Дорога через Вакуум. гл. 27. Дискобол

Илья Исаев
    ДИСКОБОЛ

    Проводив Катю, Никита пересел на свою ветку, далеко протянутую в сторону  перешагнувшего через МКАД разрастающегося скопления человейников. Никита удобно расположился стоя, прислонившись к поручням сбоку от дверей, и весь ушёл в книжку о жизни Альберта Эйнштейна. Он дочитал до событий Первой Мировой войны, когда Эйнштейн написал обращение к человечеству «Моё мнение о войне», опубликованное осторожными издателями в сильно урезанном и смягчённом виде. Никита пробежал глазами по фразе: «Психологические корни войны, по моему мнению, являются биологическими и основаны на агрессивной природе людей». В это время в вагон зашло трое шумных крепышей старшеклассников в спортивных костюмах. Они гоготали и обсуждали какую-то ерунду, судя по проскакивающей матерщине. Никита покосился на сидящую возле него симпатичную девушку, уткнувшуюся в гаджет. Когда стоявший лицом к Никите розовощёкий парень снова выдал матерную фразу, Никита не выдержал…
    – Эй! – громко обратился к парню Никита, – помойку свою закрой!
    – Что? – тот в недоумении уставился на Никиту. Вся тройка замолчала, но никто не обернулся.
    – Помойку закрой! – повторил Никита, – тут девушка сидит!
    Девушка даже глаз не подняла на мирно беседующую компанию. Она была занята перепиской в чате.
    – А… Понял! – розовощёкий парень смутился. Громкий разговор, как ни странно, прекратился.
    Никита ещё раз покосился на девушку. Взгляд скользнул по экрану её большого айфона. Лучше бы этого не произошло... Зоркий глаз художника на этот раз подвёл, выцепив запретное. Сквозь розовую пелену, окружающую красотку романтичным ореолом, Никита увидел на экране… обильный мат. Грязная матерщина сдабривала примитивную переписку, отличающуюся от переписки Пушкина с Натали, как деревенский сортир отличается от Версальского дворца.
    На ближайшей станции Никита вышел вон из поезда. И поехал дальше лишь после того, как пропустил ещё пару составов. Хотя и в других поездах хватало интересного – то зайдёт гражданин, похожий на Хуберта Пярнакиви во время его знаменитого победного финиша, то явится бомж, от благоуханий которого хочется забиться в самый дальний угол… Наконец, в последнем вагоне, куда перешёл Никита, один из пятерых бородатых джигитов достал то ли травматический, то ли игрушечный пистолет и стал гоняться с ним за своими хохочущими друзьями, расталкивая и кошмаря пассажиров. Увидев полицейских на следующей платформе, все, конечно, угомонились.
    Придя домой, Никита долго не мог успокоиться, прокручивая в голове картинки из столичного метро в воскресный вечер…
    Наконец Никита вспомнил про Эвелину и её предложение написать эмоциональную статью об искусстве. Он включил компьютер и задумался. Но все эмоции видимо закончились, раздражение на плохо воспитанное население столицы не давало сосредоточиться.
    Внезапно Никиту охватило вдохновение, он принялся творить:

    «Из многочисленных «берёзовых рощ» чаще всего вспоминаются картины Левитана и Куинджи. Левитан дописал свою маленькую великолепную «берёзовую рощу» в 1889 году, и в том же году создал внушительных размеров картину «Буря», которую выставил на очередной передвижной выставке. Левитан был человек неприхотливый в быту. Собственной недвижимости, даже маленькой  квартирки у него никогда не было. Левитан был очень требовательным к своему творчеству – давал на выставки только самое лучшее. Бывало, творческой неудовлетворенностью он доводил себя до измождения, чуть не до самоубийства. Многие свои работы писал подолгу, неоднократно их переделывал, как средства выражения замысла искал колорит, фактуру мазка и размер композиции. Наверное, неспроста картина «Буря. Дождь» крупнее, чем «Март», «Тихая обитель», или «Золотая осень». Но попробуйте поискать описаний и отзывов искусствоведов на эту картину… Не густо. Дягилев и Паустовский писали о «Буре», они нашли свои слова, пусть и говорят, что мысль, изреченная вслух – ложь...
    У меня есть друг – белая ворона и большой оригинал. Он работает воспитателем в детском приюте и летнем детском лагере, где частенько устраивает с детьми «зелёный десант» – соревнование, кто больше соберёт мусора в лесу. Когда мы с другом бываем на художественных выставках, он набирает там кипы рекламных буклетов, чтобы показывать живопись детям. Показ картинок друг превращает в настоящие представления: придумывает занятные истории о приключениях героев картин или устраивает конкурс на лучшее название. Он верит, что после общения с настоящим искусством у детей в сиротской душе расцветёт что-то позитивное...
    Недавно мы с другом пошли на большую выставку Левитана и увидели «бурю». Раньше я имел очень поверхностное представление о ней по плохим репродукциям (хорошие репродукции сейчас вообще редко попадаются – их делают яркими и цветастыми, на вкус нерадивых дизайнеров). Перед картиной мы долго стояли. Потом еще не раз возвращались к ней. На картине вот что: надвигается серьёзная гроза, несколько тонких берёз согнулись под сильным ветром. А кругом – вырубка и аккуратно сложенные штабелями трупы деревьев. Раньше эти деревья могли выдержать большую сильную бурю, но недавно пришли маленькие люди с маленькими топорами и пилами и «облагородили» природу, оставив несколько берёзок оплакивать своих порезанных подруг. Людям хочется иметь дачи, где им будет хорошо, а для этого нужны не берёзовые рощи или дубравы, а дома за высокими заборами и дрова, чтобы в домах было тепло…
    А ещё нам нужны прочные книжные шкафы, набитые собраниями сочинений. Чтобы обязательно были Толстой, Чехов… Кто-нибудь из нас подумает, почёсывая пузико: «Жаль, пока некогда читать: затеял баньку строить, ещё пару кубиков бруса подогнать бы…»
    Говорят, в Коми древесина дешёвая, туда даже из Казахстана за ней мотаются!
    Конечно мы, человеки, далеко продвинулись в своём развитии, мы верим в Бога-Создателя, верим в Справедливость, и знаем, что взяв в одном месте то, что создано не тобой, надо в другом месте тоже что-то оставить, желательно с запасом… А забавно будет, если вдруг все в едином порыве раскаяния устремятся в Костромскую область, вырубки засаживать… Ну и что, это не так уж и далеко! Вот, к примеру, каждый приличный мусульманин считает своим долгом в Мекку добраться, а некоторые из них туда даже пешком до сих пор ходят…
    Сейчас на дворе лето красное! Но скоро сентябрь, а там и осень... Захочется на море – в Турцию или в Грецию. Сколько радости будет потом выкладывать в «Интернеты» фотографии себя любимого на фоне античных развалин! А то, поди и вдохновишься, как Байрон, на создание собственного «Чайльд Гарольда»… А что если слетать в Швейцарию? Там Байрон «Манфреда» сочинил! Удивительный был человек: продал своё имение и уехал в Италию. Там он не только отдыхал… В Италии он, между прочим, помогал патриотам-повстанцам. Да ещё и Дон-Жуана написал! Узнать бы, кто купил имение Байрона. Может быть, он тоже чем-то прославился?
    Левитан был и в Швейцарии, и в Италии. Но вот беда, знаменитых шедевров там он не создал. Таких, чтобы трогали сердце, как «Буря». Или как «Берёзовая роща».
    На днях мне приглянулась девушка, которая приехала из Смоленска, выучилась на врача и работает в Москве. Почему-то она не отправилась работать врачом из Москвы в Звенигород, как Чехов или в деревню под Вязьмой, как Булгаков…
    Моя девушка красивая, она мечтает о своем загородном доме и автомобиле сиреневого цвета. Помнится, мне очень хотелось в Сибирь, в Иркутск, где жили декабристы и писатель Валентин Распутин. Только туда за мной она точно не поедет – там не так просто заработать на свой дом и сиреневый автомобиль. Но я влюблён, поэтому расшибусь в лепёшку, чтобы моей девушке было хорошо и комфортно. Я возьму кредит в банке. Банкиры – хорошие ребята. Деньги, которые с меня причитаются в качестве процентов, они пустят на созидательные дела! Верится, что они откроют новые детские приюты, очистят от мусора много лесов и посадят много берёзовых рощ, где так хорошо будет всем, и не только художникам!
    Жаль, что Левитан умер в одиночестве…»

    Тут Никита встал и принялся ходить по комнате: «нет, такое занудство не годится!»
    Тогда он подключил Интернет и надолго погрузился в просмотр новостей искусства. Наконец, ухмыльнувшись, он принялся стучать по клавиатуре:

    «В Петербурге разразился скандал: какому-то коллекционеру впарили фальшивку, выдаваемую за картину Бориса Григорьева. Если коротко, то хитромудрая искусствовед-мозговед организовала цепочку посредников, в конце которой и был несчастный покупатель. Всех этих людей показали по телевизору, но их лица очень быстро забылись. Да и как не забыть, когда по тому же телевизору показали "Выше радуги" – фильм, где так много молодых и красивых актеров! Герои фильма занимались спортом, сочиняли стихи и музыку, красиво танцевали, спасали друг друга из беды и главное – любили…»

    – Стоп! – сказал сам себе Никита, – опять начинается! Пора сделать подход к гирям!
    Вдруг он вспомнил, как на днях рисовал в музее слепок со знаменитого творения Мирона «Дискобол». Мимо скульптуры ходили зрители и сыпали перлами. Две девушки впервые увидели классический шедевр и поторопились к нему – уж больно красив греческий юноша. «Не знаешь, как называется?» – спрашивает одна. Подруга, прочитав название, прыснула: «дискобол!» – «Что ты смеёшься?» – «Мне смешно!» Подбегает Мальчик и кричит: «Мама! Мама! Смотри! Дядя кидает летающую тарелку!»
    Никита расхохотался и снова метнулся к компьютеру. «Сейчас, сейчас, Эвелина! Будут тебе эмоции!»
    Сочинение раскочегарилось.

    «…О, как я понимаю нашего коллекционера! Того, что надули с картиной...
    Я, как и любой настоящий коллекционер, любвеобилен! Картины и скульптуры тоже обожаю – они же чудо как хороши! Что может быть приятнее, чем гладить их, целовать, обнимать и облизывать! За иную художественную красоту можно день и ночь работать не покладая рук, жертвовать своим здоровьем, недосыпать, недоедать и в целях экономии покупать самые дешёвые билеты в консерваторию. Однажды, незадолго до художественного аукциона, я так размечтался, что даже забыл помыть перед сном ноги!
    Знаете, буду откровенен и покаюсь... Обнажу перед Вами свою ранимую душу!
    Я одержим страстью. Недуг мой называется страстной любовью к произведениям искусства. Как только я узнаю, что есть возможность приобрести картину или скульптуру, разумеется, великих классиков, я теряю сон и аппетит. Даже теряю в весе: однажды похудел до 127,5 килограммов... Я очень озадачен, как же мне преодолеть свой недуг? Может быть, сменить жизненное кредо и обратиться к другим ценностям? К примеру, инвестировать в недвижимость? Но, честное слово, ума не приложу, куда ещё вкладывать свои доходы, чтобы это приносило столько же радости! Сами посудите: приобретая картину или скульптуру, я не только испытываю эстетическое удовольствие, а ещё духовно возвышаюсь! Можно сказать, что я становлюсь на одну ступень с её создателем! Тот создал шедевр, а я скопил капитал, сопоставимый со стоимостью этого шедевра! Даже более того – я смог на свой капитал приобрести этот шедевр, вырвав из грязных лап не оценившего его по достоинству недоумка! Я наслаждаюсь своим величием, что делает меня ещё более способным... Способным в сфере моей деятельности.
    Теперь поведаю Вам... О, это такая тонкость! Если хотите – откровение... Возможно, не все смогут меня понять – ведь не все же настолько обогащены духовными ценностями, как я! Итак, напрягите свой мозг насколько это возможно. Представьте себе древнюю Грецию. Олимпию. Перед Вами стоит атлет-красавец, дискобол! Он прекрасен! Его мышцы крепки и эластичны, словно мощные резиновые жгуты, его лицо – лик героя, подобного богам. Он знает любовь женщин и преклонение мужчин. Он знает радость движения и радость побед... И вот дискобол сгруппировал своё упругое тело и скоро снаряд будет пущен в запредельную даль. А затем – лавровый венок победителя, поцелуи девушек, всеобщие рукоплескания, стук зубила по мрамору... Проходят столетия и тысячелетия... Теперь уже дискобол – великий символ! Все знают, что великую скульптуру с великого дискобола высек великий Мирон... И вдруг на свет появляется великий... Появляюсь, к примеру, Я! То есть, появляется гений, что в состоянии обладать этой гениальной скульптурой! Так скажите, кто теперь самый-самый великий? То-то!
    Бедная оскандалившаяся женщина-искусствовед... Несчастный художник-копиист... Жалкие коммерсанты-перекупщики и горе-галерейщики! Они не стали прекрасными, как дискобол и талантливыми, как Мирон. Где им до тех ребят, что снялись в фильме "Выше радуги"! И никогда не достигнут они такого величия, чтобы замахнуться подобно мне… И когда-нибудь купить тот самый подлинник! Завладеть дискоболом Мирона!»

    Иногда в состоянии эйфории мы творим что-то смешное, нескладное. Или даже совершенно несуразное. С Никитой это был как раз тот самый случай. Он получил такую эмоциональную встряску от общения с Катей и встречи с красавицей Эвелиной, что это не замедлилось сказаться в его творчестве – вот уж куда перетекли все его недавние эмоции!
    Никита понимал, что такую статью никогда ни в каком юмористическом разделе не напечатают, тем более в журнале Эвелины. Всё-таки он отправил ей своё сочинение.
    Конечно же, никакого ответа не пришло. Мало того, Эвелина вообще занесла Никиту во все самые чёрные списки, какие только существуют.