Для газеты Молодой дальневосточник-История одного

Андрей Крикливый
       ИСТОРИЯ  ЖИЗНИ ОДНОГО ПОКОЛЕНИЯ

Чем интересна история? Она позволяет сравнивать то, что было когда-то – десять, тридцать, сто, тысячу…лет назад, с тем, что есть сегодня. Если историю за пределами жизни поколения нужно исследовать по документам, трудам историков, то историю современности  может изложить ныне здравствующий очевидец.
Тридцать лет назад, тогда ещё в Советском Союзе началась революция, развалившая Советскую Империю и глобальный союз социализма, сменившая в десятке стран социальный строй на торгово-либеральный. Я не ставлю себе цель в короткой заметке анализировать все последствия той революции – это обширная тема, поделюсь, как на моей памяти  изменились отношения между простыми людьми. Наглядно видно, с изменением   экономически взаимоотношений, существенно изменилась нравственность людей.
Начну с малоизвестного для многих нынешних тридцатилетних занятия, с участка земли, называемого в народе «дачей».

ДАЧА, КАК ЗЕРКАЛО  РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Более сорока лет назад, когда мы приобрели участок в район Хехцира, все соседи оказались людьми, состоявшимися в той, или иной производственной сфере. Взаимоотношения установились, как в хорошем коммунальном доме. Никто из соседей не брался за лопату или тяпку, пока не поздоровается с соседями, не обменяется новостями, не поделится опытом из области растениеводства или садоводства.  Если нужна была какая-то помощь, всегда можно было рассчитывать на соседа. В выходной, появление на участке работника Гидрометцентра Евгения Васильевича можно было определить по его зычному приветствию соседям: «Здоровеньки булы». Личные автомобили, в то время имели единицы, но тот, кто его  имел, никогда не уезжал домой, не заполнив свободные места соседями.
Сегодня из тех соседей остались несколько старых и больных – на большинстве участков новые люди. В прямом смысле, новые: в возрасте «тридцать, или чуть больше», почти все на машинах и… с другой психологией. Участки обнесли глухими заборами – некоторые не только от проезжей части, но и между участками, что раньше запрещалось Уставом общества. Такие «затворники» могут поздороваться с соседом, а могут и месяцами равнодушно не замечать, укрывшись за глухим забором. Подвезти соседа на машине или предложить какую-то помощь, стало большой редкостью. Общество, превратилось в «атомы» индивидуальности. 


АВТОМОБИЛИ, АВТОМОБИЛИ – БУКВАЛЬНО ВСЁ
  ЗАПОЛОНИЛИ…

Главной угрозой Стране официально считают международный терроризм. Для России главная угроза,  собственные граждане со специфическими понятиями о нравственности, гуманизме, совести. В частности владельцы собственных автомобилей. Отнюдь не террористы, а, даже наоборот – часто настоящие патриоты Страны. Если по вине террористов погибают десятки человек, по вине автомобилистов ежегодно гибнут тысячи человек. В 2017 году в ДТП загублено 16600  жизней, и в десять раз больше, покалечено – в целом потеряно население небольшого города.
Сводки о потерянных в авариях человеческих жизнях, стали обыденностью: они никого не удивляют и не возмущают, автошколы исправно штампуют очередных убийц.  Бизнес превыше всего.
Автомобиль, это не только средство передвижения, престижности и удовольствия, но и смертельное оружие. Не каждый человек способен гарантировать безопасность, в силу природных данных или воспитания. Не все могут быть летчиками, а водителем авто, оказывается, могут быть все. Но это, же не так: разная реакция организма, разная психика, разное воспитание и чувство ответственности – всё то, что называется профпригодностью.   Но, в этом смысле идёт какая-то игра: водителя, совершившего катастрофическую аварию, лишают права управлять автомобилем на время, или он отделывается штрафом, хотя, понятно, что человек профессионально непригоден и лишать его прав, нужно навсегда.
Вторая неприятность от всеобщей, неограниченной автомобилизации, это ущерб здоровью.  Потери здоровья и жизней от отравления выхлопными газами не поддаются определению. Да этого никто и не пытается делать. Сегодня количество частных автомобилей выросло в сотни раз, а по законам физики любое количество всегда переходит в качество – почти всегда, не в лучшее. Вот и в этом случае «качество» нравственности  владельцев авто изменилось в худшую сторону: нарушение правил движения, езда в алкогольном опьянении, стали обыденностью. 
В 90-е годы автомобилей ещё было значительно меньше, и их нещадно грабили любители легкой наживы: снимали колёса и «дворники», выдирали электронику…  Автомобили ставили на охраняемых стоянках или в гаражах. Сегодня грабежей почти нет, и осмелевшие владельцы стали машины ставить во дворах, под окнами квартир. Десятки машин разного калибра занимают всё свободное пространство дворов. В случае пожара или природного катаклизма, ни пожарным, ни спасателям невозможно нормально работать. Зимним утром авто оживают – хозяева прогревают двигатели. Выхлопные газы, отравляющие всё живое, через окна и двери «лезут» в квартиры, включая, особенно вредные выхлопы дизелей.
 Для многих тысяч горожан автомобиль стал привычкой, наркотиком, как есть, пить, справлять естественные надобности.  Ради удобства и удовольствия люди ведут себя, как самоубийцы – мало того, что автомобиль стал главным отравителем в городе, но и сами автомобилисты укорачивают собственную жизнь. Среди таких заболеваний, как  инфаркт миокарда, мужских трагедий с «предстательной железой», на одном из первых месте среди всех больных, водители. Ограниченность физической нагрузки, нервное напряжение не способствуют здоровой жизни.
Опасность свободы автомобиля уже осознали во многих странах. В ФРГ, в городах идут на бесплатный проезд в общественном транспорте, чтобы люди отказывались ездить на личном, разрешено муниципалитетам запрещать въезд в город авто с дизельными двигателями. Всё с целью заботы о здоровье людей. А, что у нас?
Посетивший Красноярск В. В. Путин, где загрязнение атмосферы приняло катастрофические размеры,  обязал Правительство РФ и губернатора края принять меры по резкому сокращению выбросов в атмосферу ядовитых веществ. В Хабаровске, о котором идет речь,  положение не на много лучше, но указания Путина ещё не было, а понимание своей ответственности перед людьми у «избранников народа» пока не поднялось выше уровня бездомных собак.       

НРАВСТВЕННОСТЬ – ОСНОВА ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ
  СООБЩЕСТВА
Не мною установлено, что основой жизнестойкости любого живого сообщества является нравственность. Муравьи, пчёлы, волки… живут по своим законам нравственности. Эталоном нравственности являются крысиные сообщества – она  позволяет им выживать в тяжелых условиях постоянной борьбы с человеком. Разрушить нравственность можно только изнутри. Отсюда и появилась идея «крысиного короля». Но мы о людях.
 Революция 1985-1991 годов постоянно, шаг за шагом разрушала нравственность бывшего советского народа, ибо, нравственность и бизнес, в основе которого лежат деньги, и только деньги, плохо совместимы. Скорее наоборот, чтобы быть успешным в бизнесе лучше вообще забыть о нравственности. Часто о ней и не вспоминают.
Почти двести лет назад К. Маркс популярно объяснил: «…капитал…при 50 процентах (прибыли, А. К.) положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы». 
Примеров победы страсти наживы над нравственностью можно приводить – не хватит десятка газет: бизнес, культура, образование, медицина, телевидение, реклама, спорт…можно найти сотни примеров.   В спорте в первую очередь, где битва за результаты душит всякие ростки нравственности, начиная с первых детских шагов в секции. Тренеры, спортивные врачи, менеджеры от спорта губят здоровье подопечных ради результатов и соответствующего вознаграждения, подсаживая на анаболики, начиная с детского возраста. Система присвоения категорий и, соответственно вознаграждения тренеров зависит от результатов его подопечных. Для того чтобы повысить выносливость спортсмена, соответственно улучшить результаты, его сажают на допинг. Фактически, на наркотик. К любому химическому веществу, принимаемому постоянно, организм подстраивается и на прерывание он бурно реагирует – человек начинает чувствовать недомогание, дискомфорт. Для наркомана отсутствие наркотика, вообще  катастрофа.
На закончившихся Олимпийских играх в Корее, у нашего спортсмена по кёрлингу обнаружили в пробе допинг. Все эти «бла-бла»: подсунули, не знаю, откуда и т. д. это для наивных. Может быть, в данном случае и подсунули… Но, ведь он не отрицает, что многие годы до этого принимал тот самый мельдоний. По-сути, он уже был подсажен на допинг. Могу предположить, что почувствовал себя перед соревнованиями плохо, он что-то принял, что врач характеризовал, как безобидное.
Россия исключение?  Я думаю, что допинг принимают спортсмены во всех  странах. Просто то, что принимают, например, в США, не включено в перечень запрещённых, поскольку в комиссии по допингу, как и в Международном Олимпийском комитете,  тон задаёт не Россия.

Андрей КРИКЛИВЫЙ