Эндрю Гликсон - Нет планеты B

Виктор Постников
Countercurrents
15 марта, 2018

[От редактора.  Д-р Эндрю Гликсон, известный австралийский палеоклиматолог, работы которого давно меня интересуют.  Несколько его статей были переведены раньше. Он не только ученый, но также и неравнодушный человек (это не обязательно совпадает). Он также антиядерный активист. Его анализ текущего состояния климата в сравнении с климатом прошлых геологических эпох высвечивает всю опасность глобального потепления.  К сожалению, я не могу отразить массу важных рисунков и графиков, приведенных в статье.  Отсылаю читателя к оригинальной работе. https://countercurrents.org/2018/03/15/there-is-no-planet-b/ - ВП]


Современное потепление Земли  (Figure 1) проявляется в связи с ростом экстремальных погодных условий (Figures 2 and 3), включающих коллапс полярных ледовых шапок, таяние арктического льда,  проникновение снежных бурь в средние широты,  оттаивание вечной мерзлоты и выход метана, ураганы и пожары(Figure 4),  сдвиг состояния системы «атмосфера-океан», представляющих собой экзистенциальную угрозу человечеству и большей части природы.

По мере того, как экстремальные температуры, скорость таяния океанического льда, коллапс ледников Гренландии, оттаивание сибирской и канадской вечной мерзлоты и усиленное испарение Арктики, вызывающее снежные бури в Европе и Северной Америке, и  ураганы, циклоны и тепловые волны и пожары (Figure 4) в тропических и полу-тропических частях Земли  становятся нормой, ясно, что Земля вступает в  новое состояние системы «атмосфера-океан», приводящее к  предельным ураганам в Карибском  регионе, на  Юго-востоке США и Юго-западе Тихого океана (Figure 5).  С сотнями гига-тонн углерода, запасенного в арктической вечной мерзлоте, с ее оттаиванием,  выход метана по аналогии с геологическим выходом метана и массовым вымиранием прошлых эпох, становится все более вероятным (Figure 6).

Figure 1. Рост средних температур за последние 1800 лет,  с момента начала промышленной эпохи и будущие проекции IPCC (по W. Steffen).
 
Figure 2. Частота экстремальных погодных условий между 1980 и 2015 гг 
 
Figure 3. Критические точки глобального потепления
 
Figure 4. Климатические перемены поджигают мир. Пожары в Южной Европе и Британской Колумбии.
 
Figure 5.  Сезон ураганов в 2017 г в Карибском регионе и на Юго-востоке США   
Figure 6 (A). Кратер на полуострове Ямал в Сибири. (B) Опасные углеродные ямы. ( a ) Суша: Вечная мерзлота – 600 GtC; Торфяные болота на высоких широтах – 400 GtC;  тропические торфяные болота – 100 GtC;  растительность, подверженная пожарам и/или обезлесеванию – 650 GtC; ( b ) Океаны: гидраты метана – 10,000 GtC; Углеродный насос – 2700 GtC; Биологический насос – 3300 GtC

Сообщается, что климатические перемены приведут дополнительно к смертности 500000  чел/год ввиду голода 2050[1],  прибл. столько же  погибнут от экстремальной погоды.[2]

Изменения в системе "атмосфера-океан", изучаемые ведущими мировыми климатическими организациями (включая NASA, NOAA, NSIDC, Hadley-Met, Tyndall, Potsdam, the World’s academies of science), и в Австралии CSIRO и BOM), ведут к следующему:

- Рост атмосферного уровня CO2  до 408.35 ppm (февраль, 2018)  со скоростью 2 ppm/год и в предыдущие годы 3 ppm/год[4],  уровни беспрецедентные в геологический период, протяженностью 56 млн лет [5], в сравнении с порогом устойчивости антарктического ледового покрова при 450±50 ppm CO2 [6].
- Рост уровней парниковых газов в атмосфере и океанах, приводящий к увеличению экстремальных погодных условий в сравнении с  периодом 1950-1960 гг (Figure 2) [7],  включающих тропические штормы на Карибских островах и на юго-востоке США (Figure 5), о-вах Тонга,  Фиджи, Вануату  и Филиппинах, и потерей жизней и ущербом, в миллиарды долларов [8].
- В Австралии  частота экстремальных случаев погоды возросла, начиная с 2001 г, число экстремальной жары превысило число похолоданий в отношении  3 к 1 для дневных температур и  в отношении 5 к 1 и более в отношении ночных температур [9].
- Подобные сдвиги происходят и в океанах, где рост CO2  вызывает увеличение кислотности (pH от 8.2 к 8.1, и далее по прогнозам до 7.8 к 2100 г),  отрицательно влияют на коралловые рифы и морскую пищевую сеть в целом [10].
- Скорости таяния ледового покрова и рост уровня океана возросли [11], причем темпы роста уровня океана ускоряются  от ~1.7 mm/год за последнее столетие до ~3.2 mm/год между 1993 и 2010 гг [12] и до 3.9 mm/год [13] (Figure 7A), угрожая низким  островам, дельтам рек, вокруг которых живут миллиарды людей,  и изменяя режимы рек (Figure 7B).

Современные темпы роста парниковых газов и температур превышают  темпы, известные за геологический период (Figures 8 and 9).
Глобальное потепление, усиливаемое обратной связью таяния полярных льдов, выходом метана из вечной мерзлоты и массовыми лесными пожарами, может стать необратимым и привести к возможному коллапсу Атлантической меридиональной циркуляции [14] (Figure 10).

Согласно проф. Джеймсу Хансену, в прошлом главному климатологу НАСА, “Полное сжигание  ископаемого топлива приведет к планете, отличной от той, которую знали  люди. “[15] Проф. Иоахим Шеллнхубер, главный  немецкий специалист по климату отмечает: “Речь идет о [нарушениях] систем жизнеобеспечения на этой планете” [16].
В то время, как Парижское соглашение [по климату] остается необязательным, правительства  во всем мире возглавляют масштабное разрушение планетарных экосистем, что  ведет к тому, что большая часть Земли станет непригодной для жизни [15, 16].

Устранение главных причин разворачивающейся климатической трагедии требует широкого подхода и разных методов, главные из которых (1) резкое снижение выбросов углерода, и (2) попытки снижения атмосферного CO2,  с использованием таких методов как высевание морских водорослей, биоуголь, и ре-кремнификация почв (с применением базальтовой пыли), продувание через базальт и серпентин, системы гидроксида натрия и т.п.

Время на исходе. Нет планеты B.
 
Figure 7(A) Рост уровня океана
 
Figure 7(B). Рост уровня океана
 
Figure 8. Наиболее быстрый рост температур за последние 65 млн лет
 
Figure 9.  Современное потепление в сравнении с геологическим ростом температур
 
Figure 10. Вероятность перемежающихся заморозков (стадиалы)


*  *  *
 
[1] [2] [3] http://www.esrl.noaa.gov/gmd/ccgg/trends/global.html
[4] http://www.esrl.noaa.gov/gmd/ccgg/trends/
[5] [6] https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/0804/0804.1126.pdf
[7] [8] ; http://www.ncdc.noaa.gov/billions/time-series
[9] ;
[10]
[11] [12] [13] http://climate.nasa.gov/vital-signs/sea-level/
[14] [15] [16] [17]
 
Dr Andrew Glikson, Earth and Paleoclimate scientist, Australian National University