Хлеб насущный

Таня Карташова
               
 Моим  друзьям  и знакомым,  чьи
                образы востребовано и                настойчиво вошли  в  мой  первый  рассказ


 …Занавеска  тихо  колыхалась,  отбрасывая  тень  на  стену. Открытый  балкон доносил  в комнату  неясный  гул  человеческих  голосов. Я  почувствовала  смутное  беспокойство и подошла к балкону.  Солнце  неярко  било  в  глаза.  Что  там?
Ступив  на  порожек,  я  увидела  внизу  разношерстную  толпу  с  плакатами. Кто-то выкрикнул :  «Вот  она!» Увидев и прочитав  один  из  плакатов, «Отдай  наши  деньги,  гадина, » - я  похолодела.  Гул  усиливался,  стали  слышны  такие  же  нелицеприятные  эпитеты  и  даже  призывы  к действию.  «Квартира  у  нее  - 48,  айда  туда!»
Это  же  вкладчики  банка.  Я  опрометью  бросилась в  комнату  и увидела   через стеклянную  дверь  черный  силуэт…
По  лбу  стекало.  Еще,  не разлепив  веки,  я  почувствовала, что проснулась. Ох!  Во  что я  влипла?  Где были раньше  мои  мозги!. Все  вокруг  показалось  гадким,  давили вещи  и даже воздух  напрягал.  Понятно, что  долг  растет, а звонки  от  кредиторов мне  здоровья  не  прибавляют. А  все  моя  сердечная  слабина.  Надо  где-то  занять хоть  на  первый  взнос.  «Спасибо»  -   подруге! Это - ее  подсказка. Не  смогла  я  это  скрыть и  от  своего  гражданского  мужа  Михаила,  Мишки.  Он  уже  возился  на  кухне.  Осознав  свой  масштаб  бедствия,  и  прикинув  сегодняшние  действия,    я
пулей  вылетела  в  ванную,  а  там  уже -  вездесущий  Михаил. Встретив  меня   невнятным  ворчанием на тему – где были мои мозги,  я это  слушаю  не  первый день. Вместо того чтобы  помочь!
Скандал  разгорался  медленно,  маскируясь под  нудный  спор.  Тональность  возростала. Я  с ненавистью  оглядела  толстую  Мишкину  спину,  его  полные  щеки. Урод!
Меня  уже  несло.  Щас,  он добреется.  Почувствовав, что его  не  дослушали, Мишка ворвался в  кухню. Накинув  что-то  на себя, и ретировавшись в  прихожую, я  получила  тапочком   в  лоб,  что  было  не  больно,  но  очень  обидно.  Задохнувшись,   срывая  плащ,  я выскочила  на  лестницу.  Мой  возлюбленный  что-то  кричал  в открытую дверь.
Мы  живем  еще  очень  недавно.  Миша,  Михаил  Троепольский. А  я -  Катя  Климова,  разведена,  имеется  уже  почти  взрослая  дочь.  Мишка работает  метрапанжем, наборщиком, или как сейчас  говорят, компьютерным  верстальщиком. Я  музыкант- теоретик, преподаю  сольфеджио  и  теорию  музыки  в  детском  музыкальном  центре на  Земляном  Валу. Сами  понимаете,  не  шикуем.  Перебиваемся. Дочка Полина тоже приложила руку к   моим   сегодняшним проблемам. Сапоги баснословные  потребовались. А  еще  скейт,  у  нее  же  новая   взрослая  компания.  Иногда  мне  кажется,   что окружающие  из  меня  веревки  вьют.  Теперь  к  этому  кругу  добавились  еще   двое самых  близких. Да-а.  Захотелось  себя  пожалеть. Однако  -  еще  несколько  слов    о себе.  Я  очень  рослая,  а  мои  мужчины,  в  прошлом  и  нынешнем,     не  дотягивают  хотя  бы  до  моего  роста. Так  что  в  интимные  минуты,  прижимаясь  к  мужчине,  я всегда   поджимаю  ноги,  благо  я  еще  худая,   превращаясь  в  складной  метр. Хочется  ощутить  себя  маленькой,  беспомощной,  слабой и  почувствовать  защиту.  А  где она? 
…Я  пересекла  улицу,  торопясь  к остановке  троллейбуса.   Сегодня,  обязательно сегодня,  надо  выплатить  накопившую  значительную  сумму,  в крайнем  случае,  завтра.

                -2-

Мой  первый визит был  к  подруге,  той  самой,  которая  подбила  на  эту  авантюру.
По  простоте  душевной,  за  чашкой  кофе  выложила  ей  свои  потребности,  а   она – самодостаточная, но  при  достаточном  муже,  даже  не  предложила  занять у  нее.
  «Возьми  краткосрочный  кредит -  так  все  сейчас  живут»   -пожимая  холеными  плечиками,  заметила  Ольга  «Сейчас всем  нужны  деньги; я,  например,  только  от  модистки,    индпошив  - это  баснословно» -  как  бы  оправдываясь,  добавила  она.
У  Ольги  в  квартире  орудовала  приходящая  домработница.  Я  хотела  изложить свои проблемы  и просьбы,  но  вместо  этого  начала  рассказ  о  проблемах  со  своим  мужчиной. «Ну,  ты  уже  не девочка»  - улыбнулась  подруга.  «Ты  неправильно  себя  ведешь».
Прослушав  лекцию  о  современных  мужчинах  и  способах  их  укрощения,  я  все же получила  энную  сумму, но  совсем  не  ту, на  которую рассчитывала. А  время шло.
К  12  часам дня  я  договорилась  по  телефону  со  своими  старыми  коллегами.  Да,  в молодости,  а мне  уже  38,  я  играла  в  так  называемом  ВИА,  вокально-инструментальном  ансамбле  и  мои  бывшие  «лабухи»  по  цеху  - Шурик  Завадский  и  Витюша Крупкин  до  сих  пор  еще  барахтались  в  необъятном  океане  музыки.  Не  профи,  но и  не  профаны.  Интересно,  что  эти  слова  чем-то  схожи.
   Шурика  я  увидела   в  вестибюле,  он  рассеянно  махнув  мне  рукой  что-то  крикнул и  скрылся  за  ближайшей  дверью.  Я  отправилась  на  поиски  Витюши,  он,  наверно,  как  всегда  в репетиционном  зале.  Ну,  залом  это  трудно  назвать,  Так,  небольшой холл со сценой  и  старыми  афишами  каких-то  знаменитостей,  чьих  имен  и  славы  я что-то  не  слышала  и  не  видела. Сомнительные  плакаты.  И  все равно,  эту  сцену  я  всегда  буду  ощущать.  Много  часов  здесь  были  наши  репетиции,  когда  мы, молодые,
играли  или  пытались  играть,  так  называемый  «советский  джаз». Да!..  Брубек -  мой
любимый,  Паркер  и др… Кажется,  прошла  целая  вечность,  а  может  и  лучшая  часть жизни.
   В  дверь  ворвался  сияющий  Шурик.  Он  стремительно,  взахлеб  поведал  о  том, что они – Шурик  и   Витюша  занимаются  музыкальной  экцентрикой. «Чем-чем» -удивилась я. Шурик  снисходительно улыбнулся.  «Ну  вот,  и  ты  не  в  курсе,  не  догоняешь, старушка.  Это  же  будет  бомба.  Секретов  не  раскрываем.  Увидишь  нас  в  полном  триумфе -  на  сцене».  Да,  на  сцене  стоял  и лежал  какой-то  муз.реквизит.  Понятно,  что
не  скажут, но я попыталась  что-нибудь  рассмотреть, особенно  меня  заинтересовал раскрашенный  по-африкански  барабан,  почему-то перевернутый, с какой-то  внутренней начинкой.  Но  Витюша  мне  не  дал.  Беспокойно  задвигав полными  бедрами,  Витюша как  грудью  закрыл  ими  вожделенную  начинку  барабана. «Это -  секрет;  все  равно  не поймешь,  все  потом»  -  противно  улыбаясь,  объяснил  он.
Я  приступила  к  цели  своего  визита и,  естественно, получила  отказ  в  связи  с материальными  затратами   моих  бывших  коллег.  «Ты  же  понимаешь,  сколько  стоит  эксцентрика.  Это же  другая  ступень  развития  муз.эстрады и  т. д. и  т. п.
Обещав  придти  на  генеральный  прогон,  несолоно хлебавши,  я  вышла вон. Ну что же, похоже - тону.  Оставался  всего  один  вариант. Серафима  Андреевна – моя  бывшая учительница  по  музыке  и учитель по всей  жизни. Я  дружу  с ней  еще  со школы, обычно помогаю  ей  материально и поддерживаю  духовно. Ну,  это еще  вопрос,  кто  кого поддерживает. Серафима  Андреевна  преподавала  у  нас теорию  музыки,  но именно  она
раскрыла  передо  мной  мир  музыки. С  ее  легкой  руки  и  я  занимаюсь этим сегодня.
    Теперь это  старушка, очень  добрая, тихая, немного  таинственная и  задумчивая,   но не  потерявшая  интереса  к  жизни,  ее разным  проявлениям.  По – моему, она  даже играет  на  бирже  немного, впрочем,  я  могу  ошибаться, Во  всяком  случае   материально  она  не  нуждается,  это  с ее точки  зрения.  А  мне  всегда  с ней  интересно,  уютно.

                -3-

Серафима  Андреевна  одинока, то есть  у  нее  есть  какая-то  дальняя  родня,  но  она не  любит  говорить  на  эту  тему. Хотя,  заметно, что  жалеет  о  потерянных   отношениях.
    Я  засмотрелась  на  красивую  обложку  журнала, стоя  у  киоска,  увидев  там   фото знакомых  цветов.  Такие  же  цветы  растут  на  клумбе  у  подъезда  моей  учительницы.
Надо  же,  какое  совпадение. Я  усмотрела  в этом  добрый  знак. Но  тут  же  сознание, переключившись на  утреннее,  поменяло  тональность.  Не  хватало еще  разрыва  с  Михаилом.  Я  поскучнела. Надо  заниматься  проблемой:  и той  и  той.  Сообразив, что  не позвонила  Серафиме  Андреевне,  я набрала  нужный  номер,  хорошо, что она  еще  дома. Сообщила  о  своем  внеплановом  визите  и  поспешила к  нужному  подъезду.  Увидела  знакомые  цветы  на  клумбе,  немного  успокоилась.
…»Хорошо,  Катюшенька,  что  навестила» - Серафима   Андреевна  захлопотала, поспешив  напоить  меня  чаем.  Я  -  заядлая  кофеманка,  но  приходится  здесь  пить   чай.
Я  вкратце  обрисовала  свою  просьбу,  а  она, хитро  улыбнувшись,  открыла  ящик старенького  буфета   и  сказала  коротко: «Вот!  Чем  богаты,  тем  и рады».  Я  оторопела «Я  столько  не  возьму,  ну  что  вы».  «Бери, бери,  мне  всего  хватает» -она  опустилась в  кресло.  «Счастливый  вы  человек ».  «Нет,  Катюша,  не  в  этом  дело,  просто  в  старости  потребности  человека  падают,  упрощается  и  фантазия  жизни».   «Но  как  же…»
 «Ах,   да,  новые  вещи,  как  говорит  молодежь -  «новье».  Радует, конечно,  но  только».
«Что  только?»   Она  опять  хитро сощурилась  «Только  на  два  часа!»
Внезапно  Серафима Андреевна замолчала,  тихо  зашептала  молитву,  она  человеком верующим   была  всегда.   «Хлеб наш  насущный даждь  нам  днесь»…  Я  задумалась.
О  хлебе  своем  насущном.  Что он   есть  такое?  И  можно ли  мою  ситуацию  назвать так?  Я  спросила  ее  об  этом.  «Конечно  можно». Серафима  Андреевна  после  общения  с  Богом,  была  особенно  собранной.  «Ведь  очень  часто,  каждодневно  мы    руководствуемся  своими  импульсивными  желаниями,  о  которых  еще  вчера  совсем  не думали,  часто  это – неосознанное.  Мы  слишком  мало  думаем,  Жизнь  в  ритме  мегаполиса  всячески  этому  препятствует» - напоследок  сказала  она.
  Да,  наверное,  так  оно и   есть.  Я внезапно  почувствовала  досаду,  но,  засмущавшись,  принялась  благодарить  Серафиму  Андреевну.  Остается  только  принимать  последствия  своих  необдуманных  поступков.  По  дороге  домой  я  вспомнила,  что  забыла  предложить  привычную  помощь  учительнице.  Ощущая  свинцовую  тяжесть  в  голове  и ногах,  не  было  уже  сил  ни  на  что  досадовать.  Днем,  проводя  урок  по  теории  музыки,  давая   слуховой  диктант,  позорно  ошиблась  и  сыграла  вместо  си  бемоль  просто  ноту  си.  Дети  сразу  оживились.  Они  любят  ошибки  учителей…
   Еле-еле,  передвигая  ноги,  я  вспомнила  утреннюю  ссору.  Где  сейчас  Михаил?
Наверное, уже  покинул  мою  «гостеприимную»  квартиру.  Не  было  сил  уже  расстраиваться,  возмущаться.  Подходя  к  двери,  достав  ключи,  я  обнаружила,  что  дверь  закрыта  только  на  «собачку».  Я  вошла  в  прихожую  и сразу   почувствовала  божественный  аромат  жареной  картошки.  Неужели  Полина   решила  меня  удивить?
   На  кухне  горела  настольная  лампа,  отбрасывая  мягкий  свет и  создавая  уют.  Не раздеваясь,  я  прошла  и  встала  в  дверях  кухни.
…За  столом  сидел  прекрасный  принц!  Его  миловидный  четкий  профиль  вырисовывался  на  тихом  луче  света.  Тяжелый  обнаженный  торс  отливал  бронзой.
   Я  скрестила  ладони  и «татьяндоронинским»  жестом,  наклонив  голову,  прижала их  к   щекам. Удивляясь  и  любуясь,  тем  же  самым  противным  утренним  Мишкой!
   Он,  не  глядя,  спокойно  жевал  ароматное  жаркое.  Повисло  молчание.  На  столе белел  узкий  белый  конверт.  Продолжая  смотреть  куда-то  вбок,  Михаил  поднял его и  слегка  помахал  им  в  воздухе.
                Март  2018г.