Потомок наместника 2-4

Елистратов
ЛЕШИЙ
КРАСНЫЙ КАМЕНЬ. 363й КИЛОМЕТР ТРАССЫ М-54
Давно замечено, что случайным попутчикам всегда есть о чем поговорить.
Роберт всё время вышагивает впереди, что-то напевая или рассказывая. Обо всём подряд, то и дело, перескакивая с одной темы на другую.
-Я же свой забег посвятил Президенту России. Представляешь?
-М-мм.
-Как считаешь, Путину расскажут обо мне? – вдруг оживляется Роберт. – А интересно, что он подумает, когда узнает?
-Спросишь при встрече. – буркнул я в ответ.
После сегодняшнего марш-броска у меня, по весьма образному выражению одного из моих коллег, от усталости «ноги из жопы вываливаются». И каждое лишнее слово - как сухой горох по горлу. Иди и молчи, береги силы.
Роберт не замечает насмешки.
-Ты считаешь, Путин может приехать в Красноярск?
-Может, Роберт. Он всё может. И в Красноярск, и в Усть-Киндырлу…
Но больше предпочитает Гладенькую.
После этого Роберт долго не может успокоиться. Бормочет что-то под нос, поминутно спотыкаясь. Мне кажется, он уже репетирует речь для президента. В Красноярске, как утверждает Роберт, его встретят телевизионщики. Его покажут на всю страну, его увидят в каждом доме, в каждой семье...
Через пару километров мы остановились перевести дух, выпили минералки из робертовых запасов. Игнорируя неодобрительный взгляд спутника, я тут же  закуриваю. Медленно, с наслаждением дотягиваю сигарету до самого фильтра.
-Идём.
И снова под ноги ложится серая асфальтовая дорога. Бесконечная и унылая, как лента Мёбиуса. Изредка мимо, подобно существам из параллельного мира, проносятся автомашины, заполненные людьми, детьми и собаками. Они нас не интересуют. Хотя бы по той простой причине, что одинокому путешественнику поймать «попутку» проще, и куда как сложнее - двоим.
-Леший, ты это… - неожиданно просит Роберт. - Если нас спросят... Ты не рассказывай никому про меня.
-Как скажешь.
-Пускай все думают, что мы с тобой геологи и идём… Ну, в общем, идём по своим делам…
-Вполне. Вот только не геологи, Роберт. Археологи.
На федеральной автотрассе, особенно когда, как у поэта, кругом пятьсот, пешеход всегда выглядит крайне нелепо. От этого не спасёт даже преувеличено бодрый вид, рассчитанный на публику. Но проезжающие машины по-прежнему издевательски сигналят, на ходу обгоняя двух бредущих по обочине людей.
Вокруг дороги сгущаются летние сумерки.
В самую пору подумать о ночлеге. Война войной, но нет ничего хуже, когда в жизни отсутствует чёткое расписание. Мы поневоле прибавляем шаг, чтобы поскорее оказаться вблизи людского жилья.
В девятом часу вечера мы набрели на бензозаправку.
«Пешком сюда заходят редко», - решил я, увидев изумлённого заправщика. Он, забыв про всё на свете, таращится на нас сквозь забранное решеткой окно.
-Где люди? Долго нам ещё идти? – Роберт спрашивает напрямик, обходясь без долгих предисловий.
Глаза заправщика стали округлыми, когда до него дошел смысл заданного вопроса. Он ошалело повертел головой, потом неуверенно махнул рукой куда-то в северном направлении.
-Люди?… В Красном Камне есть люди. И на Старом хуторе тоже. А ещё… Э-э… Тут шашлычная неподалеку… Там тоже люди…
Туда мы и отправились.
В самом деле, за ближайшим поворотом автодороги оказалась придорожная закусочная, где смуглые уроженцы Кавказа готовили шашлык. В воздухе витала упоительная смесь ароматов. Жареное на углях мясо, древесный дым и стойкие, намертво въевшиеся в асфальт запахи бензина и машинного масла.
-Давай купим по шашлыку. – предлагает Роберт.
-А собачью шкурку нам подарят в качестве сувенира.
-Другие же едят. Чем, спрашивается, мы хуже?
-И что же, теперь нам нужно всякий раз доказывать, что мы ничем не хуже? – усмехаюсь я, с сожалением глядя на изрядно опустевшую за день сигаретную пачку.
-Этим я всю свою жизнь и занимаюсь. – сухо отвечает Роберт…
Отведав шашлыка, мы идём дальше, по склону горы, огибая закат.
По правую руку тянулись поросшие крапивой загоны для скота. Впрочем, если исходить из их внешнего вида, животина там в последний раз бывала лет эдак десять назад. Столбы прогнили и покосились. Жерди давно сняли на дрова.
Загоны служили первым и самым очевидным признаком, что где-то рядом деревня. Это было очень кстати, поскольку бутылка с минеральной водой стала показывать дно. К тому же близится ночь.
Сине-белый дорожный указатель оказался на порядок точнее робертовской схемы. Ближайший населенный пункт: деревня Борозда, в пяти километрах от неё находится Красный Камень.
-Разница весьма и весьма очевидна. Даже в названии. – говорю я. – Мы ещё в глаза не видели этой деревни, но я уже испытываю к ней некую внутреннюю неприязнь. Не хочу в Борозду.
-Как насчет Красного Камня? – интересуется Роберт.
-Думаю, туда-то мы и отправимся. Если путеводители не врут, то ночевать с тобой мы будем в бывшем Петрограде. Основан в 1920 году. Звучит?
К Красному Камню мы подошли уже ночью.
Несмотря на столь поздний час, наше появление не осталось незамеченным для местных.
На окраине деревни нас окликнули местные парни. Они были в подпитии и явно искали приключений. Рядом с ними стояли две тачки. Но не самые крутые, поскольку с первого раза они не завелись. К тому же парней оказалось слишком много. Места в двух машинах хватило не всем. А пообщаться с нами, по всей видимости, хотелось каждому. Между ними возникла лёгкая потасовка и о нас тут же позабыли.
А мы шли себе дальше. Мы не бежали.
Не было ни сил, ни желания. Достаточно было и того, что с каждым шагом пьяная компания остается позади. Парни кричали вслед какие-то оскорбления. Их вопли уносил в сторону от нас прохладный вечерний ветерок, тянувший от Красноярского моря.
-У меня есть нож. Я взял, так, на всякий случай. – шепчет Роберт, то и дело оглядываясь. – Настоящий тесак. Он лежит на дне рюкзака…
-Там ему самое место. Пускай дальше лежит. – одобрил я.
Некоторое время мы бродили по незнакомому селу в поисках подходящего места для ночлега. Ночная темень вывалила на плечи всё разом – и усталость, валившую с ног, и равнодушие, доходящее до отупения, и чувство голода.
Наконец, мы устроились на дощатом настиле, на задворках местной школы.
Завернувшись в спальники, прижались спинами друг к другу.
-Леший?
-М-мм?
-Слушай, Леший, а ведь ты что-то ищешь.
-Верно. Ищу. Лагерь археологов у Коровьего перевала. И у меня достаточно смутное представление о том, где он находится. Поэтому, ты прав – ищу.
-Я не об этом. Вот взять меня. Я – спортсмен. Как только я говорю тебе об этом, тебе сразу становится понятно, к чему я иду. Тебе становится понятен мой путь. Я прикладываю все силы, чтобы хоть на шаг стать ближе к своей цели на этом пути.
-В смысле, к Путину?
-Да ну тебя…
-А если я скажу, что не ищу совершенства?
-Тогда я повторю вопрос снова. Что ты ищешь?
Я вздохнул и перевернулся на спину. Увидел, что Роберт смотрит на низкие по-летнему яркие звезды. Именно в это время года небо становится ближе к нам. Ближе, чем когда-либо... Должно быть, такой же ночью, в древности, люди и разглядели, что на небе есть созвездия.
-Глупый вопрос, верно?
Голос Роберта звучит совсем близко.
-Не глупее моего ответа.
-Но ведь ты ещё ничего не ответил.
-Пытаюсь. Я сам плохо представляю, что мною движет. Ты веришь в сны?
-В детстве верил.
-Я не верю до сих пор. Я часто вижу во сне человека… Очень необычного человека. Он жил здесь давным-давно. Чудной такой человек с высохшей рукой. Он много бродил по здешним местам, что-то искал. Теперь, похоже, ищу я…
Роберт затаил дыхание. Я опередил его вопрос.
-Что искал он, то мне неведомо. Чем увенчались его поиски, и какая судьба постигла этого человека, я не знаю. Но снится он мне часто. Слишком часто. И иной раз, оказавшись в каком-то новом месте, у меня возникает дежавю. Тогда я знаю точно - тот человек был здесь... Впервые со мной это произошло, когда я бродил по холмам у гуннского городка. Он тоже был там. За много лет до меня. На том же самом месте. Ему тоже зачем-то понадобился дворец Ли Лина.
-Чей дворец?
-Древний дворец под Абаканом. Он возведен две тысячи лет тому назад. По одной из версий его следует именовать гуннским. Согласно другой – китайским. Кому что ближе. Отдельные продвинутые политические деятели нашей славной Хакасии предлагают именно с него начинать историю города Абакана. Такая вот хрень. И это всё о нём, как сказал поэт…
Некоторое время я молчал. Хотелось курить, но сигарет осталось слишком мало. Знать бы, что ждёт нас завтра. Обидно, всё-таки, что львиная доля наших знаний касается прошлого.
Но вопрос Роберта позволил мне уйти в сторону. Про дворец рассказывать куда как проще, нежели шарить с тусклым фонариком в закоулках собственной души. Я и так рассказал уже немало.
Больше чем хотелось бы...
-Дворец открыли, как водится, совершенно случайно. Перед войной между Абаканом и Аскизом строили автомобильное шоссе. Сообщили археологам и те начали раскопки и нашли немало удивительных вещей. Но самое главное в том, что учёные по сей день спорят, кому этот дворец мог принадлежать. В качестве претендентов называли разных исторических персонажей. Однако самая первая и наиболее распространенная версия гласит, что его владельцем был пленённый гуннами китайский командир Ли Лин.
-И этот самый китаец на самом деле там жил?
-Ну-у, таково предание.
-Красиво рассказываешь. Складно. Тебе детям в школе уроки вести надо.
-Не надо. Уже пробовал…
Роберт некоторое время молчит.
-Так значит Абакану и в самом деле две тысячи лет?
-Ну, две - не две, кто же скажет точно… Но Ли Лин, похоже, обитал именно в этом дворцовом здании. Вполне возможно, что и умер он там же...
;
Пели дождь и ручей всю ночь
Заунывную песнь свою.
А под утро ветер подул
И, наверно, вспугнул луну.
Как печален - печален мир
Словно осень - моя тоска,
Мне бы чистой воды испить
Из прозрачного родника...