Как Семёновна картошкой торговала

Яна Розова
Написано в 2000 году.

Картошка у Семёновны как никогда уродилась. Продала бы излишки, но кому и как, не знала. Встретив местного бизнесмена Валерку, решила посоветоваться, как быть делу.
-В область везти 5 мешков не стоит, дорого обойдётся. Вот если попробовать сдать в районе в магазин,- размышлял Валерка. – Я через пару дней как раз поеду, если хочешь, захвачу тебя.
-Да ведь я ни уха, ни рыла в этом деле, ты уж подсоби…
-Посредничество денег стоит, бензин к тому же дорожает,- набивал цену Валерка.
-Ты говори, сколько?
-Картошку продашь, за пятый мешок деньги мои.
На том и порешили. Однако попытка сдать картошку оптом в магазин не увенчалась успехом. Белорусские бизнесмены «забили» все торговые точки дешёвой картошкой.
Но Валерка не унывал, привёз Семёновну на небольшой местный рынок.
-Торгуй в розницу, глядишь, хоть что-то продашь, - подбодрил он её, вручая безмен.
-Почём торговать- то?
-В магазине по 3,50, а ты по трёшке отдавай. Да не спеши сбавлять цену, вдруг торговля пойдёт.
Валерка уехал по своим делам, а рядом с Семёновной пристроилась бабуля с пучками моркови, петрушки, чеснока.
-Ой, девка, поди не продашь ничего, берут-то худо. У всех огороды свои. Я вот до чего тут достою, только на хлеб и выручу…
И верно. К обеду у Семёновны разошлось едва с полмешка. Семёновна продрогла, захотелось горячего чаю.
-Дёрнул чёрт меня связаться с этой картошкой, согласна бросить всё, только бы не стоять тут, - сетовала она. –Ты, бабушка, присмотри за моим товаром, а я в столовую схожу перекусить горяченького.
-Иди, милая, присмотрю.
Когда Семёновна вернулась на рынок, картошки и след простыл.
-Продала я твою картошку.
-как продала? Да кто купил –то?
-Подъехали на большой машине, говорят: «Купим всю по 80 рублей за мешок». Я и отдала. Аль не так чего сделала? Вот деньги, бери.
Семёновна засияла. Но улыбка спала с лица, как только она увидела деньги. На купюрах были изображены зверюги: козлы, обезьяны, а вместо слова «рублей» бало написано «бабок». Расстроилась, но корить бабушку не стала: что спросишь с престарелого человека? Ведь бабуля хотела как лучше сделать.
Вскоре подъехала Валерка. Семёновна рассказала ему о случившемся.
-Надо же так лопухнуться! – возмутился Валерка.
-Слушай, милок, - встрепенулась бабуля,- у них целый фургон арбузов был. Вон ту девицу видишь, снедью торгует, так вот, арбузы у неё ихние. Я видела, как ей сгружали.
Валерка пошёл к продавщице, о чём-то с ней поболтал. Вернувшись, велел Семёновне садиться в «каблучок».
-В общем так, Семёновна, «бабки» свои собери аккуратненько, сверху настоящую десятку положи, скатай всё это в рулончик и перемотай резинкой. Сейчас разыщем архаровцев заезжих. Ты стой рядом, а когда я заговорю о расчёте, отдай им эти «бабки», не перепутай.
-А вдруг пересчитывать станут,- испугалась Семёновна.
-Не успеют.
У местного «универсама» стояла «фура», и двое кавказцев бойко торговали арбузами.
Валерка не спеша подошёл к ним.
-Слышь, приятель, мне тут для детского сада арбузы нужны. У вас сертификат хоть есть и все остальные бумаги? Если есть, то я рублей на 400-500 куплю.
Продавцы мигом переключились на Валерку, совали ему под нос бумаги и кусок арбуза на пробу.
-Знаю я ваши липовые бумажки,- важничал Валерка. – В общем, если сбавишь цену, возьму на все 400. Взвешивай, а я пока деньги сосчитаю. И на глазах у чернявого продавца насчитал различными купюрами четыре сотни, свернул их в рулончик, обмотал резинкой.
-Вот мой экспедитор,- показал на Семёновну,- деньги ей отдаю. Как только взвесите всё, она рассчитается, а я пока в магазин прогуляюсь.
Семёновна стояла ни жива, ни мертва.
Когда дело подошло к концу, показался Валерка:
-Мужики, подсобите заодно перекидать в машину.
-Ну вот и ладненько, - похвалил Валерка продавцов, вам хорошо, и детишки полакомятся. Рассчитывайся, помощница.
От волнения Семёновна чуть не отдала Валеркины деньги, но, совладав с собой, сунула злополучные «бабки». Кавказец спрятал деньги в карман, а новоявленные мошенники тут же сели в машину и – поминай как звали.
По дороге Семёновна переживала: по совести ли сделали-то? Валерка её успокаивал: они всего лишь вернули свои же деньги.
-Хорошо, Валерка, а что с арбузами-то теперь делать?
-Ты об них не переживай. Деньги за картошку я тебе отдал, а арбузы ч сейчас в наш магазин к Валюхе сдам, да ещё с наваром буду.
Семёновна, подъехав к дому, протянула Валерке сотенную, как договаривались, но он не взял.
-Я на этой сделке и так выгадал. В следующий раз ты меня только свистни…
-Эй, Валер, ты уж закинь с десяток арбузов в садик, твой-то тоже туда ходит.
Валерка потоптался, исподлобья глянув на Семёновну.
-Ладно, ты мёртвого уговоришь.
Семёновна вздохнула и пошла домой с улыбкой на лице.