О природе стыда

Марина Йончен
        Намеренно изменяю взращённой в стенах моих университетов привычке заглядывать в словарь, прежде чем оформить пришедшую в голову мысль. Рискну, попытаюсь дать своё, надеюсь, не самое далёкое от истины, определение стыда, как я его понимаю. Затем выскажу всё, что думаю о нём. Что сегодня думаю. Мой старый добрый друг компьютер, который мне давно вместо бумаги, стерпит всё... А когда закончу, пожалуй, всё же зайду в словарь. Интересно было бы сравнить!

        Хотя мои рассуждения, конечно, выйдут за рамки формата словарной статьи.

        Итак, стыд. В моём понимании есть в нём нечто сходное с чувством вины за содеянное. Причём содеянным могут стать не только поступки, но и мысли и даже чувства. Но если переживание вины далеко не всегда связывается с чем-то постыдным (иногда перед умершими близкими мы испытываем чувство вины, но не стыда), то переживание стыда сопровождается ещё и, осознанным или неосознанным, но ощущением вины (когда нам стыдно за невыполненное данное кому-то обещание, в этом обязательно присутствует чувство вины).

        Получается, что вина — всего лишь одна из составляющих стыда, и эти два явления не равны друг другу. Что же там присутствует ещё? Пока не вижу, как ни пытаюсь вглядеться. Впрочем, «высиживать» мысль — дело неблагодарное. Только время терять. Оставлю эти тщетные попытки. Побегу дальше — а вдруг само найдётся?

        Побегу туда, где с чувством стыда происходят удивительные вещи. Туда, где оно, изменяя своим предпочтениям, меняет ориентиры. За что нам было стыдно вчера? А за что стыдно сегодня?

        Помню, как где-то в 90-х встретила маму своего знакомого ровесника, из детства, как она не без гордости рассказала мне об успехах сына, без пяти минут светила науки. «Только вот беда, - вздохнула она после некоторой неожиданной паузы. - Женился недавно, надо обеспечивать семью, с одной работы вечерами идёт на другую — обои клеить...» В голосе и в глазах — такие понятные сегодня, когда сама уже мама выросшей дочери, переживания за сына. А переживания, как выяснилось минутой позже, не только оттого, что ему нелегко. Ещё больше оттого, что стыдно. «Стесняется, что приходится подрабатывать таким способом, - призналась мама знакомого. - Просил никому не рассказывать, это только между нами.» Помню, я, смеясь, ответила, что ну да, сегодня ведь у нас всё с ног на голову: работать — стыдно, а не стыдно — воровать.

        ...Мне больше всего не хотелось бы выглядеть этакой нудящей блюстительницей нравов. Я не судия и не гуру; не моё это дело искать, где чёрное, где белое, и указывать пунцовой краске стыда, в какую из этих двух сторон ей литься.

        Но мне интересно наблюдать.

        Вот я вижу племя каких-нибудь аборигенов далёких жарких островов, его таких по-своему прекрасных в естественной открытости женщин с обнажённой грудью, за которую им не стыдно. Никто ведь не говорил им о том, что это нехорошо. Интересно, знакомо ли вообще чувство стыда — хоть за что-то? — этим счастливым людям, которых не коснулась своей праведной указкой рука цивилизации?

        ...А одна девочка, очень взрослая, кстати, девочка, настолько взрослая, что уже не помнит, сколько ей лет... в-общем, она однажды рассказала мне, что часто, ещё с детских лет и до сегодняшнего дня, видит себя во сне обнажённой в толпе нормально одетых людей. Ходит голой по улицам, присутствует в таком виде на рабочем месте. Ну просто как в сказке про голого короля. Только про короля все притворялись, а в её сказке никто не обращает внимания на её «лук» так, словно на самом деле не видят. И только королю не было стыдно, а ей стыдно — даже перед теми, кто не видит, не замечает! — до того, что просыпается бедная очень взрослая девочка в холодном поту и после весь день сама не своя.

        Это только за одни сны ей уже так стыдно.

        ...Открытий никаких я не сделаю, сказав, что на самом деле только среда, а за ней и эпоха, определяют, за что нам должно быть стыдно, а за что — нет.

        Вот секс. У нас когда-то было стыдно о нём говорить, теперь же — стыдно стесняться или бояться говорить. Я не боюсь и не осуждаю, но мне секс в литературе неинтересен, возможно, когда-нибудь напишу, почему. Но даже и за отсутствие такого интереса вроде как мне должно быть стыдно в социуме, где всё, или почти всё, на этом интересе держится. В социуме, где всё с ног на голову. Одни представления вытесняют другие, а чувство стыда, утрачивая стыд, то и дело перекрашивает своё чёрное в своё белое, и наоборот.

        «Сегодня люди стыдятся того, что всё еще стыдятся того, чего стыдились раньше.» /Жак Тат/

        И, кстати, слышите, как созвучны друг другу слова «стыдное» и «стадное»?


        А может, ещё одна составляющая чувства стыда — это неожиданное для нас самих смятение, причина которого не до конца ясна нам... то ли нет никакой ни в чём вины, то ли сами не ведаем что творим... вот и мечемся, «горим со стыда». Ведь всё, чего мы хотим, придя в этот мир — это чтобы нас любили. Горя от стыда, мы словно сжигаем в своём внутреннем маленьком аду того человека в себе, который нелюбим, порицаем другими... за всё плохое?

        Да ведь и хорошего стыдимся.

        Стыдимся симпатии и любви к кому-то, скрываем, словно они — преступление.

        Творчества собственного стыдимся. Придумываем псевдонимы, прячемся за масками персонажей, которых выдаём за авторов своих произведений. Это я просто продолжаю наблюдать, ни капли осуждения в моих словах. У самой псевдоним...

        Вспоминается рассказ одного известного писателя о том, как начинающим он, сидя в окопах на фронтах Великой Отечественной, под видом писем в тыл строчил свои первые рассказы. Никому не признавался — было стыдно.

        Добрых слов стыдимся. Ой, много чего ещё!

        На самом деле есть, наверное, есть вещи, за которые нам должно быть стыдно. Но ещё больше, как мне кажется, того, что вызывает у нас «неправильное» чувство стыда.

         Об этом, и о том, какие в отношении собственных детей мы совершаем ошибки, рассказывая им, «что такое стыдно и что такое хорошо», как-нибудь в другой раз.



        P.S. Да, чуть не забыла: словарь. Иду смотреть...

        Итак, стыд...

        ...в Толковом словарь Ожегова: «...чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины.» Что ж, неплохо. С Ожеговым в целом совпало. Справедливости ради замечу, что так, почти дословно, кажется, только с ним.

        ...в Психологической энциклопедии нахожу подтверждение мыслям о социальной природе явления стыда: «...исходно, к переживанию стыда ведут ситуации социального неодобрения неудач индивида.»
 
        Проще всех высказался Сартр /Философский словарь/, ярко, точно, гениально:

        «В чувстве стыда я признаю, что я есть я, каким другие видят меня».



                (продолжение следует)