Беседы с мудрецами

Любовь Стариченко
             Дорогому другу нашей семьи
             Сергею Павловичу Апанасевичу
             посвящаю.


            ЛЮБОВЬ СТАРИЧЕНКО

            БЕСЕДЫ С МУДРЕЦАМИ
              (краткое эссе)
 
                Автор:
     Стариченко Любовь Владимировна —
     лауреат Международных фортепианных конкурсов,
     преподаватель музыки, концертный исполнитель


                «Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум
                об умы других».
                Мишель де Монтень

                «Нужно читать и перечитывать мудрые мысли и афоризмы
                великих умов, чтобы по достоинству оценить свой ум».
                Любовь Стариченко

 
     С детства я любила читать произведения художественной литературы,
   сопереживать приключениям литературных героев, отождествлять себя с ними,
   стараясь воспитывать в себе те их качества, которые вызывали моё восхищение.
     Я хотела стать такой личностью, чтобы меня любили люди, которых я уважаю и
   которые мне дороги.
     Как нравиться людям, чем можно заслужить их доброе, дружеское отношение ко
   мне? Ответы на эти вопросы я стала находить, читая мудрые мысли и афоризмы
   великих людей. Некоторые их этих мыслей стали для меня настоящим откровением,
   духовным прозрением. Все эти премудрости я старательно записывала в особую
   тетрадь, заучивала их на память, постоянно мысленно цитировала их себе, чтобы
   руководствоваться ими в своей повседневной жизни.
 
     Мой отец, Владимир Александрович, всегда был и является до сих пор
   моим драгоценным собеседником по всем интересующим меня творческим и духовно-
   нравственным проблемам.
     Все мои обращённые к нему бесчисленные вопросы по любому поводу неизменно
   вызывали у него неистребимую, азартную потребность отыскать оригинальные,
   логически выверенные ответы, сформулировать истины, которые были бы мне понятны
   и которые бы наилучшим образом способствовали повышению моей духовной зоркости.
     Помню, ещё в начале этих наших с папой философских бесед, когда я была ещё
   маленькой, он меня как-то неосторожно спросил: «Люба, а тебе не трудно
   понимать, постигать все эти обсуждаемые нами с тобой премудрости!?»
     Я тогда очень обиделась на папу. Насупившись, я молча отошла в сторонку,
   постояла там некоторое время в задумчивости, потом подошла к папе и с упрёком
   произнесла: «Папа, ну как ты не понимаешь: возраст уму не помеха!»
     У папы вдруг, неожиданно для меня, блеснули слёзы на глазах. Он ничего не
   сказал, только посмотрел на меня, нежно обнял и поцеловал.

     Некоторые сентенции, которые я вычитала из книг, стали для меня путеводными в
   моей жизни.
     Вот одна из них.
     Жан де Лабрюйер:
     «Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши
   ближние были довольны и нами, и самими собой».
 
     Мой отец объяснил мне мысль Лабрюйера по-своему:
     — Чтобы нравиться себе и людям, нужно иметь особый талант,
   а именно: творить в жизни достойное восхищения.
     Потом продолжил:
     — Нам не следует навязывать своё общение людям. если мы не видим, в чём мы
   можем быть интересными и полезными им.

     Я постоянно с глубочайшей благодарностью в сердце, испытываемой к мудрецам
   прошлых веков, перечитываю их гениальные мысли и изречения.

     Философ Гекатон, которого Сенека упоминает в своём сочинении «Нравственные
   письма к Луцилию», с гордостью признавался: «Ты спросишь чего я достиг? Стал
   самому себе другом».

     Мой отец, как обычно, предложил моему вниманию свои комментарии на эту тему:
     — Чтобы сделаться другом самому себе, нужно быть непримиримым врагом по
   отношению к собственным недостаткам
     Любить себя — значит не вредить самому себе, быть благоразумно требовательным
   по отношению к себе».

     Все эти и другие мудрые афоризмы оказывали на меня сильнейшее морально-
   нравственное воздействие. Они меня духовно преображали. И мне было любопытно
   наблюдать как бы со стороны происходившую эволюцию моей личности.

     Меня как-то немало озадачило изречение французского писателя и филолога Анри
   Этьена: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». И я спросила моего
   отца:

     — Неужели все люди должны покорно примириться с этой пессимистичной сентенцией?
     Отец после некоторого раздумья сказал:
     — Если тебя это волнует, то тебе следует постараться как можно раньше овладеть
   мудростью, духов-ной зрелостью и как можно дольше продлить свою молодость.
     Продлевают молодость те, которые неустанно поддерживают её достоинства.
     «Чтобы молодость знала», — здесь, конечно же, желательно, чтобы в этом ей
   помогала чья-то мудрая старость.

     Как-то я процитировала моему отцу мысль из Талмуда: «Кто мудр? У всех
   чему-нибудь научающийся».
     Отец подтвердил и дополнил эту премудрость своими умозаключениями:
 
     — Дор;гой мудрости идёт тот, кто является учеником у других людей и учителем
   для себя.
     Духовно растёт тот, кто смотрит на людей не сверху вниз, а снизу вверх.

     Древнеримский поэт Квинт Гораций в своём сочинении «Избранные афоризмы, мудрые
   мысли, цитаты» каждого человека призывает: «Отважься быть разумным».
     Прочитав это изречение, я сразу же вспомнила папиного приятеля, который,
   искренне восхищаясь тем, что мы каждое утро выходим в находящийся неподалёку
   спортивный городок делать утреннюю зарядку, всякий раз обещал присоединиться к
   нам, но это-го так до сих пор и не сделал. Для него и для других подобных ему
   людей этот призыв Квинта Горация остаётся «гласом вопиющего в пустыне».
 
     Вот мудрые истины, которые не только вызывают моё огромное восхищение, но и
   вдохновляют меня на плодотворные размышления о смысле жизни, о счастье, о
   вдохновении, о талантливости, гениальности…
     Блез Паскаль: «Всё наше достоинство — в способности мыслить... — в этом основа
   нравственности».
     Пьер Буаст: «Человек бывает человеком только благодаря размышлению».
     Лев Николаевич Толстой: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено
   усилиями своей мысли, а не памятью».
     Иоганн Гёте: «И самый великий гений не ушёл бы далеко, если бы он не захотел
   исследовать всё сам».

     В беседе со мной мой отец в дополнение к этим афоризмам процитировал свои оригинальные мысли на эту тему:
     — Жизнь — это своеобразный лабиринт с многочисленными тупиками, благополучные
   выходы из которых мы находим только благодаря сообразительности нашего ума.
     Мышление — это интеллектуальное зрение.
     Размышляя, духовно прозреваем.
     Нравственность — в одном: в стремлении мыслить правильно и вести себя
   соответственно.
     Гениальный ум — тот, усилиями которого прозреваются сверхзначимые для человека
   истины.

     Мало-помалу у меня начали рождаться и мои собственные, конечно же, не столь
   блистательные, но, по возможности, лаконичные умозаключения.
     В двенадцатилетнем возрасте, после одержанной мной победы на Международном
   фортепианном конкурсе, который проходил в городе Кошице (Словакия), состоялось
   моё первое телевизионное интервью в программе «Насустрач». Мои не по возрасту
   остроумные, а также философские, афористичные ответы на вопросы телеведущей
   вызывали всякий раз её неприкрытое недоумение.

     Телеведущая: — Люба, сколько часов в день тебе приходится заниматься музыкой,
   чтобы быть столь виртуозной пианисткой?
     Мой ответ: — Счастливые, по-настоящему влюблённые в музыку, часов не наблюдают.

     Телеведущая: — А почему тебе нравится заниматься музыкой?
     Мой ответ: — Мне нравится расшифровывать прекрасные, возвышенные чувства и
   переживания гениальных личностей — великих композиторов. Мне кажется, что и я
   сама становлюсь чуточку благороднее, талантливее от духовного общения с ними.
 
     Телеведущая: — Как ты относишься к неудачам? Они, наверное, лишают тебя
   творческого энтузиазма!?
     Мой ответ: — Успех — это вчерашняя неудача, вызвавшая стократный энтузиазм.

     Телеведущая: — Твоему педагогу с какими учениками больше всего нравится
   заниматься: с теми, кто обладает работоспособностью, усердием,
   дисциплинированностью или какими-то другими качествами?
     Мой ответ: — Мне кажется, восприимчивый ум ученика — главнейшее желание
   педагога.

     Телеведущая: — Насколько именно ум ученика способствует развитию его таланта?
     Мой ответ: — Ум — глаза таланта.
     Путь, не освящённый мудростью, ведёт в тупик.
 
     Телеведущая: — Завидуешь ли ты тем своим сверстникам, которые добились
   большего успеха, чем ты?
     Мой ответ: — К чему завидовать? Чьи-то преимущества — мои возможности.

     Телеведущая: — Как можно оценить талант человека?
     Мой ответ: — Талант ценится не его наличием, а его количеством, отдаваемым
   людям.

     Телеведущая: — Я знаю: ты много трудишься. Ты счастлива жить такой жизнью?
     Мой ответ: — Счастье надо искать не в удовольствиях, а во вдохновении.
     Счастье — это удовлетворение тем, что имеешь, и увлечённость тем, к чему
   стремишься…
 
     Путь творческого самосовершенствования, которым я иду по жизни, мне нравится,
   он меня вдохновляет. Поддержку в этом я нахожу в совете Данте Алигьери:
     «Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно».

     В своём самосовершенствовании я руководствуюсь также и гениальной мыслью
   Сенеки: «Всё истинно великое совершается медленным, незаметным ростом».

     Я безмерно дорожу моими беседами с мудрецами, дарующими мне интеллектуальное
   наслаждение; благодаря этому духовному общению с выдающимися личностями я
   становлюсь всё более и более интересной самой себе и, надеюсь, стану
   по-настоящему интересной и полезной другим, небезразличным мне, людям.
     Предназначение мудрости — творить добро себе и людям.

                КОНЕЦ

                ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ:
         Буду рада общению с истинными любителями мудрости.
                Любовь Стариченко
         E-mail:  starichenko@gmail.com
 
                ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

   Буаст, Пьер Клод Виктуар (1765 – 1824) — французский лексиограф
   Гёте, Иоганн Вольфганг (1749 – 1832) — немецкий поэт, мыслитель, учёный
   Гораций, Флакк Квинт (65 – 8 до н. э.) —древнеримский поэт
   Данте, Алигьери (1265 – 1321) — итальянский поэт
   Лабрюйер, Жан де (1645 – 1696) — французский писатель
   Монтень, Мишель де (1533 – 1592) — французский философ-гуманист, писатель
   Паскаль, Блез (1623 – 1662) — французский учёный, философ, писатель
   Сенека, Луций Анней (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.) — римский писатель, философ,
           политический деятель
   Толстой, Лев Николаевич (1828 – 1910) — русский писатель
   Этьен, Анри (1531 — 1598) — французский писатель и филолог-полиглот