Хотелось бы верить

Проскуряков Владимир
     «Хромая лошадь», «Булгария» и вот теперь – «Зимняя вишня»… Ну, сколько ещё можно?! Сорок одна пара детских глаз (не считая взрослых) с укоризной смотрят теперь на нас «оттуда», как бы спрашивая: «За что?» Вытрем слёзы, сцепим зубы и начнём, как советовал Козьма Прутков, зрить в корень…

     Комментируя  кемеровскую трагедию, Президент РФ коротко и ясно определил её причину – «халатность» и «разгильдяйство». Забыл только сказать – чьи именно…
Итак, «кто-то» что-то в «Зимней вишне» сделал не так, как следовало или не сделал то, что должен был сделать обязательно. Ещё «кто-то» надлежащим образом не проконтролировал и не добился устранения оных неполадок и нарушений, пользуясь тем, что сверху за ним «кто-то» не шибко строго присматривает. Ещё «кто-то» законодательно обставил этот процесс контроля такими ограничениями, при которых сама эффективность контроля сводилась практически к нулю. Ещё «кто-то»  ввёл в законодательство такой, простите, бардак, при котором левая рука напрочь перечёркивала всё, что написала правая. И наконец, ещё «кто-то» вписал в Уголовный кодекс как самую «жестокую кару» за такие «зимние вишни» и «хромые лошади» аж 7 (семь!) лет лишения свободы и 3 (три!) года лишения права занимать определённые должности. Это и то – в том случае, если виновный будет судимым за аналогичные преступления, если на него в уголовное дело поступят отрицательные аттестации и характеристики, если на его иждивении не окажется престарелых родителей либо несовершеннолетних детей… Перечень смягчающих обстоятельств можно продолжить…
Далее – условно-досрочное освобождение от наказания после реально отбытого «трояка» (это как максимум) с одновременным окончанием символического дополнительного наказания по лишению права на должностное кресло. И всё – можно начинать сначала!

     Теперь вернёмся к моим перечисленным «кто-то». В первом примере – это исполнитель в самом широком смысле этого слова. Это и бизнесмен, хитро уклонившийся от излишних расходов, и менеджер, сэкономивший в свою пользу на оплате труда подчинённых, и рядовые работники, давно выработавшие  соответствующий стиль труда «Как платят, так и работаем!»  Это те самые «козлы отпущения», которые, в конечном итоге, и попадают на скамью подсудимых. Опасаюсь, что по такому же алгоритму завершится и разбирательство по «Зимней вишне».
     Но кто же все остальные «кто-то»? А это, мой дорогой читатель, наш великий господствующий класс, безраздельно царствующий в России, наш распухший от сытости и довольства «гегемон» - чиновничество. Как никогда в прошлые века, разрослась на земле Российской грандиозная пирамида – от местечковых администраций снизу до Президента РФ – наверху. Прибавьте к сему «думки», думы и парламенты всех мастей, прибавьте специальные военизированные силовые структуры ФСБ, МВД, СК, МЧС и пр. – и вы получите много-многотысячную армию «избранных», связанных круговой порукой и взаимовыручкой. Армию, которую с трудом содержит государственная казна. Армию, в которой не гнушаются и сверх жалования черпнуть по-полной из бюджетных средств. Но это – отдельная тема, заслуживающая особого внимания…

     Сегодня, в День траура, объявленного в России, председатель Совфеда Валентина Матвиенко, глядя в объективы телекамер, с горечью пожелала, что надо сделать всё, чтобы не повторилось… Что же такое намерен сделать высший законодательный орган РФ по искоренению «халатности и разгильдяйства»? Очень хочется верить, что будет введено пожизненное лишение права занимать государственные и муниципальные должности, причем не только по отношению к непосредственным виновникам в должностных креслах, в погонах и без оных, но и по отношению к непосредственным руководителям проштрафившихся чиновников. Отсутствие настоящего контроля сверху – это и есть самая распространённая и «болезненная» форма халатности. Только реальная и неотвратимая угроза лишиться «кормного места» за промахи подчинённых способна побороть тотальный чиновничий пофигизм.
     Очень хочется верить, что уголовные дела будут возбуждаться по факту, «автоматически», без согласования с «верхами». Как метко выразился один из социологов, закон должен действовать как горячая печка, которая обжигает немедленно и без разбора любого, кто к ней прикоснётся. При этом «пострадавший» никогда не сердится на печку, лишь сетует на собственную неосторожность.

     После всплеска народного горя такой силы «волна» безусловно, пойдёт. Были волны и после «Хромой лошади», и «Булгарии». Только разошлись круги – и вновь всё успокоилось, забылось, тиной болотной затянулось. Неужели и на этот раз ничего кардинального не будет принято на законодательном уровне! Реально ли ожидать, что чиновничья «пирамида» сама примет жёсткие меры по отношению к организации собственной работы? Хотелось бы верить…

P.S.  И сегодня же вечером Президент РФ при встрече с главой Следственного Комитета РФ, заслушав доклад по расследованию кемеровской трагедии, рекомендовал разбираться со всеми виновными «невзирая на должности»… Вдумайся, читатель – Президент РАЗРЕШАЕТ привлекать чиновников! Как будто Закон этого не допускает!!
Осознают ли оба «фигуранта» этой встречи, что такое указание – позор для всей нашей правовой системы?


28.03.18 г.