Зарисовка 1

Ника Кламова
Бюрократию никто не любит, я тоже. Но сравнительная бюрократия – это довольно забавно. Вот смотрите.
В Израиле бюрократия совсем не такая, как в России. Как человек, имевший дело с обеими, причем отчасти изнутри, могу сказать точно.
В Израиле, как известно, нет конституции. Мы, как британцы, живем по несведенному своду законов и прецедентному праву. Только, в отличие от британцев, евреи не привыкли систематизировать и наводить порядок. Они привыкли читать Божественные тексты и до бесконечности спорить об их смысле. Так же они поступают и со своими законами.
К тому же, страна небольшая, в крайнем случае всегда найдется приемлемый выход. Точнее, знакомый или родственник, знающий, где этот выход искать. Страна небольшая, а семьи – огромные.
"Русские" тут чувствуют себя потерянными. Причем по обе стороны бюрократического стола. И "американцы" тоже, в этом смысле все равны. Израильская бюрократия не скажет тебе четкого да. Или четкого нет. На простой вопрос ответ будет длинным и вызовет еще больше вопросов. Столько вопросов, что прямо не знаешь, откуда начинать спрашивать. Что ставит нашего брата в полный тупик – так это то, что на одну ситуацию может быть несколько разных законов, причем их совместное действие может быть отличаться в зависимости от обстоятельств. Поэтому нашему брату удобнее упростить. Поставить «нет» там, где израильтяне считают, что «может быть». И то ведь не везде получится. А иначе совершенно непонятно, как жить в этом хаосе.
В скобках отмечу: это не хаос, это порядок. Просто особый такой порядок, пританцовывающий. Потому и похоже на хаос.
Вот пришла я недавно в поликлинику, выяснять, кто будет оплачивать счет – поликлиника или я. Служащая – израильтянка – это важно – некоторое время обсуждала этот вопрос сама с собой. В процессе обсуждения выяснилось, что варианта на самом деле три. Может быть, платить буду я. А может, поликлиника. Но есть еще вариант, при котором я плачу часть (небольшую), и тогда вопросы ко мне отпадают совсем (я так и не поняла, доплачивает ли остальное поликлиника или оно просто растворяется в воздухе). Мы с ней еще немного посоветовались и решили все-таки попросить поликлинику оплатить счет полностью – вдруг согласятся. Отправила она мои документы и строго наказала звонить и следить за решением. А то время пройдет, и тогда платить точно буду я, причем все. Или часть – я так и не поняла.
Я позвонила через неделю, и выяснилось, что документы мои почему-то не отправились, или отправились и затерялись. Их отправили еще раз, обещали перезвонить. Конечно же, никто не перезвонил. Тогда я снова пошла в поликлинику.
На этот раз служащая была "русская". Она мрачно объявила мне, что такие счета поликлиника не оплачивает никогда и ни при каких условиях, просто нет такого варианта. И ведь ее можно понять – поликлиника так редко оплачивает эти счета, что проще считать, что и вовсе не. Я, конечно же, не возражала. В конце концов, был волшебный третий вариант, по которому я плачу маленькую часть, так что настаивать я не стала. Хотя, конечно, интересно, каков бы был результат, будь там в этот день служащая израильтянка.