ПЕЧАЛЬНОЕ СОВПАДЕНИЕ ТРАГЕДИЙ
25 марта 2018 г. в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» в г. Кемерово случилась трагедия. Есть жертвы. 28 марта в нашей стране был день траура.
А 27 марта 1968 года погиб Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968), лётчик-космонавт, первый землянин, побывавший в космосе, - 12 апреля 1961 года. А мог бы жить и сейчас.
Телеканал «Первый» 27 и 28 марта показал документальный фильм «Юрий Гагарин. Последний миг». Специалисты обсуждали разные причины трагического (так называемого тренировочного) полёта.
Убедительный, на мой взгляд, вывод сделал лётчик-космонавт Алексей Леонов. Его мнение я передам своими словами. Подробности в названном фильме.
А. Леонов сказал, что ФОРМИРОВАЛИСЬ ПРИЧИНЫ гибели экипажа самолёта одна за другой.
Юрий Гагарин устал быть "иконой"; он хотел летать. Понятно, что его берегли, как первого космонавта. «Уберечь» - из области фантастики. Лётчики погибают не только в авиакатастрофах.
Ему отказывали. Но он был настойчив. И добился того, что были начаты тренировочные полёты с лётчиками-инструкторами. Наконец, было решено, что Ю. Гагарин может летать самостоятельно.
Это было мнение профессионалов, которые наблюдали его работу за штурвалом самолёта.
Вот тогда и начали формироваться те причины, о которых говорит А. Леонов.
Уже назначен день. И вдруг Н. П. Каманин (1908-1982), лётчик, участник Великой Отечественной войны; руководитель подготовки космонавтов в 1966-1971 годы, единоличным решением отменил самостоятельный полёт Ю. Гагарина. Аргумент: космонавт потерял лётные навыки.
Инструкторы, которые летали до того с космонавтом, решили, что он может самостоятельно летать, а Н. П. Каманин отменил самостоятельный полёт и дал команду лететь экипажем.
А кто ему мог возразить? Никто!
Очень может быть, что Юрий Гагарин, полетев один, остался бы жив. Профессионал в своём деле, молодой, с сильными руками мужчина! Если бы во время полёта случилась непредвиденная ситуация, он бы мог мобилизовать все свои знания и опыт, найти проблему и благополучно вернуться на аэродром. В крайнем случае, катапультироваться.
С Юрием Гагариным должен был полететь какой-то лётчик, но что-то не сложилось. По решению Н.П.Каманина, наставником полетел Владимир Серегин. Они и прежде летали вместе, дружили.
В названном фильме много говорят о типе самолёта, о полных баках горючего, о спешке, в которой готовился тот полёт. Полетели не на том самолёте.
Взлетели. Самолёт вёл Ю. Гагарин. Через… четыре минуты запросились на посадку. Сесть не успели. Самолёт вошёл в штопор и разбился. Ни самолёта, ни людей – всё вдребезги!
Причины катастрофы изучают и до сих пор.
Интересный вывод сделала лётчица-ас Марина Попович. Она рассказала, что обучалась лётному делу в группе Владимира Серегина. И знала, что у него была… язва. Она не уточняет, в каком органе была та язва. Но так обычно говорят о язвенной болезни желудка.
Марина Попович была уверена, что, как только самолёт поднялся в воздух, у В. Серегина открылась язва и он потерял сознание.
Вот почему Ю. Гагарин запросил посадку через четыре минуты. Хотел спасти товарища. Это лишь одна из версий. Проверить её невозможно, так как от лётчиков почти ничего не осталось.
О язвенной болезни, если лётчик её не скрывал, должна быть запись в его медицинской карте.
Ю. Гагарин мог бы катапультироваться. Но без товарища – нет!
Кстати, на том самолёте, как показывал техник, странно были устроены те катапульты. Лётчики не могли катапультироваться оба, потому что, если бы катапультировался один, то заклинило бы катапульту другого.
И это называется «беречь первого космонавта»?
Почему самолёт вошёл в штопор, в названном фильме также обсуждается специалистами.
Лётчики не скрывают, что они суеверны, верят в приметы. При Сергее Павловиче Королёве (1906-1966), конструкторе космических кораблей, корабли в космос не летали по понедельникам.
Ю. Гагарин и В. Серегин полетели именно в понедельник.
Вот так же одна за другой ФОРМИРОВАЛИСЬ ПРИЧИНЫ трагедии и в Кемерово:
Кто-то подписал регистрацию огромного помещения, как объект мелкого предпринимательства. Интересная деталь – подписант ведь из местных чиновников; все дни после трагедии 25 марта жители Кемерово говорят, что город у них маленький, многие друг друга знают. Чиновник не мог не видеть, что из себя представляет бывшая кондитерская фабрика.
Кто-то, не вникая (полагаясь на исполнителя или получив взятку?), подписал проект переоборудования этой фабрики в торгово-развлекательный центр, а потому в нём оказались многочисленные узкие лабиринты, мало окон и лестниц и много легко воспламеняющихся материалов.
Кто-то приказал в «Зимней вишне» поставить металлические двери на запасных выходах и закрыть их на замок.
Кто-то закрыл дверь на замок того кинозала, где были дети.
Кто-то выключил сигнализацию.
Кто-то из жадности расположил кинотеатры и все игровые площадки для детей не на первом этаже, а на последнем.
Кстати, подобное есть в Москве в торгово-развлекательном центре «Облака»; чтобы попасть на эскалатор, идущий вниз, надо пройти по кругу почти весь этаж; есть ли на последнем этаже запасной выход на улицу, не знаю) …
Перечень причин трагедии, конечно, не полный. И взятками там пахнет. Президент РФ В. В. Путин на совещании в Кемерово из всего увиденного и услышанного сделал - увы, не новый - вывод: дав взятку, можно получить любую справку.
А если вернуться к лётчику-космонавту Юрию Гагарину, то в истории его странной гибели просвечивается старое изречение: «Благими (добрыми) намерениями ад вымощен».
В фильме не затронут вопрос: а почему именно Н. П. Каманин, на тот момент руководивший подготовкой космонавтов, распоряжался полётами лётчика Ю. А. Гагарина? Не было информации, что Юрий Алексеевич готовился ещё раз полететь в космос. Значит, он был просто военным лётчиком.
Да, он работал в Центре подготовки космонавтов. Помогал готовить других космонавтов, но сам не готовился. Первый космонавт оказался в весьма странной зависимости. И это тогда почему-то никого не удивляло.
Нисколько не умаляя заслуг Н. П. Каманина и не сомневаясь в его лётных (именно лётных!) навыках, я выскажу своё сомнение в том, хватало ли у этого генерал-полковника авиации знаний, чтобы руководить Центром подготовки космонавтов? По датам видно, что он занял эту должность после смерти С. П. Королёва.
Совершенно другая сфера! Да, летают и лётчики, и космонавты. Но лётные «корабли» разные. И подготовка отличается.
Ещё вопросы: не было ли к 1966 году на голове Н. П. Каманина короны, не чувствовал ли он себя сидящим на троне и указывающим перстом – кому что делать? Умел ли он разговаривать с подчинёнными, выслушивать их, или он ставил всех по стойке «смирно»?
Не поразила ли его фанаберия (кичливость, спесь, мелкое чванство)?
В советские годы в ЦК КПСС существовали списки номенклатурных работников.
Из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова: «Номенклатурные кадры – персонально назначаемые высшей инстанцией».
Нередко в основу назначения человека на должность брали не его профессию, а заслуги, звания, награды, «выслугу лет» в какой-то сфере. И «кумовство».
За подобными назначениями немало исковерканных судеб и трагедий.
Какое-то время тому я прочитала статью лётчика-спортсмена, кандидата исторических наук Л. Караша «А, может, всё-таки диверсия?» В ней речь о гибели Юрия Гагарина.
Автор с оттенком шутливости рассказывает об отношении лётчиков (разных стран) к цифре 13-ть, о настороженности к полётам по понедельникам; о разных других приметах.
«И это не умаляет ни мужества, ни героизма пилотов, - пишет автор, - не представляет их склонными к суеверию. Просто постоянное присутствие рядом с опасностью не делает их бездушными машинами. Они остаются людьми, которым очень нужна в их рискованной профессии вера в простую удачу.
Я подумал об этом, когда обратил внимание на график последней серии полётов Гагарина. Он их возобновил 13 марта. Конечно, в авиаучилище или в строевой части с их напряжённым графиком полётов никто такую чушь вниманием не удостаивает. Но здесь речь шла о космонавте № 1, которым так дорожили, так старались застраховать от разного рода случайностей.
Объективно планирование полёта Гагарина на 13-е число было, безусловно, столь же правомерным, как и на любое другое. Но с психологической, человеческой точки зрения, с учётом авиационной специфики, вызывает некоторое недоумение.
И невольно возникает вопрос: насколько глубоким и ответственным было стремление уберечь Гагарина?»
Надо обязательно возвращаться к изучению причин разных трагедий – ради того, чтобы они не повторялись.
Пусть земля будет пухом для погибших!
А грешные обязательно ответят за свои грехи.