Глава 8 Метро

Виктор Акулов 2
 
               
Это центральная точка района. У метро назначали встречи. От метро начиналась «плешка». А само метро начинается с входа, как театр с вешалки. Верхний вестибюль построен в форме портала, внутри которого располагаются входные двери. Я помню двери, изготовленные из морёного дуба со стеклянными вставками, заменёнными позже, в ущерб архитектурному замыслу, цельностеклянными.  На потолке входного портала, между входными дверями, был круглый светильник со стеклянным витражом в форме пятиконечной звезды, которую потом сняли, оставив пустую нишу, непонятно зачем нарушив авторский дизайн. Справа и слева от входных дверей, внутри  верхнего вестибюля  метро, были встроены удобные телефонные кабинки, около которых часто была небольшая очередь желающих позвонить.
   На прилегающей верхнему вестибюлю территории, со стороны парка, велась мелкая торговля: газировкой, мороженным, газетами. Обычно в метро большинство пассажиров читали газеты или книги. Рядом с метро, со стороны Соколнической площади были остановки автобусов и троллейбусов. Троллейбус. № 4 здесь делал круг и вёз пассажиров через всю Москву до «Ленинских гор». Стоимость проезда зависела от длины поездки, поэтому, у кондуктора на ремне висела планка с катушками билетов разной стоимости 5, 10 , 20 копеек. Они отличались по цвету и, если ехать надо было далеко, то пассажиру вручался целый пучок разноцветных билетов. Обычно кондуктор находился на своём месте у задней двери, поскольку пассажиры входили через заднюю дверь, но иногда он проходил вперёд и собирал оплату за проезд у прошедших вперёд без оплаты пассажиров или получал оплату по цепочке пассажиров. 
    Зимой мы часто заходили в метро погреться (особенно, когда ели мороженное). Спускаясь в кассовый зал, в опилках, которыми подметали сырой пол вестибюля, можно было найти монеты, потерянные около разменных автоматов или  у кассовых окошек. При удаче, это  пополняло наш скудный личный бюджет. Кассовый вестибюль сохранился неизменным с момента открытия метро. Весь маршрут организации потоков входящих и выходящих пассажиров был настолько продуман, что используется до сих пор без изменения! Недавно я  узнал, что наша станция метро является памятником архитектуры международного значения – диплома первой степени Международной Ярмарки 1936 года в Париже. После прохода контролёров, где отрывали контроль на билетах, пассажиры попадали на площадку с лестницами, спускающимися к посадочным перронам. На этой площадке, у стены напротив контроля, располагался буфет, где можно было купить соки, газированной воды, конфеты, пирожное и пр. мелочь. Спускаясь по лестнице, пассажиры попадают  на перрон для посадки. Облицовка колонн голубым мрамором, стены с жёлтым кафелем и надпись названия станции сохранились неизменными, а осветительные шары на длинных ножках позднее заменили на плоские плафоны дневного света, неприятно изменив тёплый свет, на мертвянноголубой. При этом, в очередной раз грубо исказив авторский замысел, лишая людей уюта домашнего освещения. В отличие от европейского отношения к историческому наследию, когда, например, в Венеции, жители не могут даже перекрасить ставни собственных окон без разрешения муниципальных органов. 
Станция строилась открытым способом, поэтому неглубокого заложения. Наш одноэтажный дом стоял почти над тоннелем и поэтому утром, проснувшись, я слышал гудок первого поезда.
   На посадочной платформе командовала посадкой дежурная, одетая в красивую чёрную форму с погонами, золотыми пуговицами и в красной  фуражке. После посадки людей в вагоны она поднимала сигнальный жезл с металлическим кружком,  белой стороной к машинисту, который говорил «Готов!»,  давая сигнал к движению. Помню вагоны ещё первой постройки (тип А), с широкими мягкими коричневыми сидениями обтянутые настоящей кожей. Причём кожа появилась по указанию Л.М. Кагановича, которому показывали 1-й вагон с сидениями, обтянутыми дерматином и он, потребовал заменить его на долговечную кожу. Стены вагона были покрыты блестящим жёлтым картоном с рифлёным рисунком.  Осветительные плафоны  на литых кронштейнах,  с продолговатыми лампами с нитями накаливания в них.
   В головном вагоне была хромированная перегородка, закреплённая поперёк вагона между поручнями сидений у второй двери вагона. она отделяла переднюю часть вагона для пассажиров с детьми, от остальных пассажиров. Помощник машиниста, выходивший на каждой остановке из кабины, следил, чтобы в переднюю дверь не входили люди без детей. Позднее  появились новые вагоны с новыми сидениями и освещением, со схемами линий на стенах и другими удобствами. Открытие новых линий было большим событием для москвичей.
    Мне запомнилось открытие в 1954 году нового участка кольцевой линии,  на осмотр новых станций мы поехали с отцом. Первой для осмотра была станция  Комсомольская кольцевая, а затем и другие. Когда, после длинного перехода с Комсомольской радиальной, мы в плотной толпе, поднялись в вестибюль Кольцевой линии, увиденное нас поразило. Особенно, после привычных нам, скромных по оформлению, станций нашей линии - Красносельской, Кировской, Красных ворот. На лицах людей, попадающим в этот великолепный, яркий вестибюль, было удивление и  восхищение. Двигаясь в плотной толпе, задрав головы все разглядывали яркие мозаичные картины на сводчатом потолке, наслаждаясь полученным впечатлением. Великолепные люстры заполняли зал светом, а зрителей восторгом. Это были последние станции эпохи  сталинского  ампира. Затем наступила эра борьбы с архитектурными излишествами и красивейшее  в мире метро, стало постепенно скатываться  к европейскому минимализму (пример - Филёвская  линия).  Правда сейчас, возможно осознав допущенную ошибку, в новых станциях к оформлению станций стали относиться с должным уважением.
   С метро меня связывают и другие воспоминания. Дело в том, что мама моего друга Юры Чумакова, Ольга Михайловна работала в депо «Северное», дежурной в комнате отдыха машинистов. Поскольку поездные бригады не успевали добраться городским транспортом к началу работы, то в депо были организованы зоны отдыха, где они ночевали, могли помыться в душе и позавтракать. В рейс они выходили отдохнувшие и  сытые.
   А мы жили в домах где, подчас, отсутствовали не только ванны, но и водопровод. Поэтому во время дежурства Ольги Михайловны в комнате отдыха, она договаривалась, и нас пропускали в депо, где мы могли не только помыться, но и, что было гораздо привлекательнее для нас, сыграть в биллиард и даже посмотреть телевизор. Телевизор тогда для нас был недоступной роскошью.
Метро заслуженно стало визитной карточкой Москвы, новой ступенью развития  столицы, сыграло большую роль, не только как новая транспортная сеть, но и как культурная достопримечательность мирового уровня.