К столетию одной публикации Й. Шумпетера

Геннадий Гасилов
Империализм (от лат. imperium — власть, господство) — политика внешней экспансии государства, основанная на использовании военной силы или угрозы её применения (ВСУП).

Понятие империализма ввёл в научный и политический оборот английский экономист Дж.Гобсон в одноимённой книге «Империализм», (1902).

Политику установления тотального контроля государства над обществом и человеком принято называть тоталитаризмом.

Термин тоталитаризм введён в начале 1920-х годов для характеристики режима итальянского диктатора Б.Муссолини.

В условиях отсутствия общественного контроля государство может действовать в личных интересах его руководителей, грубо нарушать универсальные права человека (УПЧ) и вести агрессивные войны.

Злоупотребления государства всегда выражаются пренебрежением УПЧ как внутри страны, так и зарубежом. Нарушения государством УПЧ жителей своей страны составляют практику тоталитаризма, а — иностранцев — практику империализма.

Империализм и тоталитаризм в современных государствах, как правило, идут вместе и рука об руку — империализм является распространением практики тоталитаризма на жителей других государств.

Демократические процедуры позволяют гражданам напрямую или через избранных представителей направлять внутреннюю и внешнюю политику государства и тем самым побуждать государство к соблюдению УПЧ. Соблюдение УПЧ требует отказа от ведения агрессивных войн, поскольку в ходе войн нарушается главное УПЧ — право человека на жизнь.

Свободным демократическим странам чужда империалистическая политика. Они не поддерживают империализм, поскольку империалистическая политика не только ведёт к нарушению УПЧ, но и не служит долговременным  интересам всей совокупности государств мира и всего человечества.

Современным демократиям приходится противостоять империализму и империалистам. В связи с этим, может показаться, что свободные страны так же являются участниками империалистической борьбы. Вот почему так часто слышны обвинения со стороны всевозможных приверженцев тоталитаризма в адрес демократий мира в проведении империалистической политики. Особенно достаётся от них США, иногда выполняющим полицейские функции по отношению к зарвавшимся тоталитарным и империалистическим режимам.

Русский марксист и революционер Владимир Ленин (1870-1924) в работе "Империализм, как высшая стадия капитализма (популярный очерк)" (1917) считал использование ВСУП обязательной характеристикой капитализма. Работа была задумана В.Лениным как критический ответ на книгу Дж.Гобсона "Империализм" и определяла историческое место империализма как последней стадии капитализма и кануна социалистической революции.

В статье "Социология империализма" (1918) австрийский учёный и либерал Йозеф Шумпетер (1883-1950), в отличие от В.Ленина, не рассматривал  империализм, как "высшую стадию капитализма". Й.Шумпетер не нашёл в империализме даже рационального содержания. Он считал современный ему империализм атавизмом, присущим определенным социальным структурам и индивидуальным эмоциональным склонностям людей. По его мнению, империализм коренился в психологии правителей и деятельности уцелевших докапиталистических социальных структур, а не в экономических интересах капиталистического государства или всех капиталистов.

У государства имеется лишь три естественных сферы ответственности  — регулирование отношений субъектов права, обеспечение внутренней и внешней безопасности. Государству для самосохранения нужна только оборона, а не внешняя агрессия. Военная экспансия государства может быть выгодна только отдельным социальным группам граждан.

Завоевание других государств и последующая эксплуатация их ресурсов только на первый взгляд кажется выгодным и перспективным делом. Все завоевания дают только кратковременный эффект. Для удержания завоёванного государства во власти завоевателя требуются значительные постоянные военные усилия и расходы. Интеграция завоёванных в одном государстве с завоевателями обходится последним ещё дороже, поскольку она сопровождается сопротивлением покорённого народа.

В любой стране мира одна часть капиталистов стремится обогатиться на подготовке их государства к завоеваниям других государств, на войне и на последующей эксплуатации чужих ресурсов. Эта часть капиталистов в союзе с  правящими кругами,  настроенными на использование ВСУП для внешней экспансии, всегда представляет серьёзную угрозу делу мира.   

Другая же, преобладающая часть капиталистов, наоборот, заинтересована не в завоевании других государств и их ограблении, а в мире, сотрудничестве и стабильной торговле с независимыми и процветающими государствами. Логику этой части капиталистов легко понять — чем богаче другое государство, тем больше можно заработать на экспорте и импорте товаров и услуг. Эта часть капиталистов настроена на мирные отношения и длительное получение прибыли, к тому же такой подход не требует чрезмерных военных расходов и не связан с утратой людских ресурсов страны.

Капитализм характеризуется массовым производством на специализированных частных предприятиях товаров и услуг для глобального рынка. Развитие капитализма сопровождается изменениями социальной структуры общества, но не меняет сущность государства и не добавляет государству новой сферы ответственности в виде необходимости ведения агрессивных войн. Напротив, в последние 100 лет, вопреки выводам В.Ленина, всё большее число государств, встав на путь развития демократии, вынуждены следовать и политике мирного существования и сотрудничества.

Приведённые рассуждения позволяют сделать вывод о том, что империализм не является синонимом или обязательным атрибутом современного капитализма.

Й.Шумпетер считал современную ему империалистическую политику наследием тех времён, когда военное превосходство одних стран позволяло его обладателям паразитировать за счёт побеждённых стран. В те времена военные затраты на завоевания могли сторицей окупиться в самые кратчайшие сроки. Страдания, унижение и эксплуатация (нарушения УПЧ) населения побеждённых стран победителями не принимались во внимание. Логика империалистической политики обрекала государства  завоевателей на постоянные войны, что способствовало истощению их военного, экономического и людского потенциала и вело к их деградации.

Й.Шумпетер был одним из первых, кто артикулировал мысль о том, что мирное существование и экономическое развитие приносит любому государству гораздо больше выгод, чем даже победоносная война. Й.Шумпетер указал на то, что империалистическая политика, проводимая наследниками военных средневековых элит в собственных интересах, противоречит долговременным интересам народов и государств. Именно, поэтому он считал империализм атавизмом и иррациональностью.

К сожалению, империализм в современном мире ещё до конца не изжит. Империалистические государства до сих пор представляют серьёзную угрозу делу международного мира и безопасности. Именно поэтому свободные демократические государства вынуждены поддерживать свою обороноспособность на необходимом уровне.

Империалист — человек, участвующий в империалистической деятельности. Империалистическая деятельность государства отчасти отражена в следующем списке. 

1. Использование военной силы для захвата территорий и ресурсов других государств.
2. Использование ВСУП в борьбе за источники сырья и за рынки сбыта. 
3. Использование военной силы для захвата территорий без государственности. Создание на захваченных землях  колоний.
4. Нарушение международно признанных границ государств. Участие в агрессивных войнах территориального передела мира.
5. Участие в войнах на стороне тоталитарных государств.
6. Использование ВСУП для превращения независимых государств в зависимые.
7. Расхищение государствами ресурсов зависимых от них государств и колоний.
8. Создание, расширение и удержание зон влияния (интересов) с помощью ВСУП.
9.  Создание агрессивных альянсов государств и участие в них.  
10. Поддержка терроризма. Разжигание гражданских войн в других государствах.
11. Подрыв демократического правления в других странах путём тайного финансирования политических партий и вмешательства в выборы. 
12. Ведение информационных войн с демократическими государствами.
13. Военная, политическая и экономическая помощь тоталитарным режимам других государств.
14. Поддержка сил тоталитаризма в гражданских конфликтах других стран.
15. Финансирование и поддержка государством частных военных компаний.
16. Установление политического и экономического контроля над другими странами путём проведения диверсионных операций.
17. Использование экономических санкций с целью давления на демократические государства. 
18. Сосредоточение власти в государстве в руках противников мирного сотрудничества.
19. Наличие внутренних колоний — дискриминация жителей отдельных территорий страны.
20. Милитаризация экономики. Чрезмерное внимание государства предприятиям ВПК и вооружению силовых структур.
21. Тайное создание оружия массового поражения (атомного, химического, биологического).
22. Участие в гонке вооружений. Участие государства в краже военных технологий.
23. Бряцание оружием. Военный психоз. Поддержка агрессоров и террористов в международных организациях.
24. Отношение к собственному народу, как к поставщику пушечного мяса.
25. Практика тоталитаризма. Железный занавес. Разжигание ненависти, поиск врагов и мнимых обидчиков государства.

В представленном списке учтены не только империалистические мероприятия государства, но и процедуры подготовки к их применению (пп. 18-25).

В.Ленин считал, что империализм является агрессивным капитализмом и что отказ человечества от капитализма в пользу социализма автоматически  приведёт к отказу от войн и насилия в межгосударственных отношениях. Однако практика отношений стран социалистического лагеря оказалась совсем не такой, какой её предсказывал В.Ленин. Только насилие и штыки Советской Армии удерживали в повиновении народы стран социалистического лагеря.

Й.Шумпетер показал, что империализм является лишь пережитком абсолютистского монархического государства, а не обязательным атрибутом капиталистического государства. Спустя 100 лет после публикации  "Социология империализма"  многочисленные демократические страны капитализма своим миролюбием подтверждают правильность выводов сделанных в статье.