Три в одной

Андрей Пустынник
(по мотивам рассказа А. Т. Аверченко «Мозаика»)

ИНТ. СЦЕНА – ДЕНЬ

Декорации: диван и комод.

На диване сидят ТИМОФЕЙ и КИРИЛЛ, молодые мужчины.

ТИМОФЕЙ
Я – несчастный человек! Каждый день я неимоверно страдаю.

КИРИЛЛ
Почему ты так решил? У тебя ровный и мягкий характер, куча друзей и приличный заработок. И главное, ты пользуешься успехом у женщин!

ТИМОФЕЙ
Да, Кирилл, я пользуюсь успехом у прекрасных дам. Но знаешь ли ты, что у меня сразу три женщины, коих я очень люблю?

КИРИЛЛ
Зачем же тебе столько, Тимофей?

ТИМОФЕЙ
Меньше никак нельзя. Я ищу женщину по своему вкусу. Но странная вещь: свой идеал я нашёл не в одной даме, а в трёх! Это вроде мозаики.

КИРИЛЛ
И каков твой идеал женщины?

ТИМОФЕЙ
Я, видишь ли, не из того сорта людей, что влюбляются в женщину из-за чего-то одного и не обращают внимания на всё остальное. Мне нужно, чтобы в даме всё было совершенно! И я нашёл свой идеал, но в трёх персонах!

КИРИЛЛ
Может быть, у тебя слишком высокие требования? Ведь идеала нет. У всякого человека есть достоинства и недостатки.

ТИМОФЕЙ
Ты упрекаешь меня? Вместо того чтобы пожалеть? Ведь быть кавалером сразу трёх женщин – это беспокойная и хлопотливая штука! Нужно держать в памяти много фактов, запоминать всякие пустяки и каждый день, с самого утра, лёжа в постели, придумывать воз хитроумной лжи на текущий день!

Тимофей вынимает из кармана записную книжку и листает её.

КИРИЛЛ
Зачем тебе записная книжка?

ТИМОФЕЙ
У меня плохая память, я рассеянный. А в моей голове должен находиться целый арсенал таких вещей, от которых нормальный человек придёт в изумление! Поэтому я записываю.

КИРИЛЛ
Любопытно будет узнать, что же ты записываешь.

ТИМОФЕЙ
Вот, слушай. Елена. Ровный, добрый характер, чудесные зубы, стройная. Поёт. Любит, чтобы называли её Лялей. Любит жёлтые розы, веселье и юмор, шампанское и оперу. Подозревает, что я встречаюсь с её подругой Верой.

КИРИЛЛ
Хорошая девушка. Поёт! И тебе никогда не бывает скучно!

ТИМОФЕЙ
Вера. Полненькая. Рост маленький. Не любит, когда её целуют в ухо. Из цветов любит гиацинты. Ненавидит шампанское. Любит персики в сиропе. Остерегаться упоминания о Елене.

КИРИЛЛ
То есть ты закрутил роман с двумя подругами? Хитро придумано!

ТИМОФЕЙ
Так получилось. Софья. Прекрасные глаза и волосы. Обожает автомобили и театр. Не любит персики, пение, жёлтые розы и гиацинты. Как видишь, они все любят разное, а ненавидят то, что любят их соперницы. Мне так тяжело со всем этим справляться!

КИРИЛЛ
Выбери одну.

ТИМОФЕЙ
Не могу! Такой уж я человек! Для меня все трое – одно целое! И я буду страдать, не обладая целым, а только частями. Ладно, мне нужно на поезд. Уезжаю в командировку на две недели. Отдохну от моих женщин.

Тимофей поднимается, подходит к комоду, вынимает из ящика фотографию Софьи и ставит на комод.

ТИМОФЕЙ
Это Софья. Елена и Вера никогда не видели Софьи. А она любит ко мне заходить и требует, чтобы её портрет всегда был на комоде.

КИРИЛЛ
А что ты скажешь Елене и Вере, если они зайдут к тебе и увидят снимок Софьи?

ТИМОФЕЙ
Что Софья – моя двоюродная сестра, которая замужем в соседнем городе. Ладно, побегу!

Тимофей уходит.

На сцену выходит ЕЛЕНА.

ЕЛЕНА
Добрый день, молодой человек. А где Тимофей? Где этот проказник?

КИРИЛЛ
Он умчался в командировку.

ЕЛЕНА
Ах, да! Он говорил, да я позабыла.

Елена подходит к комоду и берёт в руки снимок Софьи.

ЕЛЕНА
Что это за особа?

КИРИЛЛ
Это двоюродная сестра Тимофея. Зовут Софья. Она замужем и живёт в другом городе.

ЕЛЕНА
Да? А Тимофей не рассказывал мне о ней. Да и ничего особенного в ней нет. На троечку.

Елена возвращает фотографию на место.

На сцене появляется СОФЬЯ.

СОФЬЯ
О, у Тимоши гости! Не ожидала, не ожидала. Кто вы?

Софья приближается к комоду и проводит пальцем по снимку.

КИРИЛЛ
Я Кирилл, его друг. А это Елена, его коллега.

ЕЛЕНА
Как Вы узнали, что я его коллега? А впрочем, это неважно. А Вы та самая сестра из дальнего далёка?

СОФЬЯ
Да, я медсестра. Родом из городишки Барсуково, что на реке Енотовой. Вижу, просветил вас Тимоша.

ЕЛЕНА
Прелестно! Как Вы относитесь к пению? Я обожаю петь.
(поёт)
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина, головой склоняясь до самого тына?

СОФЬЯ
У Вас чудесный голос. Жаль, что я не люблю пения. Ну, ладно, пойду по делам. Счастливо оставаться!   
Софья уходит.

ЕЛЕНА
Мне тоже пора. Пока, Кирилл.

Елена покидает сцену.

На сцену выходит ВЕРА.

ВЕРА
Забежала на минутку поцеловать тебя и покушать персиков в сиропе! Ой, ты не Тимофей! Кто ты?

КИРИЛЛ
Я Кирилл, его приятель. А Тимофей уехал к чёрту на кулички аж на две недели.

ВЕРА
Ой, как жалко! А я Вера. Его судьба и возлюбленная. А Тимофей нигде не оставил персиков в сиропе?

КИРИЛЛ
Что-то я их не видел.

ВЕРА
Плохо. Ну, ладно. Побегу дальше. А кто это на фотографии? Ни разу не видела эту пичужку.

КИРИЛЛ
Это его медсестра с реки Енотовой.

ВЕРА
И что у него с ней?

КИРИЛЛ
Ничего.

ВЕРА
Да? Ну, ладно. Прощай.

Вера уходит.

На сцене появляется Тимофей с букетом жёлтых роз.

ТИМОФЕЙ
Катастрофа! Всё погибло! У меня украли мою записную книжку! Как мне теперь быть с моими женщинами? Лучше бы кошелёк украли!

КИРИЛЛ
А по памяти восстановить не можешь?

ТИМОФЕЙ
Как? Там был целый архив! И всё в моей голове перепуталось! Как узнать, кто мне что подарил, кто что любит и ненавидит? Как?

Тимофей со стоном плюхается на диван.

КИРИЛЛ
Может, я тебе помогу? Елена. Любит веселье, автомобили и театр. Валерия. Любит петь. Любовь. Любит персики в сиропе. Хотя постой. Может, не Валерия, а Венера? Видишь, у меня тоже в мозгах всё перепуталось.

ТИМОФЕЙ
Так я о том и говорю! Что же мне теперь делать? О, я несчастный!

На сцену выходит Софья.

СОФЬЯ
Ты вернулся? Я соскучилась!

Тимофей вскакивает, и Софья его обнимает.

ТИМОФЕЙ
Да, я уже дома. Ты, кажется, хотела вечером пойти со мной в оперу?

Софья отстраняется от Тимофея. Он протягивает ей букет.

СОФЬЯ
Я ненавижу оперу и жёлтые розы! Та-а-ак! Ты что, закрутил шашни с любительницей оперы? Отвечай!

ТИМОФЕЙ
Нет, нет, что ты!

На сцене появляется Елена.

ЕЛЕНА
Любимый, ты уже дома? И твоя сестра тебя встретила?

СОФЬЯ
Любимый? Так это ты любишь оперу?

ЕЛЕНА
Я её обожаю!

СОФЬЯ
Так вот какая ты коллега! Моего парня увела?

ЕЛЕНА
Так вот какая ты сестричка!

Елена и Софья упирают руки в бока и подступают к Тимофею.

ЕЛЕНА
Сейчас мы из тебя отбивную сделаем!

На сцену выходит Вера.

ВЕРА
Тимофей! Привет! А вот и я! А это что у тебя за собрание? Елена? Ты?

ТИМОФЕЙ
Дорогая моя Вера, я сейчас тебе всё объясню!

Тимофей целует Веру в ухо. Вера отвешивает ему пощёчину.

ВЕРА
Я ненавижу, когда меня целуют в ухо!

СОФЬЯ
Как, и эта красотка для тебя дорогая? Ну, Тимофей! Держись!

ТИМОФЕЙ
Софья, милая, ты взволнованна! Я сейчас принесу тебе персики в сиропе. Ты поешь и успокоишься.

СОФЬЯ
Я ненавижу фрукты!

ТИМОФЕЙ
Боже мой! Я влип! Ляля, хоть ты меня поддержи! Хочешь, я налью тебе твоё любимое мартини?

ЕЛЕНА
Я ненавижу мартини! Я пью только шампанское! Дай-ка цветы!

Елена выхватывает у Тимофея цветы и бьёт букетом по голове.
Софья и Вера обступают Тимофея и колотят его.

Кирилл поднимается.

КИРИЛЛ
Милые дамы! Остановитесь! У Тимофея случилось несчастье!

Елена, Софья и Вера прекращают избиение Тимофея.

КИРИЛЛ
Мой друг Тимофей любит вас. Потому что вы для него – единое целое. Три в одной. А врознь вы – осколки.

СОФЬЯ
Ничего не понимаю.

ЕЛЕНА
Какие ещё осколки?

КИРИЛЛ
Тимофей нашёл свой идеал в вас троих! А поодиночке идеала не получается. И он вами очень дорожит. Но у него украли его ежедневник, куда он записывал все мелочи, связанные с вами. Чтобы не ошибиться. И Тимофей запутался.

ТИМОФЕЙ
Так получилось. Но я вас и вправду люблю! Простите меня.

ЕЛЕНА
Ты хочешь, чтобы я терпела соперниц, особенно, несносную Веру? Ни за что!

Елена уходит.

ВЕРА
Мы не в гареме!

СОФЬЯ
Какое неслыханное оскорбление!

Вера и Софья покидают сцену.

Тимофей падает на диван и закрывает лицо руками.
 
КОНЕЦ.