В Берлине. Окончание

Эльвира Гусева
Проснувшись утром следующего дня, я  мысленно  готовила себя к экскурсии   в Рейхстаг, мне не терпелось увидеть его не только снаружи, но изнутри тоже.
Хозяйка гостиницы любезно пригласила нас к завтраку.  Небольшая  комната, где  были накрыты столики, была ослепительно белой. Белыми были  двери, стены, потолки, мебель, скатерти  на столах, занавеси на окнах, посуда на столе – от кристальной  белизны  слепило  глаза.

София   встретила  нас, помогла определиться с выбором  продуктов, и это было особенно приятно. Она показалась мне очень  милой  и приятной  женщиной.
После завтрака мы поблагодарили хозяйку,  забрав  свои вещи, сдали номер, попрощались. Возвращаться  в гостиницу после экскурсии  мы не рассчитывали.
По предварительной записи  на  осмотр купола  Рейхстага, мы получили разрешение на  9 часов 30 минут, опаздывать было нельзя.

Оставив машину на стоянке, дальше   отправились пешком. Утро было солнечное, но ветреное  и довольно прохладное.  Моя тёплая куртка с меховым капюшоном была как раз, кстати, в чём я изначально сомневалась.
 
Я не ориентировалась  в Берлине, но сразу определила, что вчера мы здесь уже были.  Знакомый парк  Тиргартен, вдали  Колонна Победы, Бранденбургские ворота, площадь перед Рейхстагом.

Организация  экскурсий  везде  очень  чёткая, мы проходим контроль, входим  в здание, где получаем аудиогид  на русском  языке,  заходим в лифт, который поднимает нас  на смотровые  площадки.  С аудиогидом можно чувствовать  себя свободно  и уверенно во время  экскурсии.

Итак, сейчас  я  в самом  сердце  Берлина  и всей Германии, от одной  этой мысли меня охватывает волнение. Однако, спокойный  голос  аудиоэкскурсовода  успокаивает  и  приглашает совершить  путешествие  по куполу  Рейхстага. Теперь я  увлечённо слушаю  его и рассматриваю всё, что он называет.

Рейхстаг – изначальное название  немецкого парламента, который  позже стал называться  Бундестагом,  а прежнее название осталось за зданием, которое было построено специально для него  по распоряжению  Кайзера Вильгельма  1 в 1894 году. Используя  черты итальянского  Возрождения, автор проекта Пауль Валлот  внёс  в архитектурный облик Рейхстага имперское величие.

Здание  выглядело  более чем оригинально, особую неповторимость ему придавал  интересный купол  из стекла и стали, что считалось техническим шедевром того времени.

9 ноября 1918 года с одного из балконов Рейхстага Филипп Шейдеман объявил об учреждении Веймарской  республики. В здании стал заседать парламент  республики (1919–1933), который продолжали называть Рейхстагом.
 
27 февраля 1933 года в здании    случился пожар,  причины которого так и остались неизвестными,  но  этот случай позволил   нацистам издать Декрет о поджоге Рейхстага,   обвинив во всём коммунистов  и увеличить государственный контроль по всей Германии.

После этого события  заседания парламента стали проводить  в  Кролль – опере, а в 1949 году   парламент переехал  в  Бонн – новую столицу ФРГ.

Здание Рейхстага  оставалось полуразрушенным вплоть до 70-х годов 20 века, а парламент  вернулся  сюда лишь в конце  90-х, после  восстановления, к тому времени Берлин вновь стал  столицей объединённой Германии.
 
Здание Рейхстага  выглядит изумительно, завораживающе. В результате глобальной реставрации, закончившейся в 1999 году, его украшает уникальная деталь – стеклянный купол. Этот элемент современности  гармонично сочетается  с историческим зданием  и представляет особый интерес  для посетителей и туристов.

Спиралевидная  дорожка  ведёт внутрь купола, по ней мы поднимаемся на верхнюю смотровую площадку, где,  с  высоты  сорока метров,  можно любоваться  великолепной панорамой  Берлина. По подсказке аудиогида  я всматриваюсь  в его достопримечательности, едва успевая переключать своё внимание с одного объекта на другой.

В центре купола  установлен огромный конус из 30 рядов зеркал, направляющих в зал парламента дневной свет, дабы не жечь попусту электричество. Рассматривать  эту удивительную конструкцию можно долго, она того стоит, ничего подобного я никогда не видела.   Удивляюсь:  какие организованные  и  экономные всё – таки, немцы.

Аудиогид  сообщает, что   сегодня, как  и   каждый  рабочий день,  в зале идёт заседание парламента. Ещё больше меня удивило сообщение  о том, что каждый гражданин  Германии имеет право  посетить  заседание парламента, посмотреть и послушать, как работают парламентарии  в любой день, заранее оформив все формальности и получив на то разрешение.

Совершая экскурсию по куполу Рейхстага,  я  вспоминала  кадры  военной хроники,   момент  захвата, водружение  Красного знамени под куполом Рейхстага  советскими солдатами Михаилом  Егоровым и  Мелитоном  Кантарией. 

На внутренних стенах Рейхстага, между первым и вторым этажом, даже после реставрации  сохранены   надписи, сделанные  советскими солдатами во время  его захвата.  Об этом факте раньше я не знала, теперь же меня  интересовал вопрос: почему они не были уничтожены. По – видимому,  на то есть свои причины,  и я с ними соглашусь.

После экскурсии мы вышли  на улицу, сделали несколько фотографий на память,    увиденного  мне  уже не забыть…

На площади перед Рейхстагом. Фото из личного архива автора.