Глава12 Кино

Виктор Акулов 2
               
               
   Я уже писал в главе «Радио и телевидение», что в пятидесятых годах телевидение только набирало силы. Полновластным хозяином широких масс населения было КИНО. По определению вождя мирового пролетариата В.И.Ленина оно было «важнейшим из искусств…». Кино, в послевоенные годы, было действительно самым популярным развлечением и средством воспитания. Театры и концертные залы работали, но их было гораздо меньше, их посещение требовало более тщательной подготовки и поэтому посещались более взыскательной публикой. Широким «массам трудящихся», более доступны были кинотеатры, как по бюджету, так и по близости их размещения к местам проживания населения.
   Например, недалеко от нашего дома их было несколько. В стапятиде-                                сяти метрах - «Молот», чуть дальше к метро «Красносельская» - «Шторм» (снесён при строительстве третьего транспортного кольца), около главного входа в парк, кинотеатр «Луч», На Стромынке «Клуб имени Русакова». Иногда мы ездили на Преображенку в «Орион», реже на Семёновскую площадь в двухзальную «Родину».
    Посещение кинотеатра — это посещение местного центра культуры. Каждый кинотеатр имел свой индивидуальный интерьер. На сеанс приходили заранее. В фойе  был небольшой зал со сценой, где перед сеансом, зрителей развлекал небольшой оркестр иногда с вокалистом. И обязательно был буфет со столиками, обычно заполненный посетителями. Здесь можно было купить мороженное или взять бутылочку пива с бутербродом, пополняя бюджет кинотеатра.  В штате кинотеатра был художник, рисовавший рекламные плакаты идущих фильмов, размещаемых на фасаде кинотеатра. В соседних кинотеатрах фильмы были разные, что позволяло делать выбор. Репертуар был богатый и разнообразный. От популярных комедий, до остросюжетных детективных и приключенческих фильмов таких как: «Праздник святого Иоргена», «Закройщик из Торжка», «Мисс Мэнд», «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Вратарь» и многие другие. Эти довоенные фильмы и сейчас возглавляли бы рейтинги посещаемости. А звёзды экрана тех лет до сих пор известны: Кторов, Ильинский, Жаров, Утёсов, Гурзо, Андреев, Орлова, Целиковская, Марецкая, Раневская и многие другие. После войны в 50…60-е годы кинотеатры заполнились трофейными зарубежными фильмами, вывезенными из побеждённой Германии.  В основном это были американские Голливудские фильмы, но были и европейские: немецкие, итальянские, французские, а во времена Корейской войны были китайские фильмы с интригующими  названиями, например «Стальной солдат» или «Отрубим лапы дьяволу». С каждой новой афишей в кинотеатры выстраивались большие очереди, чтобы увидеть зарубежных звёзд экрана и «ихнюю» жизнь, поскольку это было единственное окошко в «другой» мир.
     После обязательных киножурналов, скучного «Новости дня», или более интересных «Советский спорт» и «Иностранная кинохроника», на экране появлялась надпись: «Этот фильм взят в качестве трофея и вывезен из Германии…». Затем появлялись фирменные Голливудские заставки: «Метро Голдвин Мейер» с рычащим львом или «ХХ век Фокс» с прожекторами и зрители захваченные сюжетом фильма переживали за судьбу таинственного, неуловимого мстителя «Зорро». Или справедливого разбойника и меткого стрелка из лука «Робин Гуда». Участвовали в опасной экспедиции в джунглях Южной Америки, вместе с «Охотниками за каучуком», переправляясь через Амазонку, кишащую свирепыми пираньями и крокодилами. Большое впечатление оставил цветной Голливудский фильм по арабской сказке  «Багдадский вор», своими завораживающими комбинированными съёмками и волшебным сюжетом. Музыкальный фильм «Серенада Солнечной долины» с участием джазового оркестра Глена Миллера, виртуозных чечёточников братьев Николс и  олимпийской фигуристки Сони Хенни. Но хитом тех лет, собиравшим огромные очереди в кассы, был, конечно, легендарный «Тарзан» с  чемпионом мира по плаванию Джонни Вайсмюллером, в роли выросшего в стае диких обезьян юноши, для которого джунгли были родным домом. И каждая, новая серия приключений Тарзана, (у нас их показывали четыре), только увеличивала ажиотаж вокруг фильма. Много лет после этого фильма, мальчишки подражали крику Тарзана. 
    Из европейских фильмов запомнились французские, со звёздами первой величины Жаном Габеном, Фернанделем, Бриджид Бордо, Симоной Синьоре, Аленом Делоном. Итальянские с Марчелло Мастроянни, Софи Лорен, Джульеттой Мазиной. Каждое из этих имён на афишах приводили в кинотеатры толпы зрителей и приносили огромные прибыли. Фильмы развлекали и воспитывали людей на примерах экранных героев и жизненных историй.
    В 60-х годах появилось немало отечественных фильмов, собиравших огромные залы зрителей. Например, «Девять дней одного года» со Смоктуновским и Баталовым. Завоевавший главный приз на Каннском фестивале фильм «Летят журавли» с Самойловой и Баталовым в главных ролях. Или знаменитая «Карнавальная ночь» с Гурченко. Мне, например, запомнился фильм «Серебристая пыль», своей таинственностью и детективным сюжетом, о закрытой ещё в то время, теме ядерного оружия. Очень популярны были аргентинские фильмы с Лолитой Торрес. Песни в её исполнении звучали из всех репродукторов и успешно продавались на пластинках.  А позднее, паломничество было на индийские фильмы, начало которому открыли фильмы «Бродяга» и «Господин 420» с Раджем Капуром и Наргис в главных ролях. Открытки с их фотографиями заполняли все газетные киоски, с которыми конкурировала подпольная  индустрия самодельных черно-белых фотографий кадров из фильмов, раскрашенных вручную, цветной тушью. Этим успешно промышляли, быстро реагирующие на потребительский спрос, фотографы-кустари.
     Кинотеатры процветали, фильмы были основной валютой культурного обмена между народами и странами. Это была эпоха расцвета кинематографии. Но на смену ей уже набирало мощь телевидение, которое постепенно перетягивало на себя зрителей.