Дорогому другу нашей семьи
Сергею Павловичу Апанасевичу
посвящаю.
ЛЮБОВЬ СТАРИЧЕНКО
БЕСЕДЫ С МУДРЕЦАМИ
(краткое эссе)
Автор:
Стариченко Любовь Владимировна —
лауреат Международных фортепианных конкурсов,
преподаватель музыки, концертный исполнитель
«Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум
об умы других».
Мишель де Монтень
«Нужно читать и перечитывать мудрые мысли и афоризмы
великих умов, чтобы по достоинству оценить свой ум».
Любовь Стариченко
С детства я любила читать произведения художественной литературы,
сопереживать приключениям литературных героев, отождествлять себя с ними,
стараясь воспитывать в себе те их качества, которые вызывали моё восхищение.
Я хотела стать такой личностью, чтобы меня любили люди, которых я уважаю и
которые мне дороги.
Как нравиться людям, чем можно заслужить их доброе, дружеское отношение ко
мне? Ответы на эти вопросы я стала находить, читая мудрые мысли и афоризмы
великих людей. Некоторые их этих мыслей стали для меня настоящим откровением,
духовным прозрением. Все эти премудрости я старательно записывала в особую
тетрадь, заучивала их на память, постоянно мысленно цитировала их себе, чтобы
руководствоваться ими в своей повседневной жизни.
Мой отец, Владимир Александрович, всегда был и является до сих пор
моим драгоценным собеседником по всем интересующим меня творческим и духовно-
нравственным проблемам.
Все мои обращённые к нему бесчисленные вопросы по любому поводу неизменно
вызывали у него неистребимую, азартную потребность отыскать оригинальные,
логически выверенные ответы, сформулировать истины, которые были бы мне понятны
и которые бы наилучшим образом способствовали повышению моей духовной зоркости.
Помню, ещё в начале этих наших с папой философских бесед, когда я была ещё
маленькой, он меня как-то неосторожно спросил: «Люба, а тебе не трудно
понимать, постигать все эти обсуждаемые нами с тобой премудрости!?»
Я тогда очень обиделась на папу. Насупившись, я молча отошла в сторонку,
постояла там некоторое время в задумчивости, потом подошла к папе и с упрёком
произнесла: «Папа, ну как ты не понимаешь: возраст уму не помеха!»
У папы вдруг, неожиданно для меня, блеснули слёзы на глазах. Он ничего не
сказал, только посмотрел на меня, нежно обнял и поцеловал.
Некоторые сентенции, которые я вычитала из книг, стали для меня путеводными в
моей жизни.
Вот одна из них.
Жан де Лабрюйер:
«Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши
ближние были довольны и нами, и самими собой».
Мой отец объяснил мне мысль Лабрюйера по-своему:
— Чтобы нравиться себе и людям, нужно иметь особый талант,
а именно: творить в жизни достойное восхищения.
Потом продолжил:
— Нам не следует навязывать своё общение людям. если мы не видим, в чём мы
можем быть интересными и полезными им.
Я постоянно с глубочайшей благодарностью в сердце, испытываемой к мудрецам
прошлых веков, перечитываю их гениальные мысли и изречения.
Философ Гекатон, которого Сенека упоминает в своём сочинении «Нравственные
письма к Луцилию», с гордостью признавался: «Ты спросишь чего я достиг? Стал
самому себе другом».
Мой отец, как обычно, предложил моему вниманию свои комментарии на эту тему:
— Чтобы сделаться другом самому себе, нужно быть непримиримым врагом по
отношению к собственным недостаткам
Любить себя — значит не вредить самому себе, быть благоразумно требовательным
по отношению к себе».
Все эти и другие мудрые афоризмы оказывали на меня сильнейшее морально-
нравственное воздействие. Они меня духовно преображали. И мне было любопытно
наблюдать как бы со стороны происходившую эволюцию моей личности.
Меня как-то немало озадачило изречение французского писателя и филолога Анри
Этьена: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». И я спросила моего
отца:
— Неужели все люди должны покорно примириться с этой пессимистичной сентенцией?
Отец после некоторого раздумья сказал:
— Если тебя это волнует, то тебе следует постараться как можно раньше овладеть
мудростью, духов-ной зрелостью и как можно дольше продлить свою молодость.
Продлевают молодость те, которые неустанно поддерживают её достоинства.
«Чтобы молодость знала», — здесь, конечно же, желательно, чтобы в этом ей
помогала чья-то мудрая старость.
Как-то я процитировала моему отцу мысль из Талмуда: «Кто мудр? У всех
чему-нибудь научающийся».
Отец подтвердил и дополнил эту премудрость своими умозаключениями:
— Дор;гой мудрости идёт тот, кто является учеником у других людей и учителем
для себя.
Духовно растёт тот, кто смотрит на людей не сверху вниз, а снизу вверх.
Древнеримский поэт Квинт Гораций в своём сочинении «Избранные афоризмы, мудрые
мысли, цитаты» каждого человека призывает: «Отважься быть разумным».
Прочитав это изречение, я сразу же вспомнила папиного приятеля, который,
искренне восхищаясь тем, что мы каждое утро выходим в находящийся неподалёку
спортивный городок делать утреннюю зарядку, всякий раз обещал присоединиться к
нам, но это-го так до сих пор и не сделал. Для него и для других подобных ему
людей этот призыв Квинта Горация остаётся «гласом вопиющего в пустыне».
Вот мудрые истины, которые не только вызывают моё огромное восхищение, но и
вдохновляют меня на плодотворные размышления о смысле жизни, о счастье, о
вдохновении, о талантливости, гениальности…
Блез Паскаль: «Всё наше достоинство — в способности мыслить... — в этом основа
нравственности».
Пьер Буаст: «Человек бывает человеком только благодаря размышлению».
Лев Николаевич Толстой: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью».
Иоганн Гёте: «И самый великий гений не ушёл бы далеко, если бы он не захотел
исследовать всё сам».
В беседе со мной мой отец в дополнение к этим афоризмам процитировал свои оригинальные мысли на эту тему:
— Жизнь — это своеобразный лабиринт с многочисленными тупиками, благополучные
выходы из которых мы находим только благодаря сообразительности нашего ума.
Мышление — это интеллектуальное зрение.
Размышляя, духовно прозреваем.
Нравственность — в одном: в стремлении мыслить правильно и вести себя
соответственно.
Гениальный ум — тот, усилиями которого прозреваются сверхзначимые для человека
истины.
Мало-помалу у меня начали рождаться и мои собственные, конечно же, не столь
блистательные, но, по возможности, лаконичные умозаключения.
В двенадцатилетнем возрасте, после одержанной мной победы на Международном
фортепианном конкурсе, который проходил в городе Кошице (Словакия), состоялось
моё первое телевизионное интервью в программе «Насустрач». Мои не по возрасту
остроумные, а также философские, афористичные ответы на вопросы телеведущей
вызывали всякий раз её неприкрытое недоумение.
Телеведущая: — Люба, сколько часов в день тебе приходится заниматься музыкой,
чтобы быть столь виртуозной пианисткой?
Мой ответ: — Счастливые, по-настоящему влюблённые в музыку, часов не наблюдают.
Телеведущая: — А почему тебе нравится заниматься музыкой?
Мой ответ: — Мне нравится расшифровывать прекрасные, возвышенные чувства и
переживания гениальных личностей — великих композиторов. Мне кажется, что и я
сама становлюсь чуточку благороднее, талантливее от духовного общения с ними.
Телеведущая: — Как ты относишься к неудачам? Они, наверное, лишают тебя
творческого энтузиазма!?
Мой ответ: — Успех — это вчерашняя неудача, вызвавшая стократный энтузиазм.
Телеведущая: — Твоему педагогу с какими учениками больше всего нравится
заниматься: с теми, кто обладает работоспособностью, усердием,
дисциплинированностью или какими-то другими качествами?
Мой ответ: — Мне кажется, восприимчивый ум ученика — главнейшее желание
педагога.
Телеведущая: — Насколько именно ум ученика способствует развитию его таланта?
Мой ответ: — Ум — глаза таланта.
Путь, не освящённый мудростью, ведёт в тупик.
Телеведущая: — Завидуешь ли ты тем своим сверстникам, которые добились
большего успеха, чем ты?
Мой ответ: — К чему завидовать? Чьи-то преимущества — мои возможности.
Телеведущая: — Как можно оценить талант человека?
Мой ответ: — Талант ценится не его наличием, а его количеством, отдаваемым
людям.
Телеведущая: — Я знаю: ты много трудишься. Ты счастлива жить такой жизнью?
Мой ответ: — Счастье надо искать не в удовольствиях, а во вдохновении.
Счастье — это удовлетворение тем, что имеешь, и увлечённость тем, к чему
стремишься…
Путь творческого самосовершенствования, которым я иду по жизни, мне нравится,
он меня вдохновляет. Поддержку в этом я нахожу в совете Данте Алигьери:
«Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно».
В своём самосовершенствовании я руководствуюсь также и гениальной мыслью
Сенеки: «Всё истинно великое совершается медленным, незаметным ростом».
Я безмерно дорожу моими беседами с мудрецами, дарующими мне интеллектуальное
наслаждение; благодаря этому духовному общению с выдающимися личностями я
становлюсь всё более и более интересной самой себе и, надеюсь, стану
по-настоящему интересной и полезной другим, небезразличным мне, людям.
Предназначение мудрости — творить добро себе и людям.
КОНЕЦ
ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ:
Буду рада общению с истинными любителями мудрости.
Любовь Стариченко
E-mail: starichenko@gmail.com
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Буаст, Пьер Клод Виктуар (1765 – 1824) — французский лексиограф
Гёте, Иоганн Вольфганг (1749 – 1832) — немецкий поэт, мыслитель, учёный
Гораций, Флакк Квинт (65 – 8 до н. э.) —древнеримский поэт
Данте, Алигьери (1265 – 1321) — итальянский поэт
Лабрюйер, Жан де (1645 – 1696) — французский писатель
Монтень, Мишель де (1533 – 1592) — французский философ-гуманист, писатель
Паскаль, Блез (1623 – 1662) — французский учёный, философ, писатель
Сенека, Луций Анней (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.) — римский писатель, философ,
политический деятель
Толстой, Лев Николаевич (1828 – 1910) — русский писатель
Этьен, Анри (1531 — 1598) — французский писатель и филолог-полиглот