Про смысл жизни

Александр Ягольник
Есть три главных вопроса человечества: почему, за что и для чего.

Как только человек начинает самостоятельно мыслить, он неизбежно сталкивается с мыслью о смерти. Только начав постигать этот удивительный мир, только успев полюбить его, он узнаёт, что это всё для него разом закончиться. И ничего не будет совсем. Не только для него одного, но и для миллиардов других людей.

Тогда человек задаёт свой первый главный вопрос: почему?
Почему я умру? Каждая эпоха находит свою общепринятую причину смертности, достаточно простую, понятную и убедительную. Но начав изучать науку, глубже узнавая жизнь на примере других людей, человек понимает, что первый, простой ответ, полученный им в детстве, неправильный и не полный. Кто-то посвящает свою жизнь решению этого вопроса, пытаясь возвращать других к жизни и продлить её, или детально исследуя смерть живого во всех её проявлениях.

Получив в детстве простой вопрос о причине смертности, человек задаёт второй главный вопрос: за что?
С младенчества человека приучают к мысли, что его хорошие поступки заслуживают награды, а плохие – наказания. Наказывают плохих детей, наказывают виноватых. Смерть – это не награда. Тогда за что она? Что человек делает не так, что в итоге умирает? И здесь человечество также находит простое, понятное и убедительное объяснение: от первородного греха до неправильного образа жизни. Как и с ответом на первый вопрос, человек в процессе жизни понимает, что не всё так просто и однозначно. Можно жить праведно, соблюдая все заповеди, можно вести здоровый образ жизни, соблюдая диеты и режимы. Но это не отменить наказания. Кто-то становиться теологом, кто-то философом, продолжая искать свой ответ. А кто-то принимает ответы на первые два вопроса, и больше не думает над ними.

Жизнь человека была бы слишком простой, если бы не третий вопрос: для чего?
Если человек умрёт по той или иной причине, то для чего он живёт? Для чего его зачали, родили, кормили, учили? Для чего ему дан разум? Чтобы терзаться вопросами, на которые нет ответа? Чтобы осознать всю тщетность своего бытия? Или же во всём это есть какой-то смысл? Ведь не для того же рождается человек, чтобы множить себе подобных, заражая их сознанием, обрекая их на поиски ответов на вечные вопросы?

Примитивный полип не имеет сознания. Он просто питается, плодиться, растёт. Но даже он наделён даром вечной жизни. Человек же может постигнуть тайны звёзд, до которых никогда не долетит, но не может постигнуть тайну своего существования и смерти.

Когда человек осознаёт все три вопроса, когда, после многих попыток не находит ответы сам, когда обращается к опыту других, тогда он либо смиряется с полученными ответами, либо продолжает поиски. Но уже не так отчаянно, без стремления узнать прямо сейчас смысл своего существования. Так строитель строит город кирпич за кирпичом, дом за домом, не ожидая при своей жизни окончания стройки.

Для многих смыслом жизни становиться достижение идеала: прожить до глубокой старости, не сильно болея, обзаведясь семьёй, друзьями, работой, домом, садом и … чем ещё? Конечно, детьми! Вед они порождают иллюзию нашего бессмертия, продолжения нашего дела, наших мыслей, нашей жизни в других. Ради этого бессмертия человек отказывает порой себе во многом, вкладывая свои силы в детей. Простые люди, которых подавляющее большинство, были бы вполне счастливы, живя до старости, в мире, покое, достатке, в окружении семьи и близких. А три главных вопроса оставались бы погребёнными под толщей быта, лишь иногда напоминая о себе в наивных исканиях детей.
 
Но есть небольшой процент людей, которым такой мирной жизни мало. Не найдя ответа на третий вопрос, осознав неизбежность смерти, они спрашивают себя и мир: за что бы умереть?
Чем существовать, не понятно для чего, может разумнее умереть, понимая за что?

Человечество не было бы человечеством, если бы не находило людям простые, понятные и убедительные ответы. В каждую эпоху люди находят достойный повод для смерти. Кто-то борется с тиранией, кто-то со смертельными болезнями. Вечные бойцы, вечные борцы, они рвутся в сражение, не надеясь дожить до старости. Если кому-то и удаётся, то это скорее курьёз, о котором потом складывают легенды.
 
К сожалению, их борьба редко обходит стороной простых людей, готовых жить в мире и согласии. Обломками крепостей давит мирные хижины. И тогда появляются те, кто готов мстить. Кто-то ищет повод для своей смерти, а кто-то находит повод для чужой. А когда человек задаётся целью убить кого-то, то нет ему равных в изобретательности. В пылу сражения, в гонке вооружения уже не слышно трёх вопросов. В сознании нет место для них, оно поглощено планами мести. В памяти нет места для них, она заполнена уставами, схемами оружия, стратегией и тактикой ведения боевых действий. А наивные вопросы детей не слышны за воем сирены и грохотом взрывов.

Когда же наступает оглушительна тишина мира, когда на продолжение войны не остаётся никаких сил, человек вдруг вспоминает: почему, за что, для чего. Почему? Он прекрасно знает, почему. Сам не раз видел, насколько хрупко тело и сознание, как легко их лишить другого человека. Порой, сам это делал своими руками. За что? После войн такой вопрос имеет очень простой ответ. Но для чего? Неужели, для того, чтобы уничтожать себе подобных, ставить на грань выживания всё человечество, ради амбиций и гордыни стирать миллионы жизней, плоды их труда, достижения разума?

Иногда думаешь, что смысл жизни человека в том и заключается, чтобы искать ответы на эти вопросы. Кто-то поставил перед биокомпьютером задачу в бесконечный цикл, выход из которого – правильное её решение. Мозг человека не меняется тысячелетиями. То, что было близко и понятно нашим далёким предкам, вполне понятно и нам. Нас от Шекспира отделяют двадцать поколений, но ничто не отделяет от его сознания и понимания жизни. По сути, у всех у нас один и тот же мозг. Между гением и дебилом не такая большая разница. Самая умная обезьяна бесконечно далека как от великого мыслителя, так и от дурака. Этот мозг, поставленный в разные условия, подверженный разным испытаниям,  упорно ищет ответы на одни и те же вопросы. Попутно ему приходится решать множество других. И он с ними успешно справляется. Порой, справляется не сразу. Уходят годы, жизнь, поколения, но в итоге одерживается победа. И лишь три вопросы остаются вечными и всеобщими.

Человечество вполне одобряет такой ход вещей. Допуская многое, оно не допускает остановки решения этой задачи. Нет табу ни на вопросы о смерти, ни на вопрос о смысле жизни. При всех их бессмысленности и бесполезности для отдельного человека, они продолжают задаваться и решаться. Более того, вся речь, вся письменность, все средства передачи информации накапливают множества отдельных, частных решений, объединяя, классифицируя, систематизируя их, позволяя не искать по одним и тем же дорогам, а продолжать поиски дальше своих предшественников.

Люди печально, но спокойно относятся к смерти пожилых. При этом яростно не принимают смерть детей. Почему? Старики уже ответили на три вопроса, они уже внесли свой вклад в решение вечной задачи. Но дети этого сделать не успели. Только люди различают смерть по возрастам. Чем моложе умерший, тем сильнее горе и негодование. Казалось бы, чем взрослее, чем опытнее человек, тем ценнее он для общества, тем больше потеря в случае его смерти. Но именно детская жизнь оказывается самой важной. Может потому, что детский свежий ум – главная надежда на решение трёх вопросов человечества?

Когда-нибудь придёт юный гений и ответит на эти вопросы. Когда-нибудь бесконечный цикл закончиться. Что наступит тогда?