18. На том стою и не могу иначе

Фёдор Тиссен
Лютер князей не боялся. Боялся Бога. Выступаешь ведь против всей Церкви, против Императора, Власть которого установлена Богом! А вдруг ты неправ. Сожгут ведь, и поделом сожгут. Лютер попросил день на размышления.
На следующий день император Карл Пятый вошёл в переполненный зал в окружении своей испанской охраны. Испанцы пренебрежительно относились к немцам и это всех раздражало. Лютеру дали слово, он попробовал толкнуть речь. Инквизитор прервал его и потребовал прямого ответа. Отрекаешься от своей ереси или нет. Зал замер, атмосфера так сгустилась, что её уже можно было резать ножом. В полной тишине монах ответил, что ему не в чем раскаиваться. Ответил не на латыни, а на немецком: «...идти против совести и неправильно, и небезопасно. На том стою и не могу иначе. Боже, помоги мне. Аминь.» Шум в зале. Партсобрание пошло наперекосяк, Карл Пятый был противником бесплодных дискуссий и предложил прекратить прения. Прения прекратили. Император объявил Лютера еретиком и приказал увести его. Лютера вывели из зала, посадили в карету и погнали лошадей. Думаете в тюрьму? Как бы не так! Обратно домой. Сторонники Лютера очень красиво инсценировали арест. Настоящий спецназ! Папу Римского этот цирк убил наповал. Издевательство! Папа не смог пережить своё идеологическое поражение и умер через полгода после судилища в Вормсе.
Не лучше была судьба Карла Пятого. 25 сентября 1555 года был заключён религиозный мир. Через год император добровольно сложил с себя корону и отрёкся от престола. После его отречения империя распалась на части и до прежних размеров больше никогда не возрождалась. Религиозного мира хватило на четыре поколения. Через сто лет началась гражданская война, которая длилась в Европе тридцать лет.
Последствия той войны сохранились в польском городе Кудове в Каплице Чашек - Часовне Черепов. Во время полного раздела Польши священник Вацлав Томашек случайно наткнулся на массовое захоронение. Тысячи человеческих черепов. Можно представить себе, как у Томашека ум за разум зашёл. Его начала мучить идея как бы донести до людей то потрясение, которое он испытал при виде целой горы костей. Чтобы потомки знали, что такое война.
Знать одно, пережить психическое потрясение – это совсем другое. Меня судьба однажды занесла в ту часовню. В Кудове я задержался со своим фотоаппаратом на старинной улочке и приотстал от своей туристической группы. Зашёл, взглянул, обомлел и чуть не упал в обморок. Все стены и потолок украшены орнаментом из черепов и костей. Туристы уже успели прийти в себя, но вид у каждого был всё ещё очень бледный. Гид заявил, что здесь собраны не все экспонаты и попросил меня отойти немного в сторону. Я как раз стоял на люке. Дядя открывает люк и предлагает заглянуть в подполье. Глянул вниз и снова остолбенел.
В этой часовне, на этом же люке летом 1847 года стоял знаменитый русский писатель Белинский. После экскурсии в Каплицу Чашек он отправился в гостиницу курорта Зальцбрунн в очень плохом настроении и настрочил гневное письмо своему другу, писателю Гоголю. Курортное лечение помогло остановить туберкулёз и смертельно больной Белинский прожил после того дня почти ровно год без одной недели.
Часовня Черепов напомнила мне картину Верещагина «Апофеоз войны», которую он посвятил всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим.