Летный кожан. часть вторая

Станислав Винокурофф
   Немного отдышавшись мы сидели и отдыхали. До Москвы лететь было не более двух часов, но тогда нам казалось, что это трансконтинентальный перелёт. Девушки - бортпроводницы спросили, кто мы такие? Я памятуя напутствия старших, более опытных товарищей, не нашёл ничего лучше ответить: - "Члены экипажа". Те залились смехом. Я помню покраснел. Это я потом узнал, что у нас, у Авиаторов есть такая присказка: "Командир - это отец экипажа, Штурман-глаза экипажа, Бортрадист - уши экипажа, Бортинженер-руки экипажа, Бортпроводник-душа экипажа, а Второй пилот, просто член экипажа ". Эх молодость! Золотая пора! Сейчас, оглядываясь назад и вспоминая некоторые свои приключения, я твёрдо уверен, что приведись мне заново прожить её, я бы ничего не менял в моей молодости. Разве что к родным и близким людям отнёсся бы более чутче и внимательнее. Ведь когда приходит понимание, что ближе родителей, ближе твоей Семьи нет и не будет никого, то к тому моменту мы успеваем сделать некоторые ошибки, которые, как бы мы не хотели, не исправить никогда и всё, что нам остаётся, это жить с этим и стараться быть лучше, чем были.

   Итак, мы с Виталей летели в первопрестольную. В наших дорожных сумках весело позвякивали наши "стеклянные билеты". Командир сказал, что по прилету отдадим. Ну по прилету так по прилету. Мы гости, они хозяева и их правила. Бортпроводницы улыбаясь принесли нам по бутылке лимонада, предварительно открыв крышечки и по многоразовой чашке Аэрофлота. Я пил прохладный лимонад из пластиковой чашки коричневого цвета, смотрел в иллюминатор, наблюдал за облаками, за местностью над которой пролетали и просто был счастлив, что я уже почти одной ногой на пороге осуществления моей Мечты! Я сидел и думал, что вот, теперь я почти принадлежу к славному семейству Авиаторов. У меня в Авиации никого не было и я в пять лет, после первого, осознанного полёта на Ан-2 с родителями и решив, что стану пилотом, всегда относился, да и сейчас отношусь, к Авиаторам, как к богам. Это были недосягаемые люди, как мне казалось тогда, в детстве.

   Я закрыл глаза и перед глазами появился образ, который я запомнил на всю жизнь. Это был образ пилота Ан-2, который имел бравый, лихой вид. В форме пилота Гражданской Авиации. В синих форменных брюках, в начищенных, летних туфлях чёрного цвета. В форменной рубашке с двумя пуговицами на боках в районе талии, с золочеными погонами с тремя лычками, птичками на погонах и золотыми пуговками. В галстуке чёрного цвета и с обязательным, аэрофлотовским узлом, величиной с кулак, который заставлял болтаться галстук в районе пупка. К галстуку же, прилагался зажим из жёлтого металла. Нет, не золота дорогие читатели. То металл был попроще, чуть ли не из меди. В надвинутой на переносицу форменной фуражке-аэродром синего цвета. А в руке он обязательно держал свернутый в трубочку лист штурманского рассчета или полетное задание. Завершал этот образ выцветший от времени, солнца, северных ветров и обязательно пахнущий самолётом Ан-2, летный кожан! Мне казалось, что если я буду носить такой кожан, то я буду своим, Авиатором.

   Лёгкий толчок в бок, заставил меня проснуться и разлепить глаза. Это Виталий будил меня. Рядом стоял бортмеханик и он увидев, что я проснулся, поближе пригнулся к нам и сквозь мерный, свистящий гул двигателей сказал: - "Парни, вообщем так. Скоро начнём снижаться. После посадки уезжайте с пассажирами. Вы вечером обратно полетите? Если да, то в семь часов подходите к штурманской. Знаете где? ". Я кивнул головой, что полетим и знаем, где находится штурманская. Хотя не до конца осознавал спросонья, куда обратно, автобус, пассажиры, штурманская. Ведь проснулся я рано, вернее практически и не спал, боясь проспать автобус. Я даже пару раз ходил рано утром к трубе, откуда уезжал автобус в аэропорт, чтобы убедиться, что он действительно отходит утром по расписанию. - "А билеты как же?" - вспомнил я. - "Потом"- махнул рукой бортмеханик и ушёл вперёд в кабину. Скоро действительно самолёт пошёл на снижение и спустя полчаса произвёл посадку в столичном аэропорту Домодедово. Ну вот и всё. Первая фаза спецоперации "Летный кожан", завершилась. Начинается вторая, не менее ответственная фаза!

   В ту пору между аэропортами ходили автобусы экспресс, с промежуточной остановкой в городском аэровокзале, на Ленинградке(Ленинградский проспект). Замечательные скажу вам экспрессы были в плане удобства пассажиров. Не надо было добираться скажем из Домодедово в Шереметьево на перекладных, стоимость проезда была значительно ниже, чем сейчас на Аэроэкспрессе и у "бомбил", да и безопасно это было, ведь это были "лихие 90е".Сейчас и не верится, что было такое удобство. Помимо этого пассажиры сразу могли зарегистрироваться на свой рейс прямо в аэровокзале, минуя аэропорт. Так вот мы и доехали до городского аэровокзала. Дошли пешком до станции метро Динамо и оттуда было рукой подать до улицы Красноармейской 12, где по сей день открывает свои двери для покупателей магазин ТЕХНОАВИА. Это сейчас, я описываю те события почти двадцати пятилетней давности так легко и непринуждённо. А ведь не было ни смартфонов, ни навигаторов. Были обыкновенные карты. Продавались в книжных магазинах. Была карта и у меня. Карта столицы, вечно двигающегося, никогда не спящего города Москвы. Купил я её ещё в Ульяновске, в Доме Техники. На улице Минаева 13, на углу пересечения улицы Кирова и соответственно самой улицы Минаева. Я частенько заходил в это большое здание, в книжный магазин, то за книгами, то за канцелярскими принадлежностями. В принципе Дом Техники находился на стандартном маршруте наших, пеших прогулок по городу Ульяновску. Я вот сижу и пишу эти строки и вспоминая те дни, я усмехаюсь про себя : - "Это какая же тогда тщательная подготовка была значит у меня к этой памятной поездке в Москву?!" Казалось, я учитывал все нюансы, тщательно собирая информацию и столь же тщательно готовясь к ней. Было ли это моё воспитание или привычка, выработанная с детства, что всё должно быть на своих местах и лежать аккуратно, но что есть, то есть. И по сей день, тщательная подготовка к предстоящему полёту, это одна из составляющих успешного выполнения моего полёта.

   Добрались мы с Виталием ближе к обеду до нужного нам магазина и "поцеловали" закрытую дверь. Дело было обеденное и магазин закрылся на перерыв. Сейчас и не припомню сколько у них длился перерыв, но времени было предостаточно и мы, немного поспорив куда податься, чтобы "убить" время, решили поехать в ВДНХ, благо я почему-то очень хотел посетить именно эту достопримечательность столицы, а не Красную площадь с Мавзолеем. К тому моменту, так как я много читал в том числе и историческую литературу, то был убеждён, что дедушка Ленин "положил" не мало народу во имя светлого будущего. И ехать смотреть на мумию человека, который погубил большое количество людей и судеб, не было никакого желания. Сразу оговорюсь, что и с той и с этой стороны крови пролито было немало. Но Бог им судья.

   Я помню, как в первый раз в жизни видел такое большое количество людей возле станции метро Динамо. Помню, как входил немного ошарашенный в саму станцию и все прижимал к себе свою сумку, в которой, помимо двух "стеклянных билетов" в виде коньяка БЕЛЫЙ АИСТ, в потайном кармане, лежали деньги 550 рублей, присланные заботливыми родителями. Я то и дело озирался сначала, настолько я был впечатлен увиденным. Это, нескончаемый поток людей, уличные торгаши, бабушки продающие нехитрый домашний скарб и всякую мелочь. Это подозрительного вида лица, высматривающие в огромной толпе свою жертву. Стоп! Так Стас, осади! Успокойся! Ты абсолютно спокоен. Не подавай виду, что ты впервые здесь. Ты всё знаешь, ты уверен в себе и тебя не так-то просто взять на абордаж! Вон уже и Виталий, уже успел купить жетоны. А куда их совать?! Черт! А толпа напирает и напирает! Сюда! В щелочку! Эх ты раззява! Руки дрожат от волнения, не каждый день на метро ездить приходится. Уф! Попал! Прохожу и сзади клацнули створки турникета, что я аж подпрыгнул и влился в живую, пульсирующую толпу людей. Путём опроса населения и сверки карты метро, мы с Виталием добрались до ВДНХ.

   Был солнечный, тёплый, майский день. Мы наслаждались погодой и видами, которые видели только в кино. Так как во времени мы были ограничены, то решили пройти сразу до павильона КОСМОС, полюбоваться на макет ракеты ВОСТОК, на Ту-154, Як-42. К великому сожалению два последних экспоната в 2008 году варварски уничтожили в угоду коммерческим интересам. И так везде. Про грустные судьбы Ту-114 в Домодедово, Ил-18 в Шереметьево исчезнувших в угоду коммерсантов знают все.
Пройдя к павильону мы задрав головы ходили вокруг экспонатов. Было очень здорово осознавать, что мы, курсанты, тоже имеем отношение к этому павильону. Виталий сказал, что надо бы и поесть где-то и мы пошли в ближайший киоск чтобы перекусить чем-нибудь вкусненьким. Наскоро перекусив бутербродами с колбасой и запив это дело опять же лимонадом, мы двинулись на выход, по пути рассматривая павильоны. У фонтана ДРУЖБА НАРОДОВ решили сфотографироваться на память. Мне тогда было 17 лет. В то время, только появились фотоаппараты POLAROID, которые моментально выдавали уже готовую фотографию, надо было только чуть-чуть подержать её в тени. Посмотрели на часы и рванули к выходу. Времени осталось не так уж и много.

   И вот наконец-то мы в магазине ТЕХНОАВИА. Мы выбирали, примеряли наши будущие летные кожанки. Куртка со съемным утеплителем, пристегивающимся на молнию, и съемным вельветовым воротником. Застежка, металлическая молния. Прорезные боковые карманы и нагрудные с металлической молнией. Рукава с трикотажными напульсниками - мечта Поэта! Авиатора! Курсанта! Песня, а не летный кожан! Сшитая на фабрике имени Клары Цеткин. По всем канонам сшитая! Я тогда думал, что буду стареть вместе с курткой, настолько она была долговечной. Уже представлял, как моя куртка приобретает красивый, рыжеватый цвет и кожа превращается от долгого ношения в почти замшу, а я буду убеленный сединой Командир и буду степенно ходить, засунув руки в карманы кожана. Расплатившись на кассе я вдруг понял: "Вот и сбылась моя маленькая Мечта! Моя Мечта иметь настоящий, летный кожан!Спасибо вам, родные мои родители!" Это чувство внутренней радости было сравнимо разве что с чувством первого раза. Ведь всё всегда бывает в первый раз. Это первые шаги, первый класс, первая любовь, первый полёт курсантом , первая зарплата, первое чувство, когда ты стал отцом , первый самостоятельный полёт Командиром. Вообщем всё, что связано с первым разом, в положительном ключе, несомненно вызывает только чувство радости и полёта, а также чувство лёгкого головокружения. Так я стал счастливым обладателем летного кожана, который прошёл со мной долгий путь от курсанта, полётов на Як-18Т, Ан-24/26, Ту-154, Боинг - 757 и до становления Командиром. Отслужил мне Верой и Правдой, защищая меня от дождя и стужи, от ветров и сырости. Спасибо тебе мой родной, летный кожан! Ты навсегда оставил в моей памяти, только хорошие, тёплые воспоминания! Я очень жалею, что не смог уберечь мой кожан, но это совсем другая история. А между тем, нам ещё предстояло вернуться назад.

Москва