Мир одного атеиста. Г5. Мир в Обобщениях

Логинов Дмитрий
Полную версию можно найти (лучше скачать и читать в word) по ссылке
 
https://yadi.sk/d/4IxlxVqI3SWcmV


  «Человеческое тело и разум состоят из бесчисленных составляющих. Именно поэтому я являюсь уникальным индивидуумом с неповторимой личностью: есть лицо и голос, по которым меня можно отличить от других, но мои мысли и память уникальны только для меня самой, так же как и чувство собственного предназначения, и это лишь малая часть информации, которую я собираю и использую по своему. Именно из совокупности всех мыслей возникает чувство собственного Я. И я знаю, что границы этого Я можно расширить.»

  Мотоко Кусанаги. Призрак в доспехах


  Человек с очень раннего возраста включен в различные сообщества: семья, песочница, детский сад и т.д. Для адекватного участия в этих группах он должен обладать необходимым багажом паттернов, которые в большинстве своем построены на сильных обобщениях. Но и каждая группа состоит из конкретных людей с общими (помимо других) паттернами. Таким образом, каждая группа соответствует с одной стороны определенному набору паттернов, а с другой - ступени в социальной иерархии. Рост багажа внутренних связей открывает доступ в новые группы. Функционирование в группе или в группах приводит к усвоению новых паттернов.


  Самобытность (душа) – следствие объектно-ориентированного обобщения отношений ребенка с миром, включая его самого. Из всего спектра разрозненных связей вычленяются наборы связей, регулярно встречающиеся вместе – происходит разбиение мира на объекты, системы, обладающие постоянством пространства, неделимостью. При этом вопрос о их временной ограниченности даже не ставится. Объекты воспринимаются не-конечными во времени. Идея времени очень сложна и усваивается существенно позже. Мир замораживается на вечные сущности: собственно «Я», кроватка, добрая мама, непонятный папа, «другой» и т.д. В процессе взросления модели этих объектов, которые к тому же сами постоянно изменяются, непрерывно развиваются, обогащаются, но, несмотря на это, чувство постоянства систем остается. Обобщая это чувство, человек приходит к выводу, что у каждого объекта есть его квинтэссенция, душа, Платоновская идея, нечто самодостаточное, то без чего объект не существует. «Что-то есть в цветке, что делает его именно цветком». Появляется противоречие: реальные объекты периодически перестают существовать, и на это сложно закрыть глаза, а модель обладает постоянным, вневременным характером. Оно снимается утверждением, что душа вечна и может существовать без своего тела. Объектно-ориентированное обобщение структурирует мир до состояния, описываемого вербальным языком.


  Обладание – обобщение возможности предугадывать положение объекта (О) и «единолично» контролировать изменение его состояния. Субъект («хозяин») имеет следующие представления об О (собственности):

  1) откуда взялся О - исходные данные задачи;
  2) что произойдет, если он бездействует или тем или иным образом повлияет на О;
  3) вера в то, что предыдущая связь уникальна.

  • Я - деньги: знаю, откуда они взялись (дали зарплату, украл), они лежат у меня в кармане, пока Я не захочу их потратить.
  • Я - солнце: хоть я и знаю, что оно взойдёт сегодня утром, но не могу на него никак повлиять.
  • Мать – ребенок: Я его родила, что хочу, то и делаю с ним.
  • Ребенок – мать: плохо-плачу – приходит – плохо–плачу – что-то делает – плохо–плачу – что-то делает еще – не плохо-спать, улыбаюсь – смеется, и пр.
  • Ребенок – мать – детский сад: сколько не плачу – не приходит, она – не Я, Я   не она.


  Красота – обобщение невербализуемой тяги к приятному.

  В первую очередь чувство прекрасного зарождается в отношениях с мамой. В жизни ребенка наступает такой момент, когда естественная тяга к матери начинает осуждаться со стороны взрослых. Даже если даются пояснения, ребенок не способен их усвоить. Его тяга к матери от этих пояснений не уходит. Для него они скорее выступают просто еще одной формой запрета на «обладание» мамой. Ребенок подражает действиям отца, который называет маму красивой и получает ее внимание. Вообще битва за внимание родителей приводит к очень глубокому их пониманию, прочувствованию. Ребенок по малейшему изменению мимики может ощущать, какое у них сейчас настроение. Красотой становятся все сублимированные детские желания о маме вместе с ее детально проработанным образом.

  Параллельно на чувственное восприятие мира накладывается объектно-ориентированное обобщение. Процессы, которые раньше просто будоражили и расслабляли нашу нервную систему, теперь называются красивыми. Ощущение красоты цветка связано со многими факторами: приятный успокаивающий аромат, нежные лепестки, предвосхищение по соответствующему образу из памяти, общая бодрость от весны и движения, историческая ассоциация с любовными играми, и пр. Красота же этого процесса в психике редуцируется до характерных цвета и формы цветка. Позднее красивым может даже называться доказательство математической теоремы, где вся нетривиальность перехода от исходного постулата до следствия свертывается одним «элегантным» решением. Эти примеры объединяет то, что приятное по разным причинам не может быть названо конкретно, но скрывается за одним символом.

  Красота – глубоко ощущаемый, предсказуемый, «схваченный» процесс, приносящий удовольствие.


  Справедливость (судьба) – обобщение отношений ребенка со взрослыми. Вначале в качестве единственного судьи действий ребенка выступает Родитель, который потом делегирует свою власть с другими авторитетными взрослыми. Когда же встает вопрос об обоснованности полномочий спорящих между собой авторитетов, то естественным образом рождается обобщение о вселенской справедливости, карме, Боге. Эта идея создает иерархию, в которой взрослые и особенно Родитель обладают огромной, но не абсолютной властью. Ее подтверждение подготовленный (в смысле усвоенной идеи вселенской справедливости) человек видит в чувстве откровения, которое утверждает, закрепляет, оправдывает существующее положение вещей. «Каждая песчинка, каждая травинка, каждая букашка, каждый человек и Я сам находимся на положенных местах, и все в мире справедливо и продумано». Идея справедливости лежит в основе конформизма. Т.е. каждый здоровый социализированный человек в той или другой форме усвоил это обобщение.


  Общество (мораль) – обобщение совокупности людей до состояния однородной, не дифференцируемой массы. Очень характерный процесс. Предыдущие обобщения строились на взаимодействиях человека с конкретными объектами или явлениями, и, исследуя их лучше, человек углублял свою модель. Из-за существенного ограничения наших когнитивных функций: памяти и анализа, вливаясь в новый коллектив, человек вынужден создать совокупную модель вместо анализа первоисточника реакций – конкретных людей. Затем он развивает именно ее: изучает свойства, вычленяет роли. При этом своим поведением сам их и закрепляет. Общественные нормы и мораль таким образом – это психические образование, которые произвел человек в процессе своего взросления. Представления о них существенно отличаются даже у людей одного класса, отыгрывающих разные роли.


  Сексуальное влечение – обобщение циклического взаимоусиления биологических и социальных предпосылок. Причем в случае человека ни те, ни другие не являются определяющими, и только совместно могут сформировать устойчивый образ объекта влечения. Ослабление инстинктивного поведения, в том числе и сексуального, открывает возможность к более сложным формам взаимодействия внутри группы. Социальные же предпосылки выражены в организации (как целенаправленной, так и обусловленной структурой общества) внимания ребенка на половом различие между людьми и их дополнительности друг к другу. Человек усваивает роль «влюбленного», которая через биологизм наполняется собственными ощущениями, что открывает путь для ее дальнейшего развития. На примере сексуального влечения проще всего показать, как паттерн под действием жизненной ситуации (переходный период) через внимание занимает всю психику.


  Время (смерть) – обобщение постоянного движения, изменчивости и конечности явлений. Наряду с обобщением красоты является ключевым творческим мотивом. В процессе развития этой идеи человек сталкивается с такими вопросами как: цель своего существования и мира в целом, критерии оценки жизни, существование после смерти и пр. На некоторой стадии возможна трансформация до еще более сильной формы: «Абсолютная тленность бытия». В таком виде образование неустойчиво: в противоречии с необходимостью психики в каждый момент производить цель приводит к деструктивному состоянию и в итоге к самоликвидации (как вариант к самоубийству). Так же возможны невротические и шизофренические сценарии решения этого конфликта.

  Вопрос. Большинство людей не осознают своей смертности. Они невротики, которые вытеснили данную проблему, или их идея времени не развилась до необходимого уровня? Скорее всего, невротическое вытеснение препятствует развитию идеи.


  Свобода воли*  – следующая за обобщением справедливости ступень, повышающая рост обучаемости человека. В отличие от других идей носит выраженный характер эволюционного приобретения языка: в становлении личности отсутствуют явные предпосылки к зарождению этого обобщения. Когда ребенок совершил «плохой» поступок, и оправдывает это тем, что так ему хотелось, то он получает довольно парадоксальный ответ-упрек от взрослых: «Ты свободный человек и можешь выбирать». С логической точки зрения этот ответ - полная катастрофа для ребенка: что такое свобода, чем отличаются «плохой» выбор и ВЫБОР, что такое воля. Но как раз сложность и размытость такой позиции являются главными действующими педагогическими факторами. Выстраивается стена между эгоистичными, личными, ситуативными потребностями с одной стороны и правильными, «моральными», честными – с другой. Область, которая отвечает за принятия решений, изолируется от обстоятельств (вн/вн связей). Сложнее всего преодолеть ту преграду, которую не видишь и не ощущаешь. Для человека, таким образом, закрывается путь изучения себя и своего места в мире: своих желаний, обязанностей и возможностей. На них вешаются ярлыки: «плохой», «хороший», «можно», «нельзя» и пр. Огромное достижение Фрейда в том, что он увидел эту стену и посягнул на нее.


  Самопознание – устойчивая потребность в самоанализе, в развитии самосознания.

  Самосознание – изменчивая модель, Картина себя родимого.

  Главная цель психики – это защита личных интересов, мотивов во внешнем мире. Каждый мотив является неотъемлемой частью своего паттерна. Набор паттернов увеличивается по мере роста культурности человека (и общества в целом). Различные паттерны усваиваются в своих независимых условиях и соответственно могут содержать противоречивые мотивы. Поэтому с ростом сложности системы растет необходимость в саморегуляции через распределение приоритетов - самопознании. Самосознание – это набор приоритетных паттернов, которые усиливаются через механизм внимания.

  Этот набор сильно зависит от текущей жизненной ситуации. Например, подросток, безусловно, любит родителей и нуждается в них, и на его психическую жизнь эта любовь оказывает огромное влияние. Но он об этом «не знает», т.к. для него актуален паттерн независимости и самоутверждения, который вступает в противоречие и подавляет мотив любви.

  Самосознание – это то, как мы себя ощущаем и позиционируем в текущей ситуации.
 
  «Однако свою Форму отображения Картина отображать не может. Она проявляется в ней». Таким образом в логическом мире Витгенштейна решается проблема трансцендентности (человеческой жизни). Самопознание в лучшем случае пытается построить полную модель психики. Но свою собственную структуру и соответственно свое влияние на жизнь оно не способно отразить в полной мере: корректировка модели по расхождениям с реальностью приводят к изменению как модели так и расхождений. Обнаружив в себе патологию, например, супердоброту и ее причину, я уже становлюсь менее зависим от нее. Этот цикл формирует окно непостижимости и одновременно сути жизни.

  Я зеркало самого себя.
 
  Самосознание является эталоном в субъективном, эгоцентричном анализе, при этом само является субъективным. Оно тесно связано с областью Я-идеалов, не потому что мы соответствуем им, а потому что есть непосредственная выгода и соответственно искушение от приписывания себе положительных черт. Если я что-то сделал хорошее и/или пострадал, то могу претендовать на справедливую награду. В самосознание могут входить и вытесняемые желания, если они очень сильны, и на них сложно закрыть глаза.

  Характерные моменты в процессе роста самосознания:

 • родительский контроль желаний и формирование волевой личности, т.е. развитие внимания ответственности;
 • осознание ограниченности наших возможностей по достижению всех потребностей;
 • принятие скрытых мотивов в других людях и в себе;
 • совершение выбора, т.е. фокусирование на одних мотивах и отказ от реализации других;
 • вещества;
 • …;


*  Воля – объективизация суммы различных мотивов и соответствующих напряжений. Под волей многие понимают способность психики удерживать «правильное» состояние, что скорее является механизмом внимания. Солдат под пытками, ребенок с конфетой в закрытой комнате. Внимание вносит большой вклад в формирование воли. Внимание - свечи зажигания вместе с реле и аккумулятором. Воля же – крутящий момент на колесах.