184 Маслопупы БЧ-5 20 ноября 1972

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

184. Маслопупы БЧ-5. Испытания. 20 ноября 1972 года.

Сводка погоды: ВМБ Балтийск понедельник 20 ноября 1972 года, дневная температура: мин.: минус 3.7°C, средняя: минус 0.7°C, макс.: 2.0°C тепла, без осадков.
 

Самая закрытая для меня, как матроса и комсорга БПК "Свирепый", была электромеханическая боевая часть БЧ-5. Электрики, механики, мотористы, турбинисты, машинисты и иные «маслопупы», как их традиционно называют на флоте, составляли в экипаже корабля отдельную закрытую команду (касту) со своими законами-правилами жизни и службы, своенравным нравом и норовом, традициями и внутренними правилами-законами бытия и службы. Электромеханическая боевая часть БЧ-5 – это «организационное подразделение экипажа корабля, в ведении которого сосредоточены технические средства главной энергетической установки (ГЭУ), электроэнергетической системы, вспомогательных механизмов, а также средств борьбы за живучесть корабля». Электромеханическая боевая часть БЧ-5 – самая большая по численности боевая часть корабля, состоящая из нескольких команд и отделений: турбо-моторной группы (ТМГ), электротехнической группы (ЭТГ) и трюмно-котельной группы (ТКГ).

Электромеханическая боевая часть (БЧ-5) – это жизнь, жизнедеятельность, энергия и движение корабля, без БЧ-5 корабль недвижим, а значит, просто бесполезная мишень. Командиры и личный состав БЧ-5 обеспечивают:
- манёвры корабля на любых режимах движения,
- устойчивость и живучесть корабля и его непотопляемость,
- взрывопожаробезопасность корабля,
- бесперебойную подачу электроэнергии и сжатого воздуха,
- охлаждение и обогрев,
- подачу пресной и забортной воды,
- функционирование всех корабельных систем жизнеобеспечения, бытовых систем и устройств,
- устранение боевых и аварийных повреждений,
- повседневные и походные ремонтные работы,
- проведение всех видов заводских ремонтов и докований корабля,
- водолазные работы,
- использование корабельных плавучих средств и многое-многое другое.

«Сердцем» боевого корабля является его главная энергетическая установка (ГЭУ). На БПК «Свирепый» (как и на всех других кораблях пр.1135 типа «Буревестник») была установлена газотурбинная двухвальная, реверсивная ГЭУ – ГГТЗА типа М-7. На каждый вал работала одна основная (форсажная) турбина мощностью 18 000 л.с. и одна маршевая турбина мощностью 6000 л.с. Форсажные турбины подключались к валопроводам через шинно-пневматические муфты. Маршевая редукторная приставка кинематически связывала редукторы маршевых турбин и позволяла работать одной любой маршевой турбиной на оба гребных вала корабля, при этом экономичность ГЭУ повышалась на 25%. Общая мощность ГЭУ БПК пр.1135 – 48 000 л.с.

Основные и маршевые турбины ГЭУ были реверсивными. Обратное вращение гребных винтов обеспечивалось реверсивной силовой (свободной) турбиной винта ГТД. Управление ГЭУ осуществлялось пневмоэлектроприводами системы «Бора-Буря». Время пуска турбин ГЭУ из холодного состояния – в течение трёх минут. Полный запас топлива на корабле – 450 т, но возможно было иметь топливо «в перегруз» (550 т). Гребные винты корабля пр.1135 – четырёхлопастные, малошумные, переменного шага, с обтекателем. Вес каждого винта 7650 кг, диаметр 3,5 м. Число оборотов гребного вала – 320 об/мин. Эти винты оказались наиболее эффективными на любых режимах работы ГЭУ.

Электроэнергетическая система корабля состояла из пяти дизель-генераторов мощностью по 500 кВт каждый, и вырабатывала переменный трёхфазный ток напряжением 380 В частотой 50 Гц. Две автономные электростанции с ПДУ «Ангара» обеспечивали надёжную подачу электроэнергии через систему ЩРО, ЩО и ЩВ. Главные механизмы и электростанции ГЭУ размещались в трёх смежных отсеках в средней части корпуса корабля: главные турбины – в двух смежных отсеках, в носовом машинном отделении (НСМ) и кормовом машинном отделении (КМО), газоходы всех турбин ГЭУ выходили в одну дымовую трубу, размещённую в надстройке фальш-трубы.

Чтобы уменьшить физические поля корабля и уровень помех работе корабельным ГАС (гидроакустическим станциям) была создана двухкаскадная амортизация главных механизмов, вибродемпфирующие покрытия, установлена система наружного подводного пузырькового облака «Пелена». Таким образом, корабли пр.1135 типа "Буревестник" имели относительно низкий уровень акустического поля и «были самыми малошумными надводными кораблями советского ВМФ».

Три хладомашины МХМ-180 обеспечивали работу холодильников, в которых хранилось мясо и иные продукты, а также охлаждение иных устройств и оборудования.

По бортам БПК "Свирепый" имелись убирающиеся внутрь корпуса автоматические успокоители качки (крылья-рули - автор) типа УКА-1135, они обеспечивали уменьшение бортовой качки в 3,5-4 раза (до амплитуды 8-10°), что резко повышало уровень комфортности внутри корабля при движении «по волне», а также эффективность применения корабельного оружия.

Водяная система пожаротушения, химическая система ОХТ марки ЖС-52 и комплект противопожарного снаряжения обеспечивали пожаробезопасность корабля.

Электромеханическая боевая часть БЧ-5 на любом боевом корабле – это как бы «государство в государстве»: командир корабля, конечно, главный человек на корабле, но внутри корабля («в машине») главный – это командир БЧ-5 или «дед», как уважительно и традиционно называют на флоте командира электромеханической боевой части.

Дело в том, что личный состав БЧ-5 находится на службе и на вахте всё время существования корабля (без перерывов). Командир БЧ-5 – это главный технический специалист в экипаже, человек, от таланта, трудолюбия, знаний и опыта которого зависит буквально все, особенно живучесть корабля в море. По корабельному уставу командир корабля и командир БЧ-5 не должны одновременно покидать корабль. Командир корабля только по докладам командира БЧ-5 принимает решения по борьбе за живучесть при боевых или аварийных повреждениях, вплоть до момента покидания личным составом тонущего корабля. Все на корабле доверяют свою жизнь и здоровье командиру и личному составу БЧ-5, так же, как командир и личный состав БЧ-5 доверяет свою жизнь и здоровье тем, кто должен эффективно управлять кораблём и применять корабельное оружие. Вот почему экипаж боевого корабля составляет одно единое целое, одну команду, одну семью военно-морских братишек…

И всё же мало кто из офицеров, мичманов, старшин и матросов других боевых частей (БЧ-1, БЧ-2, БЧ-3, БЧ-4, РТС и иных служб и команд) знали, что творится или бывали в хозяйстве «деда», «стармеха» (старшего механика), командира электромеханической части (БЧ-5). Всех негласно устраивало то, что за главной водонепроницаемой и взрывобезопасной дверью, ведущей в ПЭЖ (пост энергоживучести корабля), есть кто-то, кто обеспечивает нас всех теплом, светом, воздухом, энергией, пищей, прохладой, водой и чистотой в помещениях и кубриках корабля. Лично меня до сих пор бросает в дрожь от мысли, что мне пришлось бы служить не рулевым в ходовой и штурманской рубках боевого корабля, а где-то во внутренностях корабля рядом с горячими и опасными машинами и механизмами…

Мне повезло, потому что я по службе и по своим боевым обязанностям мог своими глазами, ушами и всеми органами чувств видеть и слышать всё, что происходило на корабле, на ходовом мостике и в окружающей нас среде обитания. «Маслопупы» (так традиционно называют на флоте всех, кто служит в электромеханической боевой части БЧ-5 - автор) лишены этой возможности, их удел – это в лучшем случае циферблаты приборов, кнопки и ручки пультов управления, а в худшем случае – работающие части машин и механизмов. Машины и механизмы, как правило, гудят, гремят, ревут, звенят, шумят, излучают тепло и машинные запахи, удушливые испарения масла, смазки и краски. Разница температуры вокруг работающих машин и механизмов и охлаждающего воздуха из приточно-вытяжной вентиляции, как правило, порождают повышенную влажность, сырость или наоборот, сухость в помещениях. Человеческий организм естественно и неизбежно реагирует на все изменения окружающей среды и также «работает» и излучает, как работающие машины и механизмы, в результате в машинной атмосфере добавляется бытовая или трудовая атмосфера человеческой жизнедеятельности.
 
Мне несколько раз довелось побывать в самых труднодоступных местах хозяйства электромеханической боевой части БЧ-5 БПК «Свирепый», например: в коридорах гребных валов, когда матросы, старшины и мичманы БЧ-5 героически устраняли аварийную утечку масла на сальниках гребных валов; в ПЭЖ (пост энергоживучести корабля) и в междудонном пространстве, в топливных цистернах под пайолами, когда молодые матросы и салаги чистили их резиновыми скребками и ветошью от загустевшей солярной слизи. Во всех этих случаях я был в заведовании БЧ-5 по поводу написания заметок в корабельную стенную газету, в боевые листки-молнии о героизме матросов и старшин, мичманов и офицеров БЧ-5, об условиях их нелёгкой службы и работы. Кроме этого я, как комсорг корабля, сам спускался под пайолы и лазил в тесном лабиринте переборок топливных цистерн в междудонном пространстве, чтобы лично убедиться в условиях работы молодых матросов-салаг БЧ-5…

Норма труда одного получасового «погружения» под пайолы в топливные цистерны – это полное ведро солярной слизи, собранной голыми руками резиновым скребком и ветошью - обрывком старой матросской робы. При этом нужно протискиваться в овальные отверстия в переборках междудонного пространства, тащить за собой кабель и лампу с взрывобезопасным колпаком, гофрированный шланг приточно-вытяжной вентиляции, ведро с солярной слизью и инструмент. Через несколько минут работы в густой и насыщенной парами солярки атмосфере ты уже не ощущаешь смертельный холод стального днища корабля, забываешь обо всё на свете, кроме о диком паническом страхе остаться здесь навсегда в одиночестве. При этом шутники-годки из БЧ-5, проверяя тебя «на вшивость», на некоторое время вырубают свет и отключают вентиляцию. Ты остаёшься в этом холодном, вонючем, мокром и ужасно тесном пространстве в абсолютной темноте и тишине, как в могиле…

Когда меня, как комсорга корабля, годки БЧ-5 всё же «запустили» под пайолы, то в нарушение правил, они «втихаря» отозвали своих молодых матросов-салаг, которые работали в соседних отсеках. В азарте необычного занятия по «соскребанию» солярной слизи с голого металла пайол я не заметил, что остался один, но когда вырубился свет и вентиляция, я понял, что мне предстоит проверочное испытание, поэтому я упорно, даже закрыв глаза для верности, продолжил на ощупь собирать эту холодную вонючую солярную слизь. Вычищать топливные цистерны требовалось так, чтобы вся металлическая поверхность была идеально чистой и сухой, без намёка на какой-либо солярный или масляный осадок, поэтому сначала надо было резиновым скребком собрать слизь, затем мокрой ветошью собрать её в ведро, а потом сухой и чистой ветошью протереть всё начисто.

Качество работы «чистильщиков» топливных цистерн проверялась очень просто – старшина-годок БЧ-5 лично лез под пайолы в матросской робе, пролазил сквозь переборочные отверстия и если роба становилась масляной и грязной, то молодой салага-чистильщик должен был вновь всё вычищать «до блеска», а потом ещё и стирать робу годка… В абсолютной темноте я, скрипя зубами от холода и страха, от обиды и злости, проверял качество своей работы, проводя ладонью по металлу: если ладонь не скользила, а «скрипела», тёрлась о металл, значит здесь сухо и можно переходить в другое место.

Меня «спас» кто-то из мичманов БЧ-5, который случайно или намеренно (не знаю) заглянул туда, где отрабатывали свой "годковский статус" годки из БЧ-5. Мичман резко и гулко прокричал в темноту междудонного пространства: «Есть тут кто?», на что я с дикой радостью, но тоже грубо и громко ответил: «Есть!».

- Кто! – заорал мичман (по-моему, это был старшина трюмно-котельной команды, мичман Леонид Васильевич Салов).
- Матрос Суворов! – ответил я.
- Что вы там делаете?! – уже другим тоном заорал мичман. – Немедленно вылезайте!

С превеликим трудом, скорчившись «в три погибели», еле-еле шевеля окоченевшими ногами и руками, тихонько взвывая от боли и страха, волоча за собой мокрую солярную ветошь, засунутую в специальную брезентовую торбу-сумку, а также жестяной прямоугольный обрез (самодельное ведро), наполовину наполненное солярной слизью, аккуратно просовывая всё это через отверстия в переборках и протискиваясь через них сам, я с огромной радостью пополз на этот спасительный голос, который теперь казался мне «ангельским». Вспыхнул яркий свет взрывобезопасной переноски, заработала вентиляция и жизнь, уверенность и надежда снова вернулись ко мне …

- Оставьте всё! – приказал мне мичман БЧ-5. – Бросьте обрез и сумку с ветошью. Вылезайте сами. Вас ищут. Срочно к замполиту.

Я вылезал из-под пайол, как будто снова нарождался на божий свет. Глаза щурились от яркого света, ноздри жадно захватывали пахучий, но такой приятный после пайол воздух, а мозг снова привычно ориентировался в пространстве и радовался знакомым картинам. Старшины и матросы-годки БЧ-5 сделали вид, что ничего не знают и не ведают о том, что Суворов остался под пайолами, а другие матросы БЧ-5, понурив головы, послушно поддакивали им, что "все они были уверены, что под пайолами никого уже нет"… Потом я вяло выслушал гневную отповедь замполита, а ещё через некоторое время также вяло и задумчиво рассказывал ему, что я делал в междудонном пространстве и что при этом ощущал. Через полтора часа, после того, как по приказу замполита, меня допустили в корабельную баню, я смог смыть с себя липкий солярный пот и избавиться от жуткого страшного запаха, в ленкаюте я рассказал о своих ощущениях своим друзьям-годкам и тем самым годкам из БЧ-5, которые устроили мне такое испытание. Теперь этот рассказ был ужасно-юмористичным...

О другом моём «приключении» в коридорах гребных валов и о героизме моряков БЧ-5 во время БС (боевой службы) БПК "Свирепый" в Северной Атлантике в июле-октябре 1973 года я ещё расскажу. Третье моё «погружение в мир БЧ-5» состоялось с посещением поста энергоживучести корабля (ПЭЖ), где я делал фотографии для корабельной стенной газеты и фото на память командиру БЧ-5, ДМБовским годкам и всем, кто в тот раз нёс вахту в ПЭЖе. Как видите, этих впечатлений об электромеханической боевой части (БЧ-5) мне хватило на всю жизнь…

Правда, ДМБовские годки БЧ-5 однажды в октябре 1974 года ещё раз пригласили меня к себе «под пайолы». В этот раз они (видимо, заглаживая свою вину и мою давнюю обиду) показали мне своё «логово» - шхеру годков БЧ-5 под пайолами. Это тоже было междудонное пространство, но уже более широкое и свободное, в котором лежали несколько матрацев, шинели вместо одеял и вещмешки вместо подушек. Здесь был уже стабильный свет аварийных фонарей, почти бесшумная приточно-вытяжная вентиляция, запасы хлеба, консервов и, возможно, более горячительного, а также целая библиотечка из «пропавших» книг из корабельной библиотеки БПК "Свирепый". Отдельно в шхере-берлоге БЧ-5 под пайолами на ложе из старого бушлата лежала «подруга» - шестиструнная гитара, на которой корявые пальцы «маслопупов» заковыристо извлекали подобие гитарных звуков…

Я по достоинству оценил и принял доверие ДМБовских «маслопупов» БЧ-5 и сыграл-спел им несколько песен, покушал с ними горячей тушёнки и выпил с ними «на мировую» спирт из общей кружки. После этого я отдал «маслопупам» один из портативных фотоувеличителей из ленкаюты, несколько пачек проявителя, закрепителя и фотобумаги. Это было главное, чего хотели и «гребовали» от меня ДМБовские «маслопупы» БЧ-5. Я сделал этот подарок не из-за страха перед годковскими угрозами этих ребят, а из-за уважения и прозрения, которое я испытал, побывав в «машине», в хозяйстве электромеханической боевой части БЧ-5, испытав на себе те условия службы, работы и жизни, в которых находятся эти моряки.

Свидетельствую и утверждаю – никакая иная боевая часть или служба на корабле не заслуживает большего уважения, признания и почёта, чем электромеханическая боевая часть БЧ-5. Я не мог и не могу согласиться и признать право «маслопупов» на их «маслопупскую годковщину», но признаю их право на специфическую рабочую дисциплину и систему отношений доминирования более опытных специалистов БЧ-5 над менее опытными специалистами. Так должно быть, потому что цена ошибки, неопытности, невнимания и халатности во взрывоопасной атмосфере электромеханического хозяйства БЧ-5 – это ЧП, авария, пожар, взрыв, задымление, загазованность, затопление, а в итоге - повреждение здоровья или гибель людей, корабля и экипажа.

Я несколько раз видел, как самоотверженно и героически действуют аварийные партии-команды БЧ-5 БПК «Свирепый» и утверждаю: пусть они не такие воспитанные и интеллигентные, как рулевые БЧ-1, ракетчики БЧ-2, торпедисты БЧ-3, радисты БЧ-4, специалисты СПС или радиометристы РТС, но эти "маслопупы" - это надёжные, бескорыстные и умелые спасатели, готовые пожертвовать собой, но спасти всех и корабль. Придёт время, и я расскажу в очередной новелле о случаях спасения БПК «Свирепый» нашей аварийной партией «маслопупов» БЧ-5.

Первым командиром электромеханической боевой части (БЧ-5) БПК «Свирепый» был капитан-лейтенант Валерий Николаевич Силкин (март 1972 – март 1976). Это был чрезвычайно грамотный, знающий специалист, досконально знавший устройство, оборудование и помещения корабля, настоящий «старший механик» и «дед», очень авторитетный и такой же скромный. В книге А.С. Дробота «Свирепый» на страже Отечества» даже не нашлось его фотографии, как говорится, «из личного дела»... Во время службы на БПК «Свирепый» я всё время ощущал незримую дружескую и отеческую поддержку Валерия Николаевича Силкина, который редко открыто выступал за меня (не любил много говорить), но всегда неизменно отдавал за меня и за мои комсомольские предложения и инициативы свой авторитетный голос. Особенно Валерию Николаевичу нравилась наша игра в военно-морской КВН…

Первым командиром трюмно-котельной группы БЧ-5 был лейтенант Юрий Евгеньевич Самарин (1972- апрель 1974).
Первым командиром электротехнической группы БЧ-5 был лейтенант Николай Степанович Федосов (1972-1975), очень самобытный и авторитетный офицер и специалист.
Первым командиром турбомоторной группы БЧ-5 был лейтенант Сергей Николаевич Гусев (август 1972 – ноябрь 1977).
Первый старшина турбомоторной команды БЧ-5, мичман Леонид Васильевич Удалов (август 1972 – апрель 1976).
Первый техник электротехнической группы БЧ-5, мичман Николай Нилович Таркачёв (март 1972 – январь 1977).
Первый старшина электротехнической команды, мичман Василий Фёдорович Шишлин (сентябрь 1972 – декабрь 1974).
Первый старшины трюмно-котельной команды, мичман Леонид Васильевич Салов (август 1972 – январь 1974). Кстати Леонид Васильевич Салов продолжил некоторое время службу на БПК «Свирепый» в должности инструктора-водолаза.

О других членах первого изначального личного состава электромеханической боевой части БЧ-5 БПК «Свирепый» я подробно расскажу в последующих новеллах данной книги «О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

Личный состав "маслопупов" электромеханической боевой части БЧ-5 БПК "Свирепый" в ноябре-декабре 1972 года:

годки БЧ-5 весеннего призыва 1970 года:

АЛЕКСЕЕВ Анатолий Викторович ст. моторист 20.05.70
БЕЛКО Александр Иосифович к/о газотурбинистов 19.05.70
БЕРЕСТОВ Николай Михайлович ст. электромеханик 13.05.70
ВАГИН Станислав Николаевич к/о электромехаников 18.05.70
ЗАВОДСКОВ Александр Фёдорович ст. газотурбинист 10.05.70
ЗОЗУЛИН Владимир Алексеевич ст. гидроакустик 11.05.70
ЛОЙКО Юрий Тимофеевич ст. эл. слабого тока 15.05.70
МУСЕЙЧУК Анатолий Петрович ст. газотурбинист  14.05.70
СТЕПАНОВ Анатолий Иванович к/о трюмных 04.05.70
УМИРКАЕВ Равиль Закурович моторист 10.05.70
ХИСМАТУЛИН Мансур Сайфуллиевич ст. электрик 08.05.70
ГРИГОРЬЕВ Пётр Андреевич газотурбинист 11.05.70

подгодки БЧ-5 осеннего призыва 1970 года:

ГРИГОРЬЕВ Пётр Андреевич газотурбинист 11.05.70
ВАХНИЙ Виктор Иванович ст.  электромеханик 17.11.70
ГОРЛОВСКИЙ Микалин Владимирович ст. телемеханик 20.11.70
ЕГОРОВ Николай Петрович ст. электромеханик 12.11.70
ЖИГАЛКИН Борис Борисович ст. электрик 19.11.70
ПОНОМАРЕВ Евгений Николаевич электромеханик 16.11.70
СТЕЛЬМАХ Александр Васильевич эл. сильного тока 15.11.70
СХАБО Мадин Юсуфович ст. дозиметрист 19.11.70
ФЕДОРОВ Виктор Петрович к/о мотористов 12.11.70

молодые БЧ-5 весеннего призыва 1971 года:

БОРОДЕНКО Виктор Васильевич ст. электрик 21.05.71 14.05.74
ДАМИРОВ Алдын Мамед-оглы машинист трюмный 12.05.71 10.05.74
ДОМИРОВ Алдын Мамед-оглы машинист трюмный 12.05.71
ДОРОШЕВИЧ Александр Викторович к/о электриков 20.05.71 14.05.74
ЕРШОВ Анатолий Николаевич к/о химиков 11.05.71 06.05.74
ЗАКИРОВ Шокиржан Юлдашевич ст. электрик 14.05.71 10.05.74
КОЖАН Сергей Адамович  ст. электромеханик 14.05.71 08.05.74
КУЗНЕЦОВ Виталий Матвеевич моторист 20.05.71 27.05.74
ЛУЧКОВСКИЙ Александр Васильевич к/о маш. котельных 20.05.71 14.05.74
ТАВАРОВ Бай Махмод ст. теплоэлектрик 19.05.71
ТКАЧ Александр  Алексеевич машинист-газотурбинист 06.05.71 15.02.74
ФИМИН Александр  Александрович моторист 07.05.71 20.05.74
ФОМИН Александр Александрович ст. моторист 07.05.71
ЧУЙКОВ Борис Иванович ст. электромеханик 16.05.71 20.05.74
ЩЕРБАКОВ Николай Петрович к/о маш. газотурбинистов 06.05.71 06.05.74


Молодые БЧ-5 осеннего призыва 1971 года:

БИРЮКОВ Михаил Васильевич электромеханик 12.11.71 10.05.74
БОНДАРЕНКО Александр Михайлович моторист 05.11.71 16.03.74
ГОЛОВЕНКО Владимир Иванович ст. трюмный 12.11.71 28.03.74
ДЖУРАЕВ Ботыржон Киргизович ст. машинист трюмный 12.11.71 01.11.74
КОЗЛОВ Валерий Владимирович электрик 04.11.71 01.11.74
КОНОВАЛОВ Юрий Александрович электрик  сильного тока 15.11.71 16.03.74
КУЗОВЛЕВ Александр Сергеевич ст. машинист трюмный 05.11.71 12.11.74
МИКЕРИН Александр Никитич ст. машинист котельный 09.11.71 01.11.74
ПУГАЧЕВ Александр Иванович ст. электромеханик 10.11.71 01.11.74
РЕНВАЛД Лаймонис  Робертович ст. электромеханик 04.11.71 01.11.74
ФОМИН Александр Андреевич электромеханик 11.11.71
ЧИКУНОВ Валентин Владимирович электромеханик 14.11.71 11.07.74
СААРД Айн Александрович  к/о электромехаников 05.11.71 01.11.74
САДЫКОВ Виктор Салихович ст. мастер-сварщик 17.11.71 12.11.74


Салаги БЧ-5 весеннего призыва 1972 года:

АТАВИН Александр Дмитриевич электромеханик 12.05.72 10.06.75
БАЗЫЛЕВ Александр  Дмитриевич старшина команды электриков 12.05.72 06.05.75
БУХТИЯРОВ Дмитрий Алексеевич к/о машинистов трюмных 14.05.72 04.06.75
ВЛАСОВ Виталий Леонидович газотурбинист 09.05.72
ГАЛИЦКИЙ Александр Юльянович машинист котельный 03.05.72 10.06.75
ДЕМБИЦКИЙ Валерий Леонидович к/о химиков 05.05.72 04.06.75
ДУБРО Геннадий Алексеевич инструктор-водолаз 13.05.72 03.06.75
ЖУЛИКОВ Вячеслав Николаевич электрик слабого тока 11.05.72
ЗАВЬЯЛОВ Валерий Михайлович газотурбинист 03.05.72 03.08.74
КАСАП Василий Никитич к/о электриков 08.05.72 02.06.75
КОНУСОВ Виктор Алексеевич к/о машинистов газотурбинистов 13.05.72 05.05.75
КОФАНОВ Федор Данилович машинист газотурбинист 02.05.72 03.06.75 
ЛАПШИН Александр Александрович машинист трюмный 06.05.72
ЛУПАРЬ Василий Николаевич телемеханик 03.05.72 03.06.75
НАГИН Геннадий Иванович электрик слабого тока 05.05.72
ПОНИЖАН Александр Иосифович к/о электромехаников 06.05.72 11.06.75
ТАРАСЕВИЧ Александр Иванович машинист трюмный 06.05.72 16.03.74
ЧУПРИС Валерий Эрикович к/о машинистов трюмных 03.05.72 28.12.74
ШАРАН Петр Васильевич ст. машинист трюмный 04.05.72 10.06.75

(Все звания и должности личного состава БЧ-5 даны на момент их ДМБ  - автор).

Фотоиллюстрация: ПЭЖ (пост энергетики и живучести корабля - автор) и коридор НАП СКР «Пылкий» пр.1135 типа «Буревестник». Точно такой же интерьер ПЭЖ и «внутренностей» хозяйства БЧ-5 был на БПК «Свирепый» 20 ноября 1972 года.