Послание федеральному собранию

Юра Ют
(Sveta Sutyagina ill.)



Заявка на короткометражку.

Фильм тихий, размеренный, близкий к документальному. Закадровой музыки нет или почти нет.




Зима. В деревне, около своего окошка, сидит баба Зоя, смотрит на улицу, – сухая старушка восьмидесяти лет.

Небогатая опрятная комнатушка: стол у окна, не заправленная кровать, пару стульев, иконки и выключенный телевизор.

Баб Зоя чистит яичко вкрутую и кушает. С хлебушком.

Собирает крошки: смахивает их со стола в ладошку, потом пересыпает с ладошки в полиэтиленовый пакет. Идет мыть руки – воды нет.

Баб Зоя одевает кофту, тужурку, пихает ноги в валенки, берет полиэтиленовый пакет с крошками и бидон – выходит из дома.

Она высыпает крошки в кормушку, сделанную из молочного пакета, идет с бидоном на улицу на колонку. Ее провожают пара кошек, вылезшие с чердака.

Птички слетаются на кормушку. Светит не яркое солнце.

- - - - - - - -

Баб Зоя видит: у колонки стоит соседка Валентина (60), с ведром. Морозит.

Женщины шутят, что скоро наступит лето, пора по грибы собираться. Обсуждают грибные места.

Баб Зина спрашивает бабу Валю: Давно ли отключили воду? Та пожимает плечами.

Женщины смотрят: из соседнего (вверх по улице) дома выходит Наташа (40) – работник водоканала. Наташа машет женщинам рукой, чтобы привлечь внимание.

Наташа – преданный работник отрасли: строгая, конкретная, улыбчивая. Ее задача – делать обходы, выставлять счета за полив участка, решать вопросы обслуживания населения.

Женщины спрашивают, шутя: Не рано ли Наташа квитанции на полив разносит. Наташа не понимает о чем речь. Женщины смеются, объясняют Наташе, что только что говорили про лето и про грибы. Наташа улыбается, но не вникает: говорит, что пришла по другому делу: говорит, что скоро тут всем принесут квитанции на оплату, которые надо будет сходить, оплатить.

Валентина уточняет: Почему надо заранее говорить об этом надо? Мол, кинут в почтовый ящик – оплатим. Наташа говорит, что будут некоторые изменения: в счет включат пункт водоотведения.

Валентина удивлена: А почему? Говорит: По нашей улице канализация не проложена! Мы не должны за это платить! Это пусть городские платят. Проложите нам трубу – мы и будем платить за нее! А пока мы сами машину вызываем – нам колодцы откачивают, за наши деньги.

Надежда хмурится, останавливает Валентину: говорит, что сейчас она к баб Зое пойдет, а потом – к ней: пусть Валя последнюю оплаченную квитанцию пока разыщет. Надежда намекает Валентине, что, мол, про нее говорят, что она незаконно огород поливает. Валентина возмущена: а чегой-то незаконно-то?! У меня все законно!

Валентина уходит.

Баб Зоя и Наташа идут в дом баб Зои. Наташа ездит баб Зое по ушам, говорит, что, мол, вышло постановление: что теперь все обязаны платить за отвод воды, потому что всем воду отключат, кто не заплатит, – что правительство всерьез взялось за чистоту окружающей среды!

Баб Зоя ничего не понимает.

Наташа говорит, что, мол, ничего серьезного – всего-то каких-нибудь полторы тыщи рублей в квитанцию добавят и все – что, мол, пенсия у баб Зои после восьмидесяти лет хорошая, она потянет…

Баб Зоя смотрит в окно: Наташа выходит из ее калитки, переходит дорогу, идет в дом Валентины.

- - - - - - - -

Баб Зоя берет тележку на колесиках, закрывает калитку, идет вверх по улице.

Баб Зоя заходит в тесный сельский магазинчик. Там включен телевизор: выступает фоном Путин – зачитывает послание федеральному собранию.

Баб Зоя спрашивает: не привезли ли какой-нибудь новой колбаски? И есть ли селедочка в банке: в прошлый раз брала – очень вкусная получилась, с картошечкой и лучком.

Продавщица (40) приветлива, но обслуживает нелепо, разинув рот – слушает Путина.

В магазинчик заходит какой-то бодрый, улыбчивый узбек-строитель (35), хлопает в ладоши, потирает их, говорит «Такс», просит баб Зою, которая уже собралась расплачиваться, пропустить ее вперед – его ждут. Мужик просит три водки, хлеб и сладкой газировки. Расплачивается, забирает, и выходит. Дойдя до входа, бежит опять, просит еще пачку чипсов. Уходит.

- - - - - - -

Садится солнце. Баб Зоя едет с тележкой по плохо очищенной от снега улице к себе домой.

Из своего дома выходит обеспокоенная соседка Валентина, оглядывается по сторонам, идет баб Зое, говорит, чтобы та не платила за водоотведение. Говорит, что они – аферисты: у водоканала большие долги, вот они и придумали брать с людей деньги, не предоставляя им услуг. Поэтому Наташа ходит и всем улыбается через силу, чтобы денег с людей брать побольше – за просто так. Говорит: Не верь им баб Зоя. Я со своим переговорила – он сказал, что на них можно уголовное дело завезти: за нарушение закона о защите прав потребителей, и за вымогательство.

Валентина повторяет баб Зое: ничего пока не делай. Поняла?!

Баб Зоя говорит, что поняла, но по ней видно, что ничего она не поняла.

- - - - - - -

Баб Зоя кормит кошек купленной колбасой.

Баб Зоя гасит свет, бормочет молитву, крестится и ложится спать.