Глава 9 Плешка

Виктор Акулов 2
 
               
      Тем, кто родился и вырос в Сокольниках  в 50-60-х годах, теперь уже прошлого века, не нужно объяснять, что такое «Плешка». Местный житель знает, что  речь идет об одном из самых популярных, даже «брендовых», мест. Это центральная аллея между зданием верхнего вестибюля метро и входом в парк.            
Но это не просто пешеходная зона между названными точками, Плешка была       культовой прогулочной зоной. На ней устраивались праздничные гуляния, начиная с Нового гола, когда в центре этой аллеи устанавливалась большая  Ёлка, украшенная красивыми игрушками и разноцветными гирляндами, и открывалась  Ярмарка. Звучала музыка, было весело. В многочисленных, ярко раскрашенных киосках и лотках, бойко шла праздничная торговля игрушками, книгами, всякими сладостями. Вспоминаю, что на новогодних ярмарках в то время можно было видеть китайцев, торговавших игрушкам - мячиками на резинках, бумажными фонариками из разноцветной бумаги, веерами и др. ширпотребом. В то время по радио ещё звучали песни « Москва – Пекин», «Сталин и Мао слушают нас…».
В праздники 1-го Мая и  Октябрьской революции -7,8 ноября ставили подмостки,        на которых выступали артисты  и играли оркестры, под которые народ танцевал.
    А когда в парке открывался каток, ближе к метро устанавливали огромный военный прожектор с большим зеркальным отражателем. В нём с громким  жужжанием зажигалась дуга, и яркий голубой столб света пронзал  Плешку, освещая входные арки  парка и сверкающие, снежинки с буквами «КАТОК».               
Медленно падающий сквозь луч снег, создавал иллюзию полёта светового столба вверх, притягивая взгляды гуляющего народа.               
   Летом Плешка превращалась в прогулочную зону, где народ гулял с детьми и где иногда фланировали весьма экзотические личности, демонстрируя себя окружающей публике. И публика с интересом наблюдала, то показательные выступления пожилого, импозантного фигуриста на роликовых коньках. Манерно раскрыв как крылья руки,  неспешно  накручивая круги на одной ноге, выставляя другую, то пистолетиком вперёд, то назад, становясь похожим уставшую ласточку.  Коньки были весьма интересные – в лезвия было встроено много  металлических роликов, которые во время движения сильно шумели, оставляя на асфальте белые следы. Его появление на Плешке было приметой наступления лета. Фигурист  катался много сезонов, удивляя всех спортивным долголетием.
    С этого места запомнился ещё один эпизод, связанный с демонстрацией ультрамодного, даже  шокирующего, направления в женской одежде. Однажды  на Плешке перед местной, ничего не подозревающей публикой, спокойно прогуливающейся с малолетними детьми, вдруг появилась женщина… в брюках! Подавляющее большинство народа, такое увидело впервые. Это был «дерзкий вызов» общественному мнению, но у некоторых, прогрессивно мыслящих модников, эта демонстрация вызвала острейший интерес и даже тайную зависть. Позднее, когда нравы у общества значительно огрубели, это явление перестало вызывать такую реакцию у населения и даже стало неприметной обыденностью. Но в тех далёких, шестидесятых годах эта дама произвела фурор. Это была довольно зрелая, по нашим мальчишеским понятиям, дама, невысокая, строгих форм. Она не спеша прогуливалась по Плешке, гордо подняв голову и не обращая внимания на разглядывающую её публику. Всем видом демонстрируя независимость от мнения «толпы». Люди после её прохода, с интересом оживлённо обсуждали увиденное. Многие бросали осуждающие взгляды, удивляясь падению нравов. Женщина в мужской одежде! Куда катимся?! Большинство потом делилось этой новостью с теми, кому не повезло это увидеть своими глазами.
   Плешка была площадкой, объединяющей местных жителей. Это был мини парк, где люди, в большинстве своём, знали друг - друга или, по крайней мере, знали кто где живёт: с Русаковской, Сокольнического вала, Охотничей, Маленковской, Сокольнической слободкии др. окрестных улиц. Поскольку Сокольники в основном были застроены малоэтажными деревянными домами, населенными небольшим количеством коренных жителей, знающих друг - друга по совместной работе на окрестных предприятиях. И дети, которых учатся в общих школах, ходят в общие Дом пионеров, в спортивные клубы – «Спартак», ЦДКА, «Локомотив», «Труд».
   Мы любили тёплыми летними вечерами, гуляя по плешке утолить жажду «газировкой», которой торговали со специальных тележек с установленными на них узкими стеклянными колбами заполненными фруктовыми сиропами – малиновым, мандариновым, грушевым и др. за 3 коп. (можно было заказать с двойным сиропом за 6 коп.) или «чистую» без сиропа за 1 коп. за эти деньги нам мыли стакан и наполняли его холодным, шипящим напитком, который мы, наслаждаясь, выпивали маленькими глотками по два…три стакана.
Позднее  ручную торговлю заменили автоматами, но это умное изобретение нашу жажду не убавило. Напротив, мы быстро освоили приёмы халявного утоления жажды. Приёмов было несколько - от дружеского удара по «железному дураку», на что он любезно отвечал наполнением стакана. Но этот приём использовался только при отсутствии дежурных, которые не одобряли грубость к своим «подшефным». Другой приём был более интеллигентным, но более криминальным. Для него использовались  шайбы от болтов М 6. Приём был приятен тем, что имитировал оплату и не вызывал нездоровый интерес у дежурных, поскольку был слышен приятный звук падающей в утробу автомата монеты. Проглотив грубую подделку, добрая железяка отзывалась всей душой, наполняя стакан живительной влагой.
    Кроме газировки, охлаждение перегретого организма достигалось покупкой мороженного. Это был более затратный, но зато и более изысканный метод. Мороженным торговали с тележек на велосипедных колёсах с небольшой дверкой на крышке ящика. Ящик был наполнен сухим льдом. На верхней крышке для рекламы имеющегося товара лежали деревянные подделки, обёрнутые в настоящую упаковку. За указанную цену:7 коп. - фруктовое, 11 коп. - эскимо, 13 коп. крем-брюле, 15 коп. - сахарный рожок, 22коп. - пломбир, продавец открывал верхнюю дверцу и погрузив руку в холодное нутро ящика, долго там копался, наконец извлекал искомый товар и передавал его потребителю. Сухой лёд из этих ящиков, был вторым пунктом наших интересов. Он нужен был для интересного проведения досуга. Например, его можно было положить в чернильницу и увидеть мечущийся по чернильнице в белом дыму кусочек льда. Или положив льдинку в свёрнутую трубочкой бумагу, пускать «дым из сигары».
   Короче плешка жила своей бурной и интересной жизнью.