Как это было

Влад Ривлин
Году в 89 или 90-м прошлого века, началось поломничество к нам специальных посланников из Израиля.

Их было много, даже очень много: раввины, функционеры из Сохнута и всяких разных организаций.
Ожила синагога, появилась община, начали проводить еврейские праздники.

Поначалу было интересно.

Религия в СССР не поощрялась, а уж иудаизм и подавно.
Библию, как и всё прочее, нужно было "доставать".
Но в указанное время всё это стало более, чем доступным.

Израиль в то время воспринимался многими, и мною в том числе, как оазис, возникший среди пустыни вопреки всем законам мироздания.

Приезжавшие раввины и светские евреи преподносили это как чудо.

И мноие восхищались и мечтали об Израиле - эта мечта стала вполне осуществимой.

Правда и тех, кто с молчаливой иронией воспринимали всё это и без лишней суеты и шума готовились к отъезду в США тоже хватало.

Тогда ведь не было интернета, да и знание языков было не авантажное.

И, тем не менее, во всех этих восторгах завёлся червь сомнения.

Праздники, Хумаш(Пятикнижие), "Пиркей авот"(поучения отцов), историческая родина...

Тогда казалось, что за всем этим есть ещё что-то, гораздо более важное, как алтарь за заневской в храме.

Но...
Есть легенда о римском полководце, который зашёл в святая святых Второго Храма в Иерусалиме, куда входить мог только первосвященник.
Отодвинув занавеску, он вошёл в это святая святых и... обнаружил пустую комнату.

Интересно, что он при этом испытал, что подумал.

Но вот у меня было, наверное, похожее ощущение, после знакомства со всеми этими традициями, праздниками, идеей еврейского местечка в Палестине.

Красивая занавеска и пустая комната.

В общем, вся эта национально-религиозная мишура мне вскоре наскучила и даже начала вызывать такое же неприятие, как у Верещагина чёрная икра.

Но деваться было уже некуда.