Овцино. Ленинградская область

Григорий Аванесов
Название – Овцино происходит от фамилии гидрографа Овцына Дмитрия Леонтьевича (1704—1757), сделавшего описание и карту побережья Невы, за что ему были пожалованы земли в этих местах.

НЕМЕЦКАЯ КОЛОНИЯ

Овцино небольшая деревенька Всеволожского района Ленинградской области на берегу Невы. Село было заселено немецкой общиной (колонией), которая состояла из немцев, переселенных примерно в 1770 году Екатериной II. Овцино до 1942 года — место компактного проживания российских немцев.

До войны основное население Овцино были немцы колонисты. Почти все немцы были в начале войны переселены в Сибирь за Урал в советской время (уже после войны) им не разрешали вернуться. После войны разрешили вернуться только двум семьям, которые были эвакуированы со стадом скота в Вологодскую область.

Рядом было несколько кирпичных заводов. Совсем рядом с домом деда был кирпичный завод «Ермак», выше по течению кирпичный завод «Красная звезда» и поселок имени Свердлова. Кирпичные заводы закрыты (с приходом демократии), а поселок имени Свердлова сохранил свое название и в настоящее время.

Дом деда (еще стоит до сих пор 2018 год), который был построен из старой баржи немцем по фамилии Чайка на правом берегу Невы. Дом был двух этажный, прочный на кирпичном фундаменте. Мы часто гостили у деда с бабушкой. Дом стоял заброшенный, теперь его нет (2022).

УСТЬ-ИЖОРА

В Овцино мы добирались по левому берегу через Усть-Ижору. Ближайшие магазины были тоже на левом берегу.

Усть-Ижора — посёлок расположен при впадении реки Ижоры в Неву. Здесь 15 июля 1240 года новгородский князь Александр Ярославич одержал эффектную победу над шведскими войсками, за что получил прозвище Невский. Основная достопримечательность церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского построенная в 1799 г. ранее здесь были деревянные церкви. Обелиск с благодарственным письмом Екатерины II крестьянам Усть-Ижоры за участие в русско-шведской войне 1788—1790 гг. Такой же обелиск установлен в Рыбацком. В устье реки Ижоры стоят памятники в честь Александра Невского и Петра I.

НЕВСКИЙ ПЯТАЧОК

С тех пор как на Неве, во время блокады Ленинграда, образовался Невский пятачок в доме деда останавливались на ночлег солдаты. Невский пятачок — обозначение плацдарма на левом берегу Невы напротив Невской Дубровки, захваченного и удерживаемого советскими войсками Ленинградского фронта (с 19.09.1941 по 29.04.1942 и с 26.09.1942 по 17.02.1943) в ходе битвы за Ленинград.

Это был последний ночлег бойцов перед переброской на левый берег Невы. Перед сном все писали последние письма родным, так как шли на верную смерть. Письма-треугольники складывали на подоконники. Как правило, они воевали на пятачке около недели затем приходило пополнение, которое сменяло тех, немногих кто выжил. Примерно один из десяти возвращался и забирал свое письмо. Остальные письма дед складывал в мешок и относил на почту.

Все три Синявинских операции по прорыву блокады были крайне неудачными. У меня создалось впечатление, что немцы не старались полностью ликвидировать наш плацдарм на левом берегу, а использовали его как удобную им ловушку. Плацдарм весь хорошо просматривался и простреливался, у немцев была хорошая позиция.
Ежедневно на защитников «пятачка» обрушивалось до 50 000 снарядов, мин и авиабомб. Потери стрелковых частей достигали 95% от первоначальной численности. Количество погибших и раненых советских воинов в боях за Невский «пятачок» потери в боях за плацдарм были огромными. Невский пятачок стал одним из символов мужества, героизма и самопожертвования советских воинов в Великой Отечественной войне.

МИНОНОСЦЫ

На Неве стояли еще три эсминца. Эсминец «Стройный» был заложен на заводе № 190 (верфях завода имени Жданова) в Ленинграде. Спущен на воду 29 апреля 1940 года. Блокадный «Стройный» - третий эсминец, два предыдущих защищали рубежи Отечества в Первую Мировую и Русско – Японскую войны (обычная практика на флоте, когда новым кораблям дают имена выбывших кораблей).

Он был в июле 1940 г. уже спущен на воду для швартовых испытаний. Корабли завода имени А. А. Жданова к началу войны находились в достройке: «Стройный» готовился к швартовым испытаниям, на «Строгом» заканчивался монтаж турбин и валопроводов. Сказывалась загруженность завода, затем начавшаяся блокада Ленинграда не позволили быстро завершить работы, тем не менее уже 30 августа 1941 года оба недостроенных эсминца подняли флаги, а в сентябре были условно приняты в состав ВМФ. Зенитчики «Строгого» впервые открыли огонь из 45-мм орудий 2 августа, отразив налет 12 бомбардировщиков, а с 30 августа использовали и 130-мм орудия обоих кораблей.

В течение сентября «Строгий», отбуксированный на огневую позицию в район Невского лесопарка, выполнил 118 стрельб по гитлеровским войскам и сбил один вражеский самолет (из крупнокалиберного пулемета). «Стройный» перешел своим ходом к Усть-Ижорской верфи (Металлического завода - Завод № 363 - Средне-Невский судостроительный завод, Понтонный), откуда также вел обстрел неприятеля. Кораблю ставится задача - мощью артиллерийского огня поддержать сухопутные части армии, обороняющие Ленинград, а также воспрепятствовать фашистам форсировать Неву у Невской Дубровки. Позже «Строгий» перебазировался на новую позицию в верховье Невы на огневую позицию, в район посёлка Овцино почти напротив дома деда.

Окончательно оба эсминца были достроены к 15 сентября 1942 года. До конца боевых действий корабли оставались на Неве, активно участвуя в огневой поддержке наших войск и контрбатарейной борьбе. «Строгий» за время блокады выпустил по врагу 4669 130-мм снарядов, «Стройный» только за один день 15 января 1944 года – 330.

В годы войны командовали «Стройным» – капитан-лейтенант (затем капитан 3 ранга) А.Н. Гордеев (с 27.6.1941 по 17.2.1942 и с сентября 1944 до конца войны), капитан-лейтенант И.Г. Максименко (с 17.2.1942 по 5.4.1942 временно исполняющий должность) и капитан 3 ранга Г.И. Моторов (с 5.4.1942 по сентябрь 1944).
Три обелиска установлены на берегах Невы в окрестностях деревни Новосаратовка. В Невском лесопарке находится памятник, посвященный экипажу миноносца "Стройный".
В районе Невского лесопарка и Овцино в 1941-1943 году базировались эсминцы "Стройный" и "Опытный". Экипажи этих кораблей предотвратили форсирование фашистами реки и отражали авианалеты на Ленинград. Часть кораблей вступили в бой в недостроенном состоянии - без двигателей. Установили только орудия. Корабль "Строгий" был не на ходу, его передвигали буксирами.
Ниже по Неве стоял «Стройный» — эскадренный миноносец.
 
Эскадренный миноносец «Опытный» (до 25 сентября 1940 года — «Серго Орджоникидзе»). Был построен для Советского Военно-Морского Флота в 1940-х годах. Экспериментальный корабль проекта 45, был заложен 26 июня 1935 года на Ленинградском заводе им. Жданова по проекту 45. С началом Великой Отечественной войны сроки достройки были сокращены. 31 июля 1941 года уже были начаты заводские ходовые испытания по сокращённой программе. И 17 августа 1941 года «Опытный» был передан личному составу во временную эксплуатацию, а 11 сентября уже был зачислен в состав Краснознамённого Балтийского флота ВМФ СССР. В период с сентября по октябрь 1941 года несколько раз получил повреждения от артиллерийского огня противника. В октябре артиллерийские установки главного калибра были демонтированы. Обратно их установили только к июню 1942 года.

В 1942—1943 годах эскадренный миноносец выполнил ряд стрельб по берегу. Для уменьшения удельной массы и достижения проектной скорости в 42,0 узела. была спроектирована котлотурбинная установка на высоких параметрах пара. В ней были задействованы прямоточные котлы системы профессора Л. К. Рамзина. На «Опытном» установили главный калибр: три серийные одноорудийные 130-мм корабельные пушки «Б-13» (образца 1935 года).

В 1943 году на Неве стоял лидер «Минск». «Минск» — лидер эскадренных миноносцев входил в состав Балтийского флота. У него непростая судьба: он подорвался на мине в августе 1941 году, во время Таллиннского перехода и получил значительные повреждения, в сентябре 1941 года после попадания двух бомб затонул у Южной стенки Кронштадтской гавани. В строй вернулся 5 ноября 1942 года. Залпы орудий Б-13-2С (130-мм корабельная пушка, дальность стрельбы 25 км, масса снаряда, 33,4 кг). Эти залпы с эсминца оставили дом деда без стекол. С лидера обстреливали позиции противника в районе Колпино. Отражали налеты авиации.

Рецензия на «Овцино. Ленинградская область» Михаил Струнников от 09.05.2019

Дмитрий Леонтьевич, насколько помню, был репрессирован при Анне Ивановне. Из пытошной избы его вытащил то ли Чириков, то ли сам Беринг, в экспедиции которого он участвовал. Он, видимо, не оставил наследников, и его земля отошла к казне, а потом на ней поселили немцев. Их потомки не должны чересчур роптать: иначе пришлось бы жить и под огнём, и в атмосфере ненависти. Страшно представить, каково пришлось Вашему деду. Но на нём хотя бы не висело подозрение, будто он враг.

Рецензия на «Овцино. Ленинградская область» Ирина Борунова-Кукушкина от 21.08.2019

Григорий, спасибо за познавательное чтение. Этим местам многое пришлось пережить во время войны.