Кураб-городище - Курабка на Верхней Оке

Василий Иванович Агошков
ВАСИЛИЙ
АГОШКОВ

КУРАБ-ГОРОДИЩЕ
(КУРАБКА) –
племенной центр славян
Верхней Оки

ТОПОНИМИЧЕСКИЕ
ОЧЕРКИ:
ФАКТЫ, ГИПОТЕЗЫ

Выпуск  №16



г. Орёл – пгт. Кромы
2003 г.

В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ

Издано за счёт средств автора,
который, выпуская очерки,
не претендует на истину
в последней инстанции.

Компьютерный набор – Ю. В. Третьяков
Подписано в печать 31.03.2003 г.
Тираж – 100 экз. Бумага – офсетная.
Формат 60 х 84 1/16. Объём – 1 печ. лист.
Отпечатано в ООО ИД «ОРЛИК»
302028, Россия, г. Орёл, ул. 7 Ноября, 3-5
 

 
КУРАБКА – ПЛЕМЕННОЙ ЦЕНТР СЛАВЯН


ЗЕМЛЯ ВЯТИЧЕЙ. Пожалуй, не каждый знает, что подразумевается под этим понятием. Да и не удивительно, если и среди учёных идут споры о том, какие земли занимало древнее племя вятичи и  к какой языковой семье относилось: к славянской или финно-угорской. Благодаря исследованиям археологов, удалось многое рассказать о жизни, верованиях, обычаях вятичей, их сёлах и городах.
Впрочем, и до сего времени нет чёткого ответа на вопросы, связанные с местонахождением того или иного вятического летописного города, так как многие из них, упомянутые в летописях, прекратили своё существование после монгольского разорения, и часть их, как писал автор монографии «Древнерусские города» М. Н. Тихомиров, «бесследно исчезла». И поэтому на картах, приложенных автором к своему труду, он не показал не одного «вятического» города в бассейне Верхней Оки.
Археолог Т. Н. Никольская много времени провела в нашей области за раскопками древних поселений. Она говорит, что следы городов вятичей сохранились в виде укреплённых поселений-городищ. Учёная называет такие вятические города, как Кром (Кромы), Новосиль, Карачев, Мценск, Спашь, Домагощь, Слободка, Воротынцево и Корьдно (Кордно), расположенные в пределах нынешней Орловской области, кроме Карачева.

ГОРОД КОРЬДНО. Особый интерес у исследователей вызывает вопрос о местонахождении города Корьдно. Дело в том, что он упоминается в знаменитом «Поучении» Владимира Мономаха, записанном в Лаврентьевской летописи под 1096 г.: «…а в Вятичи ходихом по две зиме, на Ходоту и на сына его и ко Корьдну ходих первую зиму».
Т. Н. Никольская указывает, что «трудно определённо сказать, где находился этот самый летописный город Корьдно, но поскольку он упомянут в связи с вятическим «князьком» Ходотой, то можно предположить, что это был довольно известный в то время городок, возможно даже, вятический племенной центр».
Известный в прошлом исследователь Н. П. Барсов отождествлял Корьдно с поселением Карнадьи на реке Зуше. Там же примерно ранее предполагал летописный город и Б. А. Рыбаков. Т.Н. Никольская в 1983 г. провела обследование берегов Раковки на всём её протяжении, а особенно в районе деревни Карнади (недалеко от г. Новосиля). Археолог говорит с сожалением, что здесь ею не было обнаружено ни одного  древнерусского поселения. Она добавляет, что поиски древних поселений в районе современного нам топонима (т.е. географического названия) часто не имеют успеха….
Несмотря на подобные рассуждения, Т. Н. Никольская всё же поместила на карте город Корьдно (хотя и со знаком вопроса) восточнее Новосиля. Однако вряд ли племенной центр мог находиться здесь, где не найдено ни одного поселения древности. Постоянный автор «Орловской правды», писатель – краевед В. Неделин в разговоре со мной высказал мнение, что, скорее всего, Корьдно располагался где-то в середине вятической земли.

КОРЬДНО – ЭТО ДЕДОСЛАВЛЬ. Данная точка зрения не лишена основания. Тот же Б. А. Рыбаков в вышедшем в свет исследовании «Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв.» предполагает, что такой «столицей» Земли Вятичей, т.е. племенным центром, мог быть летописный город Дедославль, расположенный недалеко от верховьев Дона, т.е. на середине пути Кромы – Старая Рязань (в Тульской области).
В свою очередь, мы рискнём предположить иное место нахождения города Корьдно. В последней монографии Б. А. Рыбаков провёл скрупулёзный анализ источников о Руси и славянах восточных авторов, в частности «Худуд-ал-Алем» («Области мира») – книги, созданной в первой половине IX в. неизвестным автором из Бухары, названным Б. А. Рыбаковым «Анонимом». Восточным историкам были хорошо известны земли восточных славян, в частности «Земля Вантит», т.е. вятичей, столицей которой, возможно, был город Хордаб (Хурдаб), расположенный где-то в Верховьях Оки.
Т. Н. Никольская замечает, что такой столицей мог быть город Корьдно. Правда, и здесь она ставит знак вопроса. Сейчас трудно сказать, чем руководствовалась учёная, постоянно нанося на карту Корьдно в пределах нынешней Орловской области, но ясно одно: данная столица могла быть и на самом юге Земли Вятичей, т.е. пределах нынешнего Кромского района. Конечно, мне  очень хочется это доказать. Вначале я попытался как-то сравнить слова Кромы и Корьдно: схожи первые звуки. Немаловажно то, что Кромы находятся на реке Недне, а Корьдно и Недна имеют общие звуки «дн». Но я и сам видел в данном случае большую натяжку. Город Кромы (Кром) известен с древних времён, и вряд ли он имел другое название – Корьдно. Впрочем, в городе Пскове крепость называлась Кром! А недалеко от Кромской крепости имелось место по имени Завитай!
Необходимо было пойти по другому пути. Если считать, что слово Кромы образовано от «уКРОМный», «заКРОМ», то должен был находиться рядом другой город, более крупный. Вполне естественно предположить, что располагался он ближе к Оке, поскольку в древности торговля велась в основном по рекам Волге и её притоку Оке. Кромы находятся в стороне от Оки, от главного торгового пути, т.е. как бы в укромном месте, хотя река Крома ближе к устью почти не уступает соседствующей Оке. На карте Т. Н. Никольской никаких летописных городов рядом с Кромами нет, но есть городище у деревни Лужки (Пашково).

Вот что сообщает о нём учёная:
«Самым южным в верховье Оки было городище у д. Лужки (Пашково), занимающее высокий мыс правого берега реки. Площадка поселения размером 95 на 50 м с севера, со стороны плато, укреплена валом (сильно оплывшим). Раскопками Верхнеокской экспедиции в 1958 – 1959 гг. вскрыта площадь около 1500 кв. метров. Городок был основан в IX – X вв.  на заброшенном поселении позднезольчатой культуры (VI – II вв. до н. э.). К его ранней поре относится прямоугольная в плане землянка (4 на 4 м), развалы каменно-глинобитных печей и многочисленные обломки лепной керамики роменского типа. Поселение существует и в XI – XIII вв. (землянка с глинобитной печью, гончарная керамика с волнистым и линейным орнаментом, многочисленные предметы быта, сельского хозяйства и промыслов). В культурном слое найдены две серебряные монеты, подражание восточному дирхему X – XI вв. (вес монет 1,82 и 1,06 граммов)».
Т. Н. Никольская никак не называет данное городище, ограничиваясь словами «у д. Лужки (Пашково)». В то же время мы должны обратить внимание на то, что городок был основан в IX в. и что найдены «многочисленные» обломки керамики и предметы быта. О раннем заселении городища говорят и монеты. Для последующих наших рассуждений подчеркнём ещё одну немаловажную деталь: монеты – подражание восточному дирхему…

КОРЬДНО – КУРАБ-ГОРОДИЩЕ. Городище у д. Лужки находится недалеко от Кром и хорошо видно невооружённым глазом. Оно могло соответствовать летописному городу Корьдно, но как это доказать?! Помог случай. Будучи в колхозе «Победа» Кромского района, я услышал от главного агронома необычное название: «Кураб-городище». У Никольской я также прочитал об этом: «Фрагменты таких горшков (обтачивалась на гончарном круге только верхняя часть. – В. А.) найдены на городище у д. Лужки («Кураб-городище») на р. Оке (Кромской район Орловской области), где они датируются дирхемами начала XI в.»
Конечно, слова Кураб и Корьдно всё-таки не совсем соответствуют друг другу. Пригодилось сообщение Б. А. Рыбакова об «Анониме» – восточном авторе, который столицу вятичей назвал Хордаб (Хурдаб). Поскольку звуки «К» и «Х» в русском языке близки по звучанию, то не удивительно, что наш Кураб легко мог звучать, как Хурдаб.
Думаю, что городище в д. Лужки могло быть столицей вятичей, северян, радимичей и кривичей – городом Корьдно (Кръдно). До сих пор место, где располагается городище, главенствует над окружающей территорией, имеет достаточно крутой спуск, так что его легко было оборонять. Кураб-городище является достаточно внушительным и запоминающимся мысом большого Кривчиковского плато, омываемого с южной и западной сторон рекою Окою. Старожилы утверждали, что с этого мыса были видны купола всех бывших кромских церквей. Такого высокого плато, как Кривчиковское, я в Орловщине больше не встречал и могу его сравнить лишь с дальневосточными сопками, на которые забирался вместе с друзьями во время службы в армии.
Кураб-городище находится в удобном географическом месте: недалеко отсюда впадают в Оку довольно большие реки Крома и Ицка, так что вместе с главной рекой Окой они захватывают значительную площадь, на которой жили славянские племена. Отсюда через данные реки и их притоки легко было попасть в другие земли и страны.

КОРЬДНО И ХАЗАРЫ. В 8-10 веках вятичи и другие славянские племена платили дань мощному Хазарскому каганату. Не исключено, что Кураб – городище и был основан им, как место для сбора дани, как административный центр. Наши предположения строятся на том, что и город Хурдаб, и вятический вождь Ходота и хазары имеют в названии начальный звук «Х». Хазары – казары – казаки? Хурдаб – Курдаб – Кураб – Курабка. Ходота – Кодота – Кудота – Кудеса – Чудеса…
Обе формы – хазары и казары – известны в литературе. Если допустить, что Кураб-городище основали хазары, то, следовательно, название его принадлежит им. Столица Хазарии – Итиль находилась на юге реки Волги, и возникает, на первый взгляд, вопрос, а что делали хазары у верховий Оки?! В летописях сообщается о том, что хазары брали дань с вятичей «по беле и веверице с дыма». В 964 г. князь Святослав запретил вятичам платить дань хазарам и приказал везти её в Киев. Однако вятичи, видимо, не очень-то испугались князя. Святослав в следующем году вновь идёт войной на вятичей. Однако и в 981 и в 982 годах – уже Владимир – дважды усмиряет вятичей.
Возникает недоумение: почему вятичи так упорно, вплоть до восстаний, не хотят подчиняться Киеву и спокойно платят дань хазарам?! П. И. Якоби(й), автор книги «Вятичи Орловской губернии» (1907) предполагал, что вятический город Карачев (Корачев) назван в честь вельможи, важного сановного лица – карачи! Корень явно тюркский, и, скорее всего, хазарский. П. И. Якоби(й) делает осторожный вывод: «По-видимому, в Карачеве жил делегат хазарского правительства для собирания дани с вятичей».

Это могло быть в истории. Так, князь Владимир, чтобы подчинить себе вятичей и ослабить их, «выселяет владетельные, знатные и богатые роды («мужи лутши») на южную границу Киевской области, ставя их таким образом во враждебные отношения с тюркскими кочевниками». Правда, возникают сомнения: если, по мнению Якоби(я), карачи были хазарскими наместниками, то вряд ли они, попав на границу, становились враждебными «тюркским кочевникам», поскольку сами-то были тюрками! Впрочем, киевские князья умело использовали на своей стороне и тех же тюрок.

КОРЬДНО – ЭТО КАРАЧЕВ. Орловский археолог, учёный, краевед-исследователь Л. Н. Красницкий считает, что Кърдно – это позднейший …Карачев. Можно ли стать на сторону автора такого заявления?! В летописях писали: Корачев. Если «Ъ» дал «О», «Д» – «Ч», то тогда, действительно, возможен город КОР(а)Ч + НО. Наверное, у Л. Н. Красницкого есть свои соображения по поводу соотнесения топонимов Коръдно (Кърдно) и Корачева. Однако в имени Карачев нет звука «Б»! Наши оппоненты удивлённо поднимут брови: в топонимах Корьдно (Коръдно, Кърдно) и Корачев и не может быть «Б»! Этот звук присутствует в имени Кураб-городище и в столице – племенном центре вятичей Хурдаб. Но есть ли тождество между Корьдно и Хурдабом?!
Конечно, полностью этого утверждать у нас нет оснований. Тем не менее видные учёные уверяют, что конечное ДНО (в КОРЬДНО) когда-то имело звук «Б», т.е. ДНО звучало, как ДБНО! Дно – это то, что уДОБНО! От слова ДОБА, очень распространённого ранее в русском языке, возникли слова ДОБРЫЙ, ДОБЛЕСТЬ, БЕСПОДОБНЫЙ, СДОБА, СУДЬБА, СВАДЬБА, ДОБРОВА – ДУБРАВА, ДУПЛО И ПР.

КОРЬДНО – КОРЕННАЯ ДОБА. Кромская речка НЕДНА – приток Кромы – неудобная из-за болотистых и крутых берегов, пересыхающего русла. В XIX веке речку именовали Сухая Недна! Недна – Недбна – неудобная! Корьдно – Корьдбно – Коренная Доба, т.е. доблестное, судьбоносное место. Корьдобно – Хорьдобно – солнечное, хорошее место. Вспомним столицу Ирака – Багдад. Скорее всего, следовало бы писать – БАГДАБ, в имени города видим ДАБ – наше ДОБА. Тюрки заимствовали славянское ДОБА, переделав его в ДАБА!

От Корьдбно легко перейти к Хурдабн – КУРАБ – ГОРОДИЩЕ. Не исключено, что русское слово ГОРОДИЩЕ есть перевод имени КУРАБ (КУРДАБ) – город! Кураб – Короб– Корабль: издали Кураб-городище напоминает по форме и КОРОБ и большой КОРАБЛЬ.
Деревня Карнади, что находится в Суровском сельсовете Новодеревеньковского района на реке РАКОВКА, также вряд ли могла быть столицей – племенным центром вятичей Корьдно – Кърдно, поскольку трудно объяснить наличие звука «Н» после КО(А)Р –, хотя не исключено пересогласование звуков «Д» и «Н».
НАШ ВАРИАНТ: Кураб-городище – это древняя столица вятичей, племенной центр других славянских племён, образовавших вместе с вятичами в верховьях Оки и низовьях Кромы хорошо укреплённый город, сообщающийся через Крому и Неруссу, Ицку и Навлю – с Десной и Днепром, а через Оку и Волгу – с южными странами.
Стоп! – слышу голос оппонента: в ваших рассуждениях о Курабе нет звука «Д», который присутствует в племенном центре Корьдно. Возможно, ответим, что «Д» растворилось в звуке «Б»: вспомним, что город БРЯНСК в летописях звучал то ДОБРЯНСК, то ДЬБРЯНЕСК, то БРЯНСК. Восточный Багдад для нас просто БОГАТ?!

ХУДОТА – КУДОТА – КУДЕЙ. Владимир Мономах писал о походах на «Ходоту и его сына». Было это зимой. Историк М. Н. Покровский назвал Ходоту – «туземным царьком». Нужно заметить, что оба слова (и «туземным», и «царьком») несут в себе субъективную информацию. ТУЗЕМНЫМ – не значит от слова туз, т.е. важный, влиятельный человек. ТУЗЕМЕЦ – (устаревшее) – это местный житель, обычно малоцивилизованной страны, в противоположность приезжему иностранцу. ЦАРЁК – уменьшительно-пренебрежительное слово, полуцарь, этакий вождь «индейцев», с гусиным пером в волосах!

Дело тут не только в историке М. Н. Покровском, считавшем вятичей малоцивилизованным племенем. Об этом же писали и киевский летописец Нестор, и его последователи, которые возвышали себя – полян и уничижали вятичей, северян, радимичей и другие восточные племена. Однако Нестора понять ещё можно: он, говоря о наших предках, что они живут в лесу, как «звери», имел в виду их языческое происхождение, отсутствие у них молитвы и поклонения христианским святыням. М. Н. Покровский же должен был на стыке XIX и XX веков отделять зёрна от плевел. Безусловно, вятичи и другие восточные племена не были «дикими и малоцивилизованными», в противном случае они бы просто не выжили. Странное дело: как только вятичи, северяне, радимичи попадают под зависимость Киева, они вскоре теряют свои племенные названия. Археолог Т. Н. Никольская, проведя раскопки Большого Слободкинского городища в Шаблыкинском районе, установила, что вятичи, проживавшие здесь, обладали высокоразвитым производством. Достаточно сказать, что вятички щеголяли в шубах и кожаных сапожках. Унаследовали это мастерство болховцы, которые выпускали в большом количестве изделия из кож и мехов. Существовало у вятичей и разделение труда: так, процветанию ювелирного производства способствовало то, что каждый мастер выполнял свою часть работы! Вот вам и малоцивилизованная страна!
Однако кому-то выгодно считать наших предков «отсталыми» и поэтому-де нужен «высоко просвещённый иностранец». Конечно, мы не выплёскиваем вместе с водой и ребёнка – есть и на Западе и Востоке умные люди, добрые жители, искренне желающие нам счастья. Но вместе с тем не следует забывать о том, что Россия всегда была и будет объектом для хищнических устремлений.

КУКША – СЫН ХОДОТЫ. Итак, ХОДОТА – это местный старейшина, князь, царь (если хотите). Царь, поскольку власть переходит от отца к сыну. Мономах не пишет о том, встречался ли он вообще с Ходотой, победил ли он его, обложил ли данью! Владимир Мономах совершил поход «сквозе Вятиче» в 1096 году. Допускаем, что вместе с отцом был в походе 6-летний Юрий Долгорукий, который познакомился с сыном Ходоты – …Кукшею. Иными словами, никакой войны между Мономахом и Ходотой не было, а имела место «дружеская беседа». Мономах уговорил Ходоту отдать ему на воспитание сына Кукшу, который потом станет просветителем Вятичей.
Те не простят ему измены и убьют. Мценцы с каким-то особым рвением доказывают, что убили Кукшу их предки у села Карандаково. Учёный А. В. Арциховский считал, что Кукшу убили под г. Серенском Калужской области. Туляки, в свою очередь, считают, что Кукшу убили на их территории, причём год называют не 1111 или 1113-1114, а на 100 лет позже. Нынешние калужцы указывают ещё одно место гибели киевского святого.

Пора сказать: люди, опомнитесь, т.е. вспомните, а было ли вообще убийство Кукши, а если и было, то связано ли оно вообще с крещением вятичей?! Ведь мы ничего не знаем о Кукше, ни о времени его жизни. В крайнем случае, не умиляться нужно сейчас о том, что, мол, у нас убили (?!) Кукшу (этим грешат, как видим, не только орловцы, но и калужане с туляками!), а говорить о роли и значении церкви в жизни общества, о причинах и времени крещения тех же вятичей, способствующих созданию единого и мощного государства – России.
Иначе мы будем без конца унижать своих предков, утверждать вслед за «просвещёнными иностранцами» об отсталости вятичей, северян, радимичей и других славянских племён и о том, чтобы и впредь «малоцивилизованные нации» звали к себе на помощь иноземных руководителей: царей – президентов – советников и прочих.
Итак, если в 1096 году Кукше было лет 10, то в 1111-м – около 25 лет, самый подходящий возраст для просветителя-христианина. Ведь попади Кукша в Киев лет 17 – 20, то вряд ли он стал бы служить христианам, поскольку уже впитал в кровь и пот мировоззрение предков. Почему же в таком случае отец Кукши – Ходота отдал его Мономаху?! Да потому, видимо, что вятический царь был достаточно прогрессивным лидером своего племени и понимал, что язычество при всех его плюсах слишком миролюбиво и недостаточно способствует объединению славян. К тому же Ходота знал, кто он! Единокровный с киевлянами славянин. И, хотя Ока течёт на север, её притоки связаны с притоками Днепра, позволявшими вести от моря до моря торговлю!
Хазарский каганат к тому времени был уже уничтожен, и вятичи, насколько бы они ни были сильны, нуждались в надёжном защитнике. Ими стали Владимир Мономах и его сын Юрий Долгорукий, водивший через вятические территории целые полки.

ХОДОТА имеет в своей основе божественное происхождение. Ходота – Кудота – Кудесник! П. И. Якоби(й) писал, что имя Ходота «не имеет аналогии в славянском языке и  славянской истории, но оно существует в восточной ветви финского имени – у остяков и вогулов, и выражает понятие всего высшего, находящегося высоко, наверху, до крыши включительно. Кодохта (Ходохта) – крыша по – остяцки. У Мономаха это слово, написанное Ходота, с пропуском придыхания, обратилось из титула главы высшей власти, в собственное имя». Автор подчёркивает, что «славяно-русские современники Мономаха не понимали языка вятичей».
Сейчас взгляд П. И. Якоби(я) и ему подобных на вятичей, как на представителей финнов, не принимается в расчёт, но подчеркнём, что Ходота так же, как и Кукша, обозначает одно и то же: находящийся на-верху, подобно Солнцу! Ходота и Кукша были не только племенными вождями, но и местными богами! Не случайна связь Ходоты со словом ходить! Русский историк XIX века С. М. Соловьёв считал, что языческий бог Сварог образован из СВАР – небо и ГА – ходить (Сварга). По-английски GO – «ходить». Христианство, конечно, отвергло вятических богов, сравнив Кукшу с «кукишем», а Ходоту – с Кудотой, кудесью, кудесниками, волхвами и пр.

КУДЕЙ. Тот же П. И. Якоби(й) говорил о предках башкир – КУДЕЕ (Кудей). Моя мать и многие её ровесники часто поправляли нас, детей, если мы спрашивали: «Куда (куды) пошёл?» Ответом старших было: «На Кудыкину гору!» Более терпеливые поправляли: «Нельзя говорить «куда», нужно – «далеко». Однажды, когда мне было уже за 30 лет, я преднамеренно поинтересовался у матери: «А почему собственно нельзя спрашивать «куда?». Она, как-то съёжившись, посмотрела на меня печально осуждающе, будто бы я нарушил какое-то табу, и отошла в сторону, не желая видеть моего наказания за проникновение в тайну со стороны всесильных духов.
С высоты своего полуатеистического воспитания я тогда решил, что данный вопрос – это такая «мелочь», на которую не стоит обращать внимания. А не связывали ли мамины предки, славяне по происхождению, вопросительное наречие «куда» с тем же богом башкир Кудеем (Куд)?! Произношение «иностранного» слова КУД было для славян запретным, дабы не накликать беды. Куд – кут – закута – закуток – куток. Кут – это угол в доме, в селе. А в углу всегда водились потусторонние силы.

В. И. Даль также не даёт ясного ответа на то, а почему нельзя «кудыкать»: кудыкать, курское, спрашивать, без надобности, встречных: куда идёшь? Не кудыкай, счастья не будет! Слово КУД у Даля – это злой дух, бес, сатана; волхованье, чернокнижие…. Итак, для башкир и родственных им народов КУДЕЙ – бог, высшее существо. Для славян – бес, сатана. Христиане, как известно, даже сжигали волхвов. Несомненно, что служители церкви отнесли волхвов в разряд «кудес», людей «в личине, переряженных», вытворяющих «чудеса посредством нечистой силы».

КРОДО (КОРЬДНО) – ЖЕРТВЕННЫЙ АЛТАРЬ.

АНДРЕЙ КАЙСАРОВ, патриот России, погибший 30-летним 14(26) мая 1813 года при освобождении Германии от французских войск, является автором небольшой книги «Славянская и российская мифология» (1804г.). В ней есть главка, посвящённая КРОДО.
Как пишет в комментарии Александра Баженова, Крода (Крада) – это жертвенный алтарь, горящий жертвенник, костёр. На нём сжигали мёртвых и приношения (сравни санскритское cradda – священная жертва в честь мёртвых). Киевский летописец Нестор назвал их «крады и требища идольские». Мы знаем, что вятичи сжигали умерших. Однако А. Баженова утверждает, что «для этого ритуальная крада не подходила. Умерших сжигали в специальных крадах – ладьях и проч.».
Согласно поверью, сожжённый уносился в РАЙ – ВЫРИЙ, и это видели родственники. Душу, в виде дыхания и дыма, подхватывали жаворонки, которые прилетали во время Радуницы – в день поминовения усопших предков – 9 марта. Не отсюда ли и глаголы ВЫРЫТЬ и ВЫРЫВАТЬСЯ?! Христианство вытравливало красивые языческие поверья, и, перенеся Радуницу на 1 мая (а вернее – ночь), согласно пасхальному календарю, объявило день поминовения умерших – нечистым, бесовским. Отсюда пошло выражение «Вальпургиева ночь».

ЖЕРТВЕННЫЙ КОСТЁР. Могла ли столица вятичей Корьдно (Кърдно) стать местом, где горел жертвенный костёр?! А. Кайсаров писал: «По мнению Гроссера, поклонялись Кроду славяне, поселившиеся на Гарце. В Гарцбурге, за милю от Гослара, стоял истукан Кродов на высокой, лесом обросшей горе. Этот истукан представлял старика с обнажённою головою, который голыми ногами стоял на рыбе и опоясан был белою шерстяною повязкою, держа в одной руке колесо, а в другой сосуд, наполненный цветами и плодами…».
Далее А. Кайсаров упоминает саксонцев, т.е. вендов, которые умели «утвердиться прочно и невредимо на самых опасных местах». Венды – это венеды. Многие усматривают в венедах– вятичей! В крайнем случае, саксонцы жили недалеко от вятичей, и последние могли перенять от них божество Кродо.

КУРАБ-ГОРОДИЩЕ. Если посмотреть на Кураб – городище со стороны реки Оки, то мы увидим достаточно высокую гору, называемую местными жителями Кривчиковской. Гора – это плато, на котором разместились село Кривчиково, посёлок сельского типа Отрада, большой лес и ферма с пашней. Говорят, что с плато раньше были видны маковки всех церквей Кромского уезда. Такое не исключено, ведь реки Ока, Крома, Ицка текут к плато, и таким образом их источники находятся выше остальной местности, что позволяет видеть постройки, как на ладони.
В этой связи вполне закономерно и установление «истукана» Кродо на высоком, заметном со всех сторон мысе – Курабе – городище. Большое наводнение 1994 года XX века показало, что между Курабкой и Кромами существовало когда-то значительное озеро, которое обнимало Кромы и с востока уходило на запад, в сторону села Кутафино. В озёрных местах Ока проделывала себе протоки в разных направлениях. Даже сейчас, если посмотреть внимательно на западную низину Кривчиковского плато, можно увидеть старое русло Оки.
Правый берег Оки у Кураба-городища настолько крут, что мы вместе с художником Николаем Швецовым – преподавателем Кромской средней школы – делали всё возможное, чтобы не упасть вниз, к воде. Так что вполне объяснима ситуация, когда Кродо «босыми ногами» стоял на острой и скользкой рыбе. Мыс состоит из камня.
А. Кайсаров уточнял, что некто Шедий считал обнажённую голову Кродо как «усердное служение божеству», его белую повязку – как «свободу», колесо – «дружбу народа и единодушие против неприятеля». А. Баженова уверяет, что «рыба под ногами (как и ящур) – это подземное царство; чаша с плодами – обильная земная жизнь; колесо – вечное обновление жизни на земле (и во вселенной), зиждущейся на прочной нерушимой основе (оси)».
Заметим (см. нашу книгу «Кром»(1994г.)), что верёвка, на которой гоняют лошадей по кругу, называется КОРДА (это соответствует геометрическому понятию – хорда). С каким же окружением был связан племенной центр Корьдно?! Через Оку отсюда можно было попасть в Волгу и Каспийское море; через Свапу, Десну и Днепр – в Чёрное и Азовское моря; эти же реки, а также другие притоки вели и на север, в Балтийское, Белое и другие моря.

Учитель Кривчиковской средней школы Владимир Иванович Тупиков в начале 90-х годов рассказал мне, что недалеко от Кураба-городища находится приток Оки с очень знакомым названием – ДУНАЙ! Если этот гидроним сохранился со времени первого появления (с берегов Дуная?) славян на Курабе-городище, то тогда не нужно удивляться и статуе Кродо! Вместе с В. И. Тупиковым мы исследовали и городище, и старое русло Оки, поднялись на высокое плато. Замечательное место, но совсем не исследованное, за исключением Кураба-городища. Постояли возле раскидистого дуба, на котором, по поверьям, живут русалки, на Троицу летающие в соседний, Никольский лес. А ведь и у Пушкина русалки живут на деревьях, а не плавают в реках и озёрах. Всё это позволяет верить в то, что Корьдно – это жертвенный алтарь Кродо. Костёр на Курабе-городище и сейчас будет виден за много километров, а в древности, отражённый в полных водах Оки, Кромы, Ицки и других речек, магически проникал в души наших предков, не принуждая, заставлял их радоваться весне, солнцу, пению жаворонков.

КРАСИВОЕ СЛОВО – РАДУНИЦА. Недалеко от Кураба-городища есть деревня Родина. Может быть, Родина от Родиница?! В самом деле, возле храма Световида (ВИТА – жизнь, поэтому, правильнее «Световита») «каждый мог принести жертву творцу – Солнцу и Небу; Матери – жизни, земле; предкам». Весною всё в природе обновляется, нарождается. Род, родник, природа, родители, родиться, Родина, рожь.

У Даля приводятся такие варианты слова Радуница: раду(о)нец, раду(о)ница, радовница, радошница, радованцы…. Навий день, родительская, день поминовения усопших на кладбище. Красная горка, вся Фомина неделя, первая по Пасхе…. Создатель словаря пишет: «По-видимому, все слова эти от РАДЪ, но где же тут радость? Не от РОДИТЕЛЬ ли?».
Как видим, Даль помог нам выйти на топоним РОДИНА! На Орловщине и до сих пор имеются балки, ключи под названиями Смородинка – Самородинка. Во Мценске есть гора Самород – центр города. Смородинка – это Самородинка, т.е. сама родит. Кродо, Корьдно – место, которое даёт жизнь всей округе (вспомним колесо (коло-около), а также цветы (свет?) и плоды (плодовитость)).

ГДЕ НАХОДИЛСЯ КОРЬДНО. Владимир Мономах «ко Корьдну ходих первую зиму». А если вспомнить, что в течение всего XI века из Киева в Ростово-Суздальскую землю и Муром ездили кружным путём, через Смоленск и верховья Волги, а переезд из Мурома в Киев через вятическую территорию и был одним из подвигов былинного Ильи Муромца, то станет ясно, что вряд ли Корьдно находился в центре Земли Вятичей. Он мог быть и на юге, т.е. около Кром. Вспомним, что столица черниговского княжества – Чернигов – была недалеко от Киева, а само княжество простирало свои владения почти до Москвы.
В своём «Поучении» Мономах писал о походе через Землю Вятичей, как об особом подвиге: «А се вы поведаю, дети моя, трудъ свой оже ся есмь тружаль пути дея и ловы 13 летъ. Первое: къ Ростову идохъ сквозе Вятиче, посла мя отецъ, а самъ иде Курьску». Итак, можно предположить, что Мономах расстался с отцом где-то в районе Курска, и далее он шёл с войском один. Скорее всего, путь его пролёг по водоразделам, к истоку Оки – через Самодуровское озеро – и далее по правому берегу Оки – более высокому и менее заболоченному, чем левому. Нет справа у Оки и крупных притоков. Об этом походе рассказал В. Иванов в романе «Русь Великая».

КРОСНА И ТРСНА. В нашем выпуске №8 мы уже говорили о том, что в книге «Холмская Русь» (1887г.) написано: «…русские владения в этом крае простирались на юг до реки Кросны (ныне – Трсны)». Кросна – приток реки Буг! Даль связывал название города Кромы со словом «кросны», т.е. ткацкий станок. Если Кросна (Кромы) и Тросна (Трсна) – ударение везде на первом слоге – это одно и то же, то следует признать, что пгт. Кромы, и сгт. Тросна – районы – побратимы, а, следовательно, были населены одним и тем же племенем. К слову, в 10 км на юго-востоке от Кром есть торфяное место, которое называют Троска!

РЕЧКА КОРДНИ И БЕЛЫЕ ХОРВАТЫ. В том же выпуске № 8 мы писали и о речках Кордни и Речица: «На западе поляне распространялись от устья Десны до речки Кордни, а северяне переходили за реку Днепр и занимали его правый берег. Здесь в XI – XII веках порубежным местом с Черниговской стороны является река Речица».
Река Десна впадает в Днепр чуть севернее г. Киева, следовательно, речку Кордни нужно искать на правой стороне Днепра, в сторону от областных центров Ровно и Житомир. На границе Житомирской и Ровенской областей есть населённый пункт Корец, но он стоит на безымянном притоке реки Случь. Может быть, это и есть ручей Кордни. В таком случае, на его берегах проживали с 7 по 2 века до нашей эры НЕРВЫ, а в 6 и 7 веках нашей эры – БЕЛЫЕ ХОРВАТЫ.

Не означает ли это, что Кордни – это Хордни? В Житомирской области видим населённые пункты Коростень, Коростышев, Новые Белокоровичи. Не исключено, что и они могли быть названы хорватами. Можно допустить, что часть хорват ушла на запад, на территорию бывшей Югославии, а часть – вместе с северянами устремилась на реку Сейм и затем – верховье Оки. Столица Корьдно (Кураб – городище) вместе с вятичами населялась предками белых хорватов (отсюда и племенные названия: Курск – Корск – Хорск, Кромы – Хоромы, Корачев – Хорачев. Коренная (Хоренная) Пустынь, Корь Высокая (на границе трёх районов – Троснянского, Дмитровского и Кромского), Короськово – Хороськово и т.п.. Тургеневский Хорь (и Калиныч) не был ли потомком Белых Хорватов?
Переселение на Верхнюю Оку хорватов вместе с северянами могло состояться в 6 – 7 веках н. э. В 8 веке к этим славянским племенам примкнули радимичи и вятичи, 9 –10 – кривичи (новгородцы и смоленцы) – после объединения под началом Рюриковичей Новгородской и Киевской Руси. Вместе с хорватами переселилась сюда и часть великоморавцев, принесшая на Орловщину слова с основой на МОР – МУР.

ОКА – ВОРОТА В «РАЙ». Почему же Верхняя Ока, как магнитом, притягивала к себе почти все славянские племена, даже с территорий нынешних Чехии и Словакии?! Ответ один: Ока – единственная река, которая течёт на Север, в свободный край. Здесь были девственные леса, чередующиеся с большими реками, озёрами, болотами, среди которых можно было легко спрятаться. А именно в 6 веке южнее белых хорватов образовался Аварский каганат, просуществовавший 3 века. Так что не только вятичи, проживавшие на Верхней Оке, были «упрямыми и неуступчивыми», но и все племена, попадавшие сюда: хорваты, северяне, кривичи, смоляне, радимичи, вятичи, поляне, дреговичи, полочане, словаки, моравы, тиверцы, уличи и пр.
Вот почему Орловщина, а вернее вся Верхняя Ока стали местом создания литературного языка России. Не следует забывать, что Верхняя Ока граничила и со степью, Диким Полем, куда также устремлялись свободолюбивые люди. Верхняя Ока – это и балты с финнами. Данная территория была своего рода Кромом – ЗАКРОМОМ – скрытым местом, куда в случае опасности скрывались все славянские племена. Если по югу нынешней России переселение восточных племён шло на Запад, то по Оке, наоборот, на восток и северо-восток, создавая как бы «возвращение народов». А северные племена шли на юг, в степь – и снова на Запад!

Учёные спорят по поводу нахождения южной границы вятичей: по реке Свапе (Свопе), по реке Цон или по реке Зуше?! Думаем, что в пределах нынешней Орловщины расселялись не только вятичи, но и другие уже названные нами племена. Таким образом, мы должны заявить, что Кураб – городище (Курабка) был племенным центром всех славян верхней Оки! Кураб был коробом, кораблём, местом, через которое, как через ворота, проходили десятки племён в сторону Москвы и Волги. Наш край был РАЕМ, РАЙКОВЫМ, счастливым местом…
МУРАВСКИЙ ШЛЯХ. Большое значение для продвижения на Север имел и Муравский шлях, который начинался от берегов Азовского моря и тянулся, как стрела, или, писали раньше, как выстрел, в сторону г. Тула. По этому шляху люди шли и на Север, и на Юг. Так что ничего не мешало жителям того же Дикого Поля проникать и в лесные края. Не следует думать, что Дикое Поле было пустынно: здесь тоже бурлила жизнь.
Нужно отметить, что степь между Орлом и Рязанью делала излучину в сторону Москвы. Во времена монголо-татарского завоевания эта излучина принадлежала Золотой Орде. Территория нашей Орловщины и в это время была на границе.

ОДНОТИПНЫЕ НАЗВАНИЯ. О том, что наши предки переселялись с места на место, говорят географические названия. Так, ОРЕЛЬСКИЕ места мы находим в древности от г. Харькова до г. Донецка: здесь протекает река ОРЕЛЬ. Отсюда часть жителей (а это представители полян, северян, половцев, уличей и тиверцев) переселилась на реку Орлик, которую поименовали, как и реку своих отцов, ОРЕЛЬ.
Чтобы быть более убедительным, сошлёмся на авторитетного орловского учёного, писателя – краеведа, художника-реставратора Владимира Неделина. В книге «Орёл изначальный» (2001г.) он писал: «В 1576 году небольшой отряд татар приходил на «орельские места», под Орёл (стр. 46).

О. Н. Щёголев в книге «Город Рыльск. Хрестоматия» (1994) на стр. 222 даёт карту похода князя Игоря на половцев, которые жили за рекою Орелью. Половцы так и названы: ЗАОРЕЛЬСКИЕ! Не следует ли отсюда, что именно половцы стояли у истоков (в прямом и переносном смысле) реки ОРЕЛЬ – ОРЕЛ – ОРЁЛ!

В. М. Неделин (стр. 31) в сноске сделал следующее уточнение: «Иногда ещё путают болховских и болоховских князей. Болоховская земля, имевшая своих князей, находилась к западу от Киева и входила в Киевское княжество, в то время как Карачев. Звенигород, Козельск и Болхов издавна входили в Черниговское княжение. Сходство названий – Болохов и Болхов позволяет выдвинуть гипотезу об основании Болхова выходцами из Болоховской земли, тем не менее, управляли им потомки Черниговского княжеского дома – князья болховские, никакого отношения к князьям болоховским не имевшие».
Владимир Михайлович ничего не говорит об ещё одном городе БОЛОХОВО…Тульской области! Заметим, что киевский Болохов находится западнее Киева, т.е. его населяли или поляне, или древляне, или бужане, или волыняне. Следовательно, потомки этих племён могли основать как орловский Болхов, так и тульский Болохово.

От западных границ нынешней Украины до г. Москвы возникают города по имени ЗВЕНИГОРОД. Мы уверены, что находятся эти поселения на древней дороге СВИНАК, т.е. ДЗВИНОК. Историк Василий Татищев писал о том, что московский Звенигород зовут…Свиноград. На самом деле должно быть написано так: ДЗВИНОГРАД, т.е. ЗВОНКИЙ ГОРОД. Бывают ли ТИХИЕ города?! В нынешнем понимании – «да»! Удалённые от больших дорог, рек. Однако в древности Звонкими Городами могли называться такие поселения, которые располагались на звонкой Большой дороге, у шумящей реки или просто населённые разговорчивыми людьми.
Итак, Звенигород находится сейчас западнее Москвы; Звенигородка – в Черкасской области, южнее Киева; древний Звенигород находим и в бассейне Буга. В. М. Неделин в книге «Орёл изначальный» написал, что «новым в нём (в данном издании – В. А.) являются материалы об удельном Звенигородском княжестве, существовавшем на территории области около 150 лет (XIII – нач. XV вв.)». Автор говорит, что «на Руси существовало не менее пяти Звенигородов…в Подмосковье…в Галицкомй земле, в Подолии, под Киевом и в Карачевском княжестве». А что касается происхождения названий этих городов, то по его мнению, «более же вероятна связь с русским личным именем, например, Звенислав».


Василий Иванович Агошков
КУРАБ-ГОРОДИЩЕ
(Курабка) – племенной центр славян Верхней Оки.
Топонимические очерки: факты, гипотезы.
Выпуск №16
Технический редактор и корректор – автор.
 Компьютерный набор и дизайн– Ю. В.Третьяков

(С) В.И. Агошков, 2003 г.