Копейка

Владимир Тулинов
                “ Копейка”.
      Свернув с автострады на грунтовую дорогу,  Николай привычно сбавил ход, и  его прошедший огонь и воду “Жигулёнок”, устало гудя мотором и буксуя  в непросохшей после ночного дождя колее,  принялся преодолевать остающиеся семь километров до ворот дачного кооператива с ласковым названием “Василёк”.
      Цель  первой после зимы поездки была стандартная – требовалось перекопать две полоски земли, удобрить их золой и компостом, после чего установить и закрепить по периметру старые окна, соорудив, таким образом, два парничка под раннюю зелень и редиску.
      На дачу Николай ехал в  приподнятом настроении. “Свежий  сосновый воздух да банька с парной  – лучшее средство от болячек”, - размышлял он, осторожно объезжая по краю дороги таившие неизвестность лужи.
       В эту зиму  крепко беспокоили Николая головные боли, чуть ли не каждый день прыгало давление, болели суставы ног. Поэтому дачный сезон он рассматривал,  в основном, как средство и способ укрепления пошатнувшегося в последние годы здоровья.
       Приятные мысли  прервала тоненькая струйка пара,  неожиданно поднявшаяся над капотом. “Наверно, из лужи на  корпус движка вода попала и  сейчас испаряется, - решил Николай и подумал - как  здорово,  что ночью знатный дождь прошёл. Земля перед посадками влагой напитается,  прошедшая зима - то  вовсе малоснежной была”.
       Струйка пара, тем временем, увеличилась в размере, а через считанные секунды рядом появились и другие, настойчиво ползущие из-под крышки капота.
        Заглушив двигатель, Николай открыл  капот. В лицо резко пахнуло  перегретым паром   и каким-то неприятным запахом. Передняя часть движка, радиатор, стартёр, аккумулятор, провода и шланги  были забрызганы жидкостью с налётом пены. “Подвела – таки помпа. Пять километров не дотянул”, - вздохнул Николай и взялся за тряпку.
        Водяной насос на  приобретённом тридцать лет назад   ВАЗ – 2101, именуемом в народе  “копейкой”, Николай дважды менял, последний раз при второй расточке цилиндров. Друзья-автолюбители и жена с дочкой давно  настойчиво  советовали  купить более новую машину, но Николай лишь досадливо отмахивался от  таких предложений. Он сроднился с автомобилем, который служил ему  верой и правдой, и всеми силами старался продлить его рабочую карьеру. Прошедшая три капитальных ремонта “копейка”, наколесила за  свою долгую автомобильную жизнь триста пятьдесят тысяч километров. ”Ещё немного, и до луны расстояние покроем”, - говаривал Николай. И было непонятно, грустит хозяин “жигулёнка” по этому поводу или наоборот, гордится достигнутым.
      Осмотр подкапотного хозяйства подтвердил версию о неисправности помпы. Незамерзающая жидкость – тосол – практически полностью вытекла из системы охлаждения двигателя через изношенные прокладки водяного насоса.
      “Может, дотяну понемногу до участка,- размышлял Николай, - по полкилометра, с остановками для охлаждения движка?”. Но тут же отказался от такого решения: ”По такой дороге да  на второй передаче машину придётся останавливать каждые двести метров. К вечеру доберусь, не раньше”.
       С этими мыслями Николай, покопавшись в багажнике, вытащил не раз выручавший его в подобных ситуациях стальной буксировочный трос.
     “Попутчика будем ждать, -  вслух сказал он себе и отдыхающей с поднятым капотом “копейке”. – Кто-нибудь, ведь, и в будний день в “Василёк” направится. Не один я пенсионер среди наших садоводов. Да и в деревню по этой дороге грузовики ездят”. 
      Успокоив себя здравыми рассуждениями, Николай  прицепил трос к передней балке и, присел на бампер в ожидании своего спасителя.
      Вскоре на дороге  появился микроавтобус. Лихо рассекая воду в лужах, он вскоре поравнялся с “копейкой” Николая.
-Нет, нет, батя, никак не могу, - отрицательно закрутил головой молодой рыжеватый парень в ответ на просьбу Николая. –В Кругловку опаздываю,  в сельмаге  сгрузить товар надо и пустую тару забрать. А грузчиков там – одна продавщица, сорок кэгэ весом.
       Микроавтобус,  быстро набрал ход и исчез за поворотом.
      “Парень по делам торопится, а мне, пенсионеру, можно и подождать. Будут и другие машины, как пить дать”. – С этими философскими мыслями Николай принялся разминать ноги, осторожно приседая на уже подсохшей обочине грунтовки.
       Ждать следующего авто пришлось около двух часов. Густые тучи в небе постепенно потеряли мрачный свинцовый цвет,  превратившись в неплотные белесые облака. И сквозь них всё чаще, то тут, то там пробивалось настырное  весеннее солнце.
        Нарастающий со стороны шоссе шум мотора вселил надежду на оказание помощи в создавшейся ситуации. Вскоре возле Николая, выехав   передними колёсами на обочину, резко тормознул серебристый БМВ.
      - Застрял, отец? – Из машины ловко выскочил брюнет с модной бородкой. –Такие агрегаты, - кивнул он в сторону “копейки” – ломаются каждый нечётный день. Не волнуйся, отец. Сейчас зацеплю тебя хвостом и в миг докатим. А что, у вас в Кругловке дом никто не продаёт? – заинтересованно спросил брюнет и вынул из кармана пачку сигарет.
      - Не из Кругловки я, - пояснил Николай, подняв с земли свободный конец троса, - до неё двадцать километров по прямой, а до нашего садоводства вдвое меньше. После спуска сразу налево повернёшь.
-Не из Кругловки? –Брюнет быстро спрятал сигареты в карман коричневого замшевого пиджака, шагнул к серебристому авто. – Тогда, отец, наши пути навсегда  расходятся.
       Садясь за руль, уверенным голосом добавил : “ Каждому - своё”.
-Нацисты это высказывание Цицерона использовали, - машинально подумал Николай, глядя вслед удаляющейся машине.
      Солнце, разогнав почти все облака, преодолело половину небесной траектории и  приостановилось на минутку покрасоваться в зените.
   -Половина светового дня - коту под хвост, - невесело резюмировал Николай, в который раз  просматривая обе стороны дороги.
    На этот раз шум мотора донёсся со стороны Кругловки. Это возвращался микроавтобус, водитель которого по совместительству исполнял обязанности грузчика.
     -Ты, батя, всё ещё стоишь? – искренне удивился рыжеватый шофёр.  – Полчаса у меня есть. Доброшу. Двадцать баксов тебя устроит? Можно родной валютой по курсу.
-Двадцать долларов? – огорошено повторил Николай.
-Меньше, батя, никак нельзя, - убеждённо произнёс рыжий водитель.- Сам подумай – десяток  километров по таким лужам пилить. Минимум прошу, из уважения к возрасту.
      - У меня нет столько, - устало махнул рукой Николай. – Подожду, может, кто из знакомых…
-Ну, жди, жди, - сердито отрезал рыжий, залезая на сиденье. – За бесплатно  не поеду. Сейчас, батя, каждый человек должен уметь зарабатывать. На всём, иначе пропадёшь.
      Громко фыркнув выхлопом из глушителя, микроавтобус  резво  покатился   в сторону шоссе.
      “Да Бог с ним, - успокаивал себя Николай. – Один, другой отказали - в третий раз, глядишь, и  повезёт. Спортсмену - и то три попытки дают. Да и ситуация не критическая, бывало много хуже”.
       Николай вдруг вспомнил, как тридцать лет назад на новом, ещё не обкатанном  как следует жигулёнке, он отправился из Москвы в дельту Волги к родителям друга.
       Там, от души порыбачив с неделю, Николай ранним-ранним  утром, загрузив автомобиль дарами жаркого астраханского лета, помчался по дорогам Калмыкии и Кубани, на  пароме пересёк  Керченский пролив и уже после захода солнца, миновав Керчь, въехал на Арабатскую стрелку. На стрелке – узкой песчаной косе длиной больше ста километров, располагались три села. Одно из них  носило красивое название – Счастливцево. Именно в нём, у тёплого Азовского моря, Николай с семьёй отдыхал каждое лето, добираясь до места отдыха поездом и автобусом. И в тот год жена и сын отправились в Счастливцево, где с нетерпением  ждали приезда Николая.
       В результате постоянно дующих ветров  дорога на Арабатской стрелке представляла собой  уплотнённый песчаный грунт в виде стиральной доски. Николаю пришлось сразу же сбросить скорость до двадцати километров в час.
      -Этак я пилить буду часа четыре, - с досадой думал Николай.
       Однако,  всякая попытка ехать быстрее заканчивалась тем, что автомобиль начинало бешено трясти.
       Между тем стало темнеть, и Николай включил дальний свет. Лучи фар выхватывали из темноты дорогу, растущие  на обочинах чахлые кусты, неутомимо кружащих в тёплом летнем воздухе  многочисленных  насекомых самого разного калибра.
      Гружёная под завязку арбузами, розовым астраханским картофелем, помидорами, крупными  кукурузными початками и сушёной рыбой, “ копейка” трудолюбиво урчала мотором, и его ровное гудение придавало уверенности Николаю. “Хоть к утру, а доеду”, - внушал он себе, старательно удерживая в руках  руль подпрыгивающей на ухабах машины.
      Фары осветили лежащую посреди дороги толстенную изогнутую ветку какого-то  южного дерева. Вылезать из машины не хотелось, и Николай обогнул препятствие, выехав на обочину. Примерно через четверть часа он стал ощущать, что его неутомимая “копейка” начинает понемногу терять ход.
-Что бы это могло быть? - встревожено подумал  Николай. – Мотор работает ровно, по приборам панели – всё в порядке.
    Машина, между тем, неуклонно сбавляла ход. Остановившись, Николай осмотрел “копейку” и схватился за голову: три из четырёх колёс оказались спущенными.
-Похоже, на обочине проколол шины, но что там могло быть? Ведь, три сразу!- обескуражено размышлял он.
       Бороться с возникшей проблемой в два часа ночи на совершенно безлюдной дороге было нереально. “ Как говорится, утро вечера мудренее,- решил Николай, устраиваясь удобнее на сиденье машины. – Часа три покемарю, а там солнце взойдёт, и начну действовать. Прорвёмся”, - убеждал себя Николай, а вскоре провалился в сон, положив голову на руль верного “жигулёнка”.
       Он проспал не три, а целых пять часов – сказался ранний, с первыми лучами солнца, выезд из гостеприимной  Хмелёвки и проделанный в течение светового дня  тысячекилометровый путь от Волги до берегов тёплого  Азовского моря.
       Николай спал бы и дальше, но его разбудил громкий  стук – мужчина в шортах, с загорелой фигурой и заросшим щетиной лицом настойчиво барабанил по боковому стеклу водительской двери. Рядом  с ним, чуть склонившись, стоял ещё один – парень лет двадцати, и внимательно разглядывал пострадавшее переднее колесо “копейки”.
      - Кто эти люди? Что хотят? – с тревогой подумал Николай.
       Барабанивший по стеклу, между тем, добродушно улыбнулся и знаками показал – открывай, мол, не бойся. Вылезшему из машины Николаю пожал руку, представился - “Георгий” и словоохотливо пояснил:
-Мы тут отпуск проводим с друзьями. Уже четвёртый год. Стали с сыном рыбалку налаживать – глядь, на дороге “жигуль” стоит без признаков жизни. Вот и подошли. Ну, ты жив-здоров, а это главное.
      Николай посмотрел в сторону моря и увидел  ярко освещённые солнцем разноцветные палатки и красивую панорамную картину, что скрывала ночная темнота – в двухстах метрах от дороги в утреннем безмолвии  дышали свежестью и лениво лизали  бархатистый песок Арабатской косы   зеленовато-бирюзовые воды Азовского моря.
     Оторвав  взгляд  от морских красот, Николай смущённо произнёс:
-Угораздило каким-то образом три баллона проколоть,  - причём, сразу.
- На обочину не выезжал? – Георгий, новый знакомый Николая, присев на корточки, внимательно разглядывал лишившееся воздуха колесо.
-Выезжа-ал, - растерянно протянул Николай.
- Тогда всё ясно. Колючками ты проткнул баллоны. Вот такими. – Георгий с  осторожностью отломил веточку от придорожного кустика.
-Как у розы, только колючки раза в три длиннее и толще, - резюмировал Николай, разглядывая коварные иголки неприметного с виду южного степного  растения.
-С нами такое же случилось, когда первый раз сюда добирались. Только не три, а два баллона прокололи. Так что,  ты  в этот колючий капкан попал не  первый.
      Поделившись такой информацией, Георгий переключил внимание на сына:
-Андрюша, тащи-ка сюда зелёную сумку. Да и маме скажи, что мы тут часок поработаем.
      Зелёная сумка Георгия оказалась поистине автомобильной скатерьтью-самобранкой. В ней оказалось всё необходимое для ремонта резиновых камер. Николай по указанию Георгия отлил из топливного бака немного бензина и стал свидетелем того, как в течение часа сырая резина и вулканизатор в умелых руках мастера привели проколотые баллоны в рабочее состояние.
     Одновременно Николай   получил урок по бортированию  колёс в полевых условиях с помощью  домкрата и монтировки.
      Все попытки Николая  хоть как-то отблагодарить Георгия за проделанную работу, разбивались о железную логику бывалого автомобилиста: “Сегодня я тебя выручил, завтра - ты меня”. Всё, что удалось Николаю, - незаметно подобраться к палатке, куда, попрощавшись,  нырнули отец и сын, и положить возле неё увесистый полосатый астраханский арбуз.
      Воспоминания о далёком прошлом навеяли философские мысли: “Сегодня людей учат, как стать миллионером, - размышлял Николай, - конечно, не все клюют на этo…”
      Завершить философскую мысль помешали звуки приближающегося транспорта. Грузовик с кузовом, набитым дровами, тяжело переваливаясь  на рытвинах дорожной колеи, остановился возле “копейки”.
      Молодой  белобрысый паренёк, не дослушав  пространные разъяснения Николая,  ловким движением прицепил трос к буксировочному устройству своей машины и,  перекрывая гул мотора грузовика, весело крикнул:
- О чём разговор, батя, садись за руль, поехали!
      Через двадцать минут “жигулёнок” Николая стоял у красивых, окрашенных в жёлтый и зелёный цвета ворот садоводческого товарищества со звучным названием “Василёк”.
     Руку Николая с видавшим виды кошельком парень решительно отвёл.
-Оставь, батя. Сегодня я тебе помог, завтра ты кому-то поможешь.
     Николай, пряча портмоне, почувствовал, что краснеет.
-Куда дрова-то везёшь? – успел он спросить прыгнувшего в кабину паренька.
-В Кругловку, учительнице нашей бывшей. На пенсии она, одна живёт. Сегодня у неё день рождения, так мы с ребятами каждый год…
     Конец фразы заглушил рёв мотора набирающего ход грузовика.
   Николай глядел вслед удаляющейся машине до тех пор, пока она, покачивая бортами, время от времени поднимая фонтаны брызг, не скрылась за покатым, поросшим редколесьем холмом.