.
          Иван Игнатьевич во время поиска детей сильно простудился и долго лежал в больнице с воспалением лёгких. Вот тогда к нему и приехали его бывшие сослуживцы, чтобы проведать больного, да и повидаться – давно они не собирались вместе, не вспоминали свои армейские будни. Чтобы не ночевать в доме без хозяина, остановиться решили у тётки Марьи. Дом у неё был большой, просторный. Выстроили они его когда-то с мужем в расчёте на большую семью, но муж умер, дети уехали в город, и осталась тётка Марья одна в своих хоромах. Вот и стала она сдавать комнаты постояльцам – всё веселее, чем одной вековать, да и какая-никакая, а прибавка к пенсии. Хозяйкой она была хлебосольной, и для друзей Ивана Игнатьевича тоже стол накрыла и бутыль самогоночки поставила для душевного разговора. Постояльцы выпили сначала за хозяйку, потом за здоровье друга, за мир во всём мире, и пошёл он, этот самый душевный разговор… Рассказали они тогда много интересного про Ивана Игнатьевича, про его жизнь и военную службу, ведь сам он никогда никому ничего не рассказывал. Вот тут-то тётка Марья возьми, да и поинтересуйся у них: не понимаем, мол, мы в посёлке – почему он так поступил? Уж и свои, местные, по домам до утра разошлись, а он, совсем чужой человек, проявил такое упорство и до конца продолжал поиск, пока дети не нашлись. И, оказалось, было всему этому очень даже простое объяснение…

          Много лет назад, в самый разгар его военной службы, получил Иван Игнатьевич новое назначение – командиром в одну из воинских частей. И за пару дней до его прибытия на новое место службы, случилось в той части ЧП – сбежал солдат-срочник. Парень-то был спокойный, тихий, а тут вдруг в бега подался. Всю часть «на уши» подняли, стали разбираться, и вот что выяснилось: парнишка оказался из верующей семьи. В то время никто не спрашивал – веришь в Бога, не веришь? – иди и служи, в армию всех брали. Когда мать приезжала к нему повидаться, то привезла ему крестик нательный и велела спрятать подальше от людских глаз. А где его спрячешь-то? Конечно, заметили вскоре, и началась у парня «весёлая» жизнь… В ту пору дедовщина процветала в армии буйным цветом, чтобы загнобить человека и повод был не нужен, а уж если дал повод, то теперь держись…Прицепились к нему капитально: и «поповичем» обзывали, и унижали, и даже били. Парень всё это переносил, сколько мог, а потом не выдержал и сбежал, как только случай подвернулся. Оружие он, конечно, не взял – зачем оно верующему человеку? Поэтому поднимать тревогу не стали, хотели своими силами его найти, чтобы самим с погонами не распрощаться. Да только время зря потеряли, а  найти так и не смогли – лес вокруг, а с севера - вообще болото. Был там небольшой посёлок рядом, но разве солдат мог туда сунуться, зная, что там в первую очередь искать будут?
          Вот в это время в часть и приехал новый командир – Иван Игнатьевич. Пришлось доложить новому начальству о ЧП. Сразу подняли тревогу на весь район, организовали серьёзный поиск, и ещё целые сутки искали, пока не нашли в лесу. Да только поздно оказалось – солдат к тому времени уже полдня, как мёртв был. Была поздняя осень, и парень просто замёрз в лесу. Кончились спички, или их вообще у него не было – этого уже не узнать. А ведь его можно было спасти просто вовремя  объявив тревогу по району и организовав поиск…
          Что творилось с матерью солдата – и говорить нечего, каждый может и сам догадаться: и выла, и проклинала всех и вся… Сначала и Ивану Игнатьевичу досталось, но потом её успокоили, объяснили, что новый командир только что прибыл в часть, и к трагедии с её сыном никак не может быть причастен. Тогда винить его она перестала, и даже, уезжая, поблагодарила за то, что он организовал поиск и пытался спасти её сына. Вот только Ивану Игнатьевичу от этого легче не стало. Погоны тогда всё-таки "полетели", и хоть к новому командиру претензий не было, сам он чувствовал себя виноватым, как будто не всё сделал, что мог для спасения этого совсем молодого парнишки.
          Да, его никто ни в чём не обвинял, но просто есть такие люди, которые берут на себя ответственность не только за то, что происходит на их улице или в их городе, но и за всё, что происходит в их стране. Таким, видимо, был и Иван Игнатьевич.
         Плохо началась тогда его служба на новом месте, с такой трагедии, зато это послужило ему уроком на всю жизнь. Дедовщину в своей части он вытравил на корню, и солдатам был все годы, как отец родной. Что касается службы, то поблажек никому не давал, но и перегибать палку своим подчинённым не позволял. Уважали его в части все – и сослуживцы, и солдаты-срочники.
 
         Вот каким человеком оказался этот новый житель посёлка!  На следующее утро тётка Марья у поселкового магазина поведала эту историю своим товаркам, а к обеду уже весь посёлок был в курсе прошлой жизни Ивана Игнатьевича. Тогда всем стало ясно, почему он так упорно не хотел прекращать поиск до утра, а всё искал, и искал детей. Он просто боялся повторения той давней трагедии. Он слишком хорошо теперь знал, как дорога бывает каждая минута, когда речь идёт о спасении человеческой жизни.
         Через месяц Ивана Игнатьевича выписали из больницы, и он снова появился в посёлке. Он сразу заметил перемены, произошедшие в поведении местных жителей. Его больше не сторонились, не считали чужаком, а наоборот, уважительно приветствовали. Мужчины старались пожать руку, а женщины окружили его такой заботой, что на столе у него с тех пор всегда было свежее молоко, овощи и ягоды с огорода, и, конечно, каждая несла ему свои фирменные свежеиспечённые пирожки. Он не отказывался. Не потому, что считал, будто заслужил всё это внимание. Нет, он просто не хотел обижать отказом этих милых женщин. Он хорошо понимал, что они чувствуют, ведь все они матери. В ту ночь он стал спасителем и для их детей тоже. И другие дети могли оказаться в том лесу, и он точно также искал бы их всю ночь, до тех пор пока не найдёт…

         Всё это внучка узнала из рассказа бабушки. На следующий день Татьяна  случайно встретила Ивана Игнатьевича около магазина. Бабушкин рассказ произвёл на неё такое сильное впечатление, что она не могла оторвать своего взгляда от стоящего рядом пожилого мужчины, и тайком долго и внимательно рассматривала его. Ей вдруг ужасно захотелось написать портрет этого человека. Её больше не интересовали пейзажи – почему-то они вдруг стали мёртвыми для неё, а живой осталась только Душа,  Душа такого человека, как Иван Игнатьевич – большая и чистая. «Когда я вернусь домой, я обязательно напишу Ваш портрет, - мысленно пообещала Таня, - такой, чтобы память о Вас осталась у людей на годы вперёд…»

          Последствия той ночи – простуда и воспаление лёгких – всё-таки негативно сказались на здоровье Ивана Игнатьевича. Не смотря на то, что месяц пролежал в больнице, до конца от болезни он так и не оправился. Может быть сказался возраст, а может быть и сильный стресс, ведь он так боялся ещё раз пережить то, что пережил много лет назад и не мог забыть до сих пор. Из писем бабушки Татьяна узнавала, что Иван Игнатьевич стал часто болеть, а через два года болезнь победила, и его не стало.
          Таня сдержала своё обещание, и на прощание с Иваном Игнатьевичем она приехала с готовым портретом. Таня очень старалась, и картина явно удалась. Она поняла это по одобрительному гулу, который раздался в клубе, когда портрет выставили на обозрение. Иван Игнатьевич на нём и правда был хорош – в военной форме (форму Таня срисовала с фотографии, которую по её просьбе прислал ей письмом один из его сослуживцев, приезжавших тогда к ним в посёлок), и взгляд – удивительно добрый и мужественный. Односельчане смотрели на этот портрет и прощались со своим Героем. Да, он не бросился под танк со связкой гранат, не закрыл своей грудью амбразуру, он просто ценой своей жизни – как теперь оказалось – спас в осеннем холодном ночном лесу детей, и поэтому для жителей этого посёлка Иван Игнатьевич стал настоящим Героем. И именно таким они будут вспоминать его, глядя на портрет, написанный Таней. Портрет настоящего Человека и Офицера. 


03. 2018 г.