С любовью к актёру Збруеву

Вячеслав Вячеславов
                Александру Збруеву 31 марта исполняется 80 лет.

Мало сказать, что он один из любимейших артистов, он же, и самый обаятельный из них. Они рождаются с отметиной бога на челе.

На канале «Культура» случайно застал конец передачи с ним. Рассказывал о визите вежливых людей к ним домой.

— Они, в самом деле, были очень вежливы. Не такие, как их обычно показывают в кино. Прошли по квартире, всё осмотрели. Олег Ефремов, ему в то время было 12 лет, рассматривали марки с Василием Аксёновым. Один вежливый, проходя мимо них, задел альбом, который упал на пол, и марки рассыпались по полу. Перед уходом они спросили отца, есть ли у него претензии по осмотру. Претензий не было, кроме того, что марки разбросаны по полу. И офицер опустился на колени и собрал все марки. Я, в то время, был в животе матери. И она полгода носила передачи, потом ей сказали, что адресат выбыл. Это означало…

— Чтобы вы сказали защитникам Сталина, если бы вас спросили о его роли в истории?

— Знаете, я вырос на Арбате, привык к дворовой этике. И, если бы меня спросили, то я бы ответил единственным доступным мне способом.

Ни к чему ни придерёшься, тоже, ответ. Знает цену сталинским палачам, но привык всю жизнь жить под их властью, и отвечать за свои слова.

Кстати, Александр нас всех считает прогнувшимися. И я с ним согласен. Советская власть нагибала всех изо всей силы, а кто не нагибался, уезжал из страны. Недавно Рудольфу Нуриеву устроили в Москве торжественный вечер.

Збруев дебютировал в фильме Александра Зархи «Мой младший брат» по повести Василия Аксёнова «Звёздный билет», которая печаталась в журнале «Юность» и была проглочена всеми читателями в один миг — это было новое слово в литературе, в затхлом воздухе повеяло свежим ветром.

Каюсь, в этой повести, кроме лирики, меня больше всего поразила портативная машинка, которую герой брал с собой на пляж.

Можно сказать, я потом всю жизнь мечтал о такой машинке, ибо тоже начал писать, и скоро купил машинку «Москва», как бы, тоже портативную, но её, при всём желании, не захочешь таскать на батумский пляж, чтобы поразить всех девчонок своим талантом и одарённостью. Хотя до пляжа и было 500 метров от моего дома.

Я и тогда понимал, что в присутствии машинки на пляже больше рисовки и выпендрёжа, чем необходимости. При желании, если вдруг в мозгу возникнет счастливая мысль необычайной идеи, её всегда можно записать в блокнот, а потом уже дома переоформить в печать.

К сожалению, хорошие мысли редко меня посещали, и я, не только машинку не таскал с собой, но и блокнот не брал. Обдумывание сюжета не требовало фиксирования.

Александр Збруев сумел достойно прожить не только свою жизнь, но и актёрскую — не был замечен ни в скандалах  вокруг артистов, ни в попойках.

Долго я его считал нестареющим артистом. Есть такие счастливые лица. Дмитрий Харатьян обладает подобной внешностью. Каким он был в «Зелёном фургоне» с напарником Соловьёвым, рано погибшим, таким и остался до развала СССР.

62 фильма в фильмографии Збруева. Дай бог, будут ещё.

Не все фильмы равноценны, но, в каждом эпизоде за ним нравится наблюдать, и рот, невольно, растягивается до ушей от его улыбки. 

                Ставрополь-на-Волге