Фактор риска

Талгат Алимов
Объезд сельских округов перед выборами довольно часто у нас воспринимается как туристическая поездка в степь с бешбармаком и водкой, с приятным общением на природе.

На этот раз, дело приобретало другой, более тревожный оборот. После избрания меня депутатом областного маслихата, решил представиться районному акиму. Зайдя в здание акимата, в фойе встретил толпу агрессивно настроенных мужчин, в возрасте от 20 до 40 лет.

Полицейский на входе попытался им объяснить, что аким принимает в четверг с 15.00, а сейчас он ждет депутата, т.е. меня. Людей это, похоже, не устраивало, они возмущались, особо не выбирая слов, как говорится, прошлись по всем ветвям власти, перемешивая исконно казахские слова с русским матом.

Чтобы хоть как-то их успокоить, пришлось представиться народу.

- В чем дело, ребята, я ваш вновь избранный депутат областного маслихата, - громко произнес я, врезаясь в толпу.

- Да пошел ты ... вместе с акимом - послышался ответ из толпы.

- Слушай, д..., если ты такой крутой, то давай поговорим за углом, один на один. Для такого случая я галстук и значок сниму, чтобы тебя, дурака, не смущать, а то в толпе ты больно смел, - ответил я молодому парню, выкрикнувшему из толпы.
 
Когда же из меня уйдут эти пацанские замашки и придет долгожданная мудрость, все-таки 50 лет уже было.

Ребята постарше быстро успокоили молодого, горячего парня. Слава богу, дело до драки не дошло, но, чем бы она не закончилась, после нее мне пришлось бы сложить депутатские полномочия.
 
Суть своих претензий изложил худощавый высокий мужик моего возраста, с изможденным усталым лицом:

- Вы уж на этого дурака не обижайтесь. Мы все работаем на своих КАМАЗах в соседнем руднике у россиян, нам уже 2 месяца не платят, только талоны на солярку дают. Осень на носу, детям скоро в школу, на зиму надо уголь закупить, сами знаете, как это на селе. У меня, например, пятеро детей, я один работаю.

- Хорошо, подождите, только не шумите. Сейчас я зайду к акиму, мы что-нибудь придумаем. Не платить - это не законно, за это и статью можно схватить, - успокоил я мужика.
 
Естественно, к акиму зашел уже взвинчено-заведенный, готовый выложить ему все, что про него думаю, включая его бюрократизм и равнодушие к проблемам народа, вместе с его толстым полицейским на входе.

Аким, бывший работник образования, очень интеллигентный человек, встретил меня соответствующе, он, оказывается, уже был в курсе событий.

- Вся проблема в том, что российская фирма, которая является владельцем рудника, заключила договор с транспортной компанией, деньги им россияне перечисляют вовремя, но, похоже, они там что-то мутят, директора найти не можем. На перевозке руды работают почти 50 наших местных, люди себе, кто КАМАЗ, кто даже HOBA купили в кредит, заложили в банке все, что имели. Эта серьезная проблема может плохо закончится.

- Зачем искать этого посредника, поехали к россиянам, у них же есть договор о социальной ответственности, а этот посредник или, как говорят немцы, ляй-фирма, скорее всего их аффилированная фирма - уверенно заявил я, опыт более 20-ти летнего управления строительной фирмой позволял делать такие выводы.

- Правильно, будем считать, что это ваш первый депутатский запрос, - обрадовался аким.

Он быстро связался с руководством рудника и через несколько минут мы выходили из здания акимата. Проходя через то же фойе, заметил, что толпа увеличилась, похоже, подошли жены, матери и прочие родственники. Эмоциональный градус повысился.
 
С воинственным видом, насколько ему позволяла его интеллигентно-педагогическая натура, аким обратился к людям:

- Мы поехали к руководству российского рудника решать ваш вопрос, выберите среди своих одного представителя, он поедет с нами.
 
- Конечно, пусть Мухтар-ага едет, - загалдели мужики, выдвинув вперед худощавого мужика, который до этого урегулировал мой, не совсем красивый, конфликт.

Мухтар-ага, тут же, от народа получил кучу инструкций и вариантов обращения к руководству рудника, начиная от мелких жалоб на отсутствие знака "Уступи дорогу" на въезде с рудника на главную дорогу, до экстремистских "Если не заплатят, то мы их всех снесем к чертовой матери".

С такими наставлениями мы и поехали к россиянам. Директор рудника, представившись Виталием Алексеевичем, встретил нас холодно-вежливо.
На все наши доводы отвечал четко, официально, как говориться, юридически грамотно:
 
- Мы провели конкурс на транспортные услуги, в котором победила местная фирма «Аксутранс». Все средства, на основании договора, мы им на счет перечислили, у нас перед ними задолженности  нет. С бунтующими водителями мы в договорных отношениях не состоим, а к ТОО «Аксутранс» сейчас наш юридический департамент готовит претензию за срыв графика перевозок.
 
После неоднократных подобных ответов, я решил перейти на не совсем корректные действия.

- Виталий Алексеевич, а директора «Аксутранс», некого Симоняна, мы только сейчас встретили в коридоре. Очевидно, он попутно умудряется у Вас работать заведующим гаражом, интересный момент для финансовой полиции. А на наш вопрос: "Почему до сих пор зарплату не выплачиваете?", он по простоте душевной так и сказал: "Все вопросы к шефу", т.е. к Вам. Со всеми этими финансовыми схемами мы знакомы и если, не дай Бог, завтра случиться, какая-либо заваруха, типа Жанаозена, думаю, что компетентные органы разберутся, кто и чей шеф, кто является настоящим распределителем средств. Да и Ваши потери от срыва перевозок и социального взрыва в регионе, скорее всего, будут выше. Вы же россиянин и Вам не идет быть таким откровенным махинатором с ляй-фирмами и прочими сомнительными друзьями, - с раздражением выплеснул я Виталию Алексеевичу.

Перебил меня аким, все-таки, педагог и есть педагог, не зря он в свое время был одним из лучших директоров школ. После короткой эмоциональной перепалки, которую он остановил, разговор перешел в более конструктивное русло. По предложению акима мы сели считать ориентировочную стоимость работ.

Достаточно четко рассчитали стоимость транспортных услуг, по расчетам выходило, что доходы водителя едва перекрывали стоимость ГСМ, а на зарплату оставалась сумма равная половине пенсии какой-то бабуси-пенсионерки, бывшей простой учительницей.

- Обратите внимание, в связи с открытием рудника, за что Вам спасибо, это, все же, рабочие места, люди заложили имущество, купили машины. Они Ваши партнеры, нельзя так однобоко давить по цене, используя монопольное положение. В конце концов, Вы представляете Россию, а в глазах тех, кто еще помнит СССР, это символ справедливости, - опять я перешел на эмоции.
 
- Но, у нас бизнес, с нас акционеры требуют прибыли, ведь мы живем в разных странах, - парировал Виталий Алексеевич.
 
Видя, что дело заходит в тупик, аким, как бывший педагог, перевел разговор в другое русло:
 
- Виталий Алексеевич, Вы никогда не были на аллее в парке, в центре поселка? Там, на стелле, есть имена тех, кто погиб в годы ВОВ, их там больше сотни, большинство которых осталось под Москвой и Сталинградом. Когда они шли в атаку, то не торговались с русскими офицерами. Какими бы красивыми бизнес-терминами Вы не говорили, у России в Средней Азии другое место. Подумайте об этом.

Поняв, что этим его не проймешь, в разговор снова  вмешался я:

- Калькуляцию затрат я Вам сам уже насчитал, с амортизацией, ГСМ, запчастями и достойной оплатой работы. Ваши транспортные услуги должны быть в 2,5 раза больше и уж поверьте, не убудет с Ваших акционеров, а если даже эти водители уйдут, то услуги сторонних будут еще дороже. Подумайте об этом и не забывайте, в глазах народа вы представляете Россию, а не просто бизнесмена.
 
Тут подключился и Мухтар-ага, который достаточно четко изложил десяток мелких требований, с большинством из которых директор рудника согласился.

На прощание Виталий Алексеевич крепко пожал акиму и мне руки:

- Я все понял, дайте неделю, разберемся, здесь действительно что-то не так.
 
От предложения вместе пообедать мы отказались.
 
- Решайте по-честному, с меня ресторан в городе, там и поговорим, - пошутил я, чтобы немного разрядить обстановку.

На этой доброй ноте расстались. Возле акимата нас ждала все та же толпа, которая уже смахивала на небольшой митинг, лишь только маленькой искорки не хватало.

Хорошо, что наши не очень адекватные оппозиционеры про это не знали, а то бы быстро все это превратили в нечто большее, а допускать казахско-российский конфликт на пустом месте, из обычного производственного спора, мы не собирались.

Прошло еще три часа, пока мы втроем разъясняли рабочим итоги переговоров с россиянами, выслушали кучу претензий о том, почему их представитель не пришел на сход и все в таком роде. Похоже ситуация более-менее успокаивалась, оставалось лишь надеяться, что россияне сдержат свое слово.

После митинга Мухтар-ага пригласил нас с акимом поужинать у него дома, да и повод был, внук пошел в первый класс. Аким вежливо отказался, скорей всего во избежание продолжения неприятного и тяжелого разговора, а я согласился, к сожалению, святым духом сыт не бываю, а поблизости не было ни одного пункта общепита.

Как и предполагалось, у Мухтар-ага собрались почти те же, добавился только местный мулла, с несколькими особо ярыми прихожанами, которых местные называли по-русски «бородачи».

Естественно, разговор продолжился, где это видано, чтобы при депутате говорить о чем-то другом кроме политики, когда еще будет шанс излить душу?
Я молча выслушал все претензии к местным властям, потом предложил им создать и активизировать работу местного самоуправления, тем более "совет аксакалов" у них уже был.

Прямо, по позициям разъяснил им, как работать с маслихатом, что, как и где будем делать, сформулировал план работы с местным самоуправлением, который многим понравился. Дальше разговор пошел о международной политике, про отношения с Россией и Китаем и прочее.

Вот тут-то моя, несколько просоветская позиция, кое-кому показалась излишне пророссийской. Вообще со мной всегда так странно происходит, когда спорю с русскими, меня, почему-то, считают казахским националистом, а когда спорю в 100-процентной казахской среде, меня считают чуть ли ни "агентом влияния Кремля".

В таких случаях помогает опыт, приобретенный в многолетних спорах. Аргументы, которые я излагал, о позитивном влиянии СССР, о преемственности политики Золотой Оды, Российской Империи, СССР и вновь создаваемого Евросоюза, похоже, делали свое дело. Чаша весов склонялась в мою пользу, раздражало только регулярное вмешательство одного из "бородачей", который находил в своем крутом айфоне всякие видеосюжеты и подсовывал моим слушателям.

В основном, это были выступления не очень умных российских политиков и общественных деятелей, страдающих шовинистической шизофренией. Многие их «остроты» были, с моей точки зрения, явно глупыми, но на публику действовали, особенно были на руку антироссийски настроенным элементам. Сложилось такое впечатление, что у русских шовинистов и наших местных националистов, много общего. Вроде бы, они ненавидят друг друга, но воду льют на одну и ту же мельницу, при этом оболгать и испортить могут все.

Если бы не относительно удачные переговоры с россиянами и мой, более-менее, своеобразный авторитет, можно было получить имидж антинародного агента. В итоге, мы все-таки остановились на компромиссном мнении.

Около 12 часов ночи начали расходиться, тем более мне надо было ехать в город, а это 5-6 часов хода. Сюда я выехал в 6 утра, потом 300 км по не самым лучшим дорогам, целый день в дебатах, немножко устал, да и возраст далеко не сорок пять.

В дороге мне не спалось, фары машины отхватывали куски серой осенней степи, то лисица пробежит, то какая-то птица взлетит, пасмурное небо, из-за черных облаков изредка мелькает луна. Да, велика и пустынна наша страна! И при такой плотности в шесть человек на один квадратный километр, вряд ли нам избежать заселения другими народами. Вон Германия, с плотностью восемьдесят человек на квадратный километр, и то имеет проблемы с миграцией, а нам сам бог велел

Всю дорогу я размышлял над тем, как же наладить отношения со всеми, как обустроить жизнь этих разнообразных народов и культур без принципов интернационализма, без взаимоуважения народов и культур?

Ни я, ни эти простые работяги, не были ярыми националистами или расистами, мы все из СССР. Но почему все так тяжело дается и почему средства массовой информации, особенно российские, работают в другую сторону? Разве этот нынешний раздрайв нужен российскому бизнесу или народу? На кого работают националисты с обеих сторон и делают все возможное, чтобы рассорить наши народы, чтобы у России и русских не было друзей.

Русские - наиболее близкие нам из великих народов. Но куда их ведут националисты? Что мутят наши доморощенные националисты и исламисты? Кто им платит? Не на взносы же членов партии они живут!
 
Всю дорогу тревожные мысли не давали мне покоя. Завтра, а скорее, уже сегодня надо мчаться в другую часть нашей большой области.
 
Что нас ждет там, за поворотом?