28. Молочные реки с кисельными берегами

Фёдор Тиссен
Последним переселенцам выделили для заселения долину реки Молочные Воды. Меннониты быстро ужились с местными ногайцами. Личное богатство в меннонитских общинах было не только признаком успеха, оно обязывало делиться с ближним своим, стяжательство считалось грехопадением. Самым ярким примером таких отношений был меннонит Ёхан Корнис, развивший своё огромное хозяйство на хуторе Юшанлы. Корнис ещё юношей занялся торговлей, накопил кучу денег и пустил их в дело. Дело было для тех мест очень необычным: фруктовые сады, плодово-ягодные питомники, виноградники, дендрарий, школа садоводства, лесные полосы, фабрика шелководства, тучные отары испанских мериносов и табуны породистых лошадей.
Ногайцам мериносы казались уродами, и они не хотели их пасти. Корнис изучил Коран и убедил ногайцев в том, испанская овца – это как раз та самая, которую в жертву приносил сам пророк Магомет. Фантазия и любопытство этого преуспевающего бизнесмена превратили даже в археолога. Берега реки Молочной усеяны древними курганами, разве пройдёшь мимо них спокойно и Корнис начал производить раскопки. Сначала за свой счёт, а после его доклада в Российскую Академию наук и за счёт казны.
Молва об успехах Корниса дошла до царского престола и на усадьбу Юшанлы зачастили знаменитости: Александр I, Александр II, граф Киселёв, князь Воронцов и другие высокопоставленные особы приезжали подивиться экономическому чуду на Молочных Водах. Корнис боролся против нищеты не подаяниями, а успешной работой, которую давал всем в своей округе независимо от языка и веры, будь то немец, русский, ногаец, еврей, грек или армянин. Корнис не имел школьного образования, но стал почётным членом Российской Академии наук, ему предлагали пост губернатора, но он отказался, не желая нарушать обета, данного при крещении - не управлять и не носить оружия.
Умер Ёхан Корнис в 1848 году. Ему было что завещать своим потомкам: хозяйство с годовым доходом в шестьдесят тысяч рублей, десять тысяч гектаров земли, дамбы с водохранилищами, восемь тысяч мериносов, четыреста породистых лошадей, кирпичный завод, кафельный завод и целый список благотворительных идей, которые он не успел претворить в жизнь.
Меннонитская диаспора насчитывала к тому времени в долине Молочных Вод около ста тысяч жителей. Усадьба Юшанлы разрослась в приличное село, которому дали новое название – Нейкирхь – Новая Церковь. В тот же год в том же хуторе родился мой прадед Борис Петрович Тиссен. С жёнами прадеду не везло, первые две рано умерли, третья не стала доброй матерью для осиротевших детей. Одним из тех детей был мой дед Пётр Борисович Тиссен. Он родился 21 августа 1873 года, с восьми лет батрачил пастухом в имении Корнисов. В школе проучился всего несколько дней и вошёл во взрослую жизнь безграмотным парнем.
Взрослая жизнь в меннонитских общинах начиналась в возрасте двадцать один год после обряда крещения. Молодой человек давал клятву не нарушать заповеди Библии и становился после этого равноправным членом общины. Дед прошёл обряд крещения 18июня 1894 года в селе Георгсталь и стал меннонитом. Безграмотный меннонит - в меннонитских колониях явление очень редкое и воспринималось в округе как позорное пятно всей общины.
Хозяин решил смыть это пятно и отправил Петра учиться на цветовода-садовника. Дед освоил эту профессию и получил работу в дендрарии хозяина и жильё в отдельном доме при усадьбе Корнисов. Хозяин выделил деду для жилья дом и инвентарь для личного подворья.
6 мая 1903 года дед Пётр Тиссен женился на Хелене Фризен из села Блюмштайн. Это село расположено на правом берегу реки Молочные воды недалеко от устья реки Юшанлы. В Блюмштайне проживало много Тиссенов, дальних и ближних родственников деда. Там он бывал по делам и в гостях у родни. Судьба свела с будущей женой очень просто. Хелена прошла обряд крещения 6 июня 1899 года в соседнем селе Лихтенау, после этого можно бы было и выйти замуж, но она долго засиделась в девках, а Петру летом того года должно было исполниться тридцать лет. Сошлись не только возрастом, но и характером.
Невеста Петра родилась 6 сентября 1878 года в меннонитской семье Франца Крёкера и Хелены Рогальской. Рано осиротела. В роду Крёкеров были знаменитые старейшины менонитских общин Кёнигсберга и Западной Пруссии. Местный пастор Фризен не стал ждать пока кто-нибудь из родни заберёт к себе сироту и удочерил Хелену. Бабушка выросла в благополучной семье и получила хорошее образование. Неизвестно где она доучивалась после местной сельской школы, в которой на семьдесят учеников было всего два учителя, но образование у неё было выше того, что эта школа давала.
В меннонитских колониях в каждом крупном селе были школы и даже женские гимназии ничем не хуже, чем в Екатеринославе. Возможно это был результат хорошего семейного воспитания. Дед имел хорошие профессиональные знания, садоводов в Таврической губернии было не так уж много, к тому же сады, которые он обслуживал находились в самой богатой усадьбе Южной России, но общеобразовательных школьных знаний ему не хватало, по сравнению со своей женой он был абсолютно безграмотным человеком переживал из-за этого.