Рассказ о литературных размышлениях

Владимир Владимирович Залесский
Рассказ о литературных размышлениях


Федор Михайлович Достоевский задумался над листом бумаги.

«Прости, прости меня, прости мои желанья;
Прости, что смею я с тобою говорить.»

Творческий процесс продолжался.

«С чего взялась всесветная беда?
Кто виноват, кто первый начинает?
Народ вы умный, всякой это знает,
Да славушка пошла об вас худа!»

С одной стороны… С другой стороны…

«…Она прошла в его жизни мимо него не узнанная и не оцененная им; в том и трагедия их романа. О, если бы тогда, в деревне, при первой встрече с нею, прибыл туда же из Англии Чайльд-Гарольд или даже, как-нибудь, сам лорд Байрон и, заметив ее робкую, скромную прелесть, указал бы ему на неё... (…) Но этого не случилось, и искатель мировой гармонии, прочтя ей проповедь и поступив все-таки очень честно, отправился с мировою тоской своею … скитаться по родине, не примечая ее, и, кипя здоровьем и силою, восклицать с проклятиями:

Я молод, жизнь во мне крепка,
Чего мне ждать, тоска, тоска!

(…)
Она не испорчена, она, напротив, удручена этою пышною петербургскою жизнью, надломлена и страдает; она ненавидит свой сан светской дамы, и кто судит о ней иначе, тот совсем не понимает того, что хотел сказать Пушкин. И вот она твердо говорит Онегину:

Но я другому отдана
И буду век ему верна.»

Да! – подумал Достоевский.

«Эпоха новая пред нами.
Надежды сладостной заря
Восходит ярко пред очами…
Благослови, господь, царя!
(…)

Дай ум, чтоб видеть и понять
И с верой чистой и живою
Небес избранника принять!
(…)»


Размышления продолжались.

Достоевский открыл книгу с произведениями Пушкина:

«Юродивый
Борис, Борис! мальчишки обижают юродивого.
Царь
Подать ему милостыню. О чем он плачет?»

«Бесконечен творческий процесс», - подумал Достоевский.


29 марта 2018 г. 23:30