Дневник Надежды Усовой

Николай Сачков
Передо мной – дневник. День за днём рассказывает он нам о первом годе студенческой жизни Владика Иванова. Ах, эта студенческая жизнь! Занятия в институте, спор до хрипоты о науке, искус-стве, литературе, экзаменационные волнения и тревоги, длинные дни перед стипендией, лыжные прогулки за город, свидания и расставания…. И во всём этом – молодой задор. Да что и говорить: всем нам памятны эти лучшие годы нашей жизни.
… Начало учебного года в институте…. Ещё вчера – село Ивановка. Отчий дом. Мать. Школа. А сегодня – областной город, институт, общежитие, новые товарищи, профессора и кандидаты наук.
Есть и у Владика новые друзья. Это избалованный, безвольный и упрямый Игорь Поздняков. И Рома Чухров. Эта компания заметно выделяется из группы. Три мушкетёра – так зовут их на курсе. Чем же примечательна эта компания? Плёвое отношение к занятиям, высокомерно-пренебрежительное – к товарищам по курсу, частые вечеринки на квартире у Игуса (признанного вождя компании) с танцами на столе и вокруг его с участием современных девочек – вот далеко не полный перечень их занятий.
Друзья по курсу разоблачили деятельность компании, оторвавшейся от коллектива. Крепко досталось виновникам, этим зарвавшимся пижонам на комсомольском собрании. Критика была су-ровой, но товарищеской: «осознайте свои ошибки, кончайте с прошлым и начинайте настоящую студенческую жизнь».
Правильно понял критику только главный герой повести – Владик Иванов, выступивший на собрании с покаянной речью и обещавший впредь не повторять подобных ошибок. Своё обещание Владик сдерживает. В этом ему помогают строгий и принципиальный староста курса Фролыч, умная и гордая Лора, преподаватель политэкономии Ларионов и многие другие товарищи и учителя.
Совсем по другому ведёт себя на собрании признанный вождь компании Игус: грубо и раз-вязно держится он перед товарищами на собрании, признавая свою вину только на 49,2%. Комсо-мольское собрание решило исключить Позднякова из рядов комсомола, как человека, порочащего это высокое звание. И даже после этого Поздняков не делает для себя нужных выводов, продолжая катиться по наклонной вниз, и попадает на скамью подсудимых.
Много места в повести отведено педагогам. Автор повести Надежда Усова очень высока це-нит труд учителя. С какой теплотой она рассказывает нам о школьном учителе литературы Громыха-лыче, о преподавателях института Ларионове Константине Васильевиче и Маргарите Александров-не. Читая повесть, мы вместе успели полюбить этих преданных своему делу людей. Это они своим постоянным горением зажигают любовью к делу у своих учеников.
В повести даны образы и горе – педагогов. Прежде всего это раб цитат Буйнос – преподава-тель логики. Вот как говорит о нём главный герой повести Владик Иванов: «О, Буйнос! Даже если я проживу 100 лет, то и тогда мрачный образ не изгладится из моей памяти». Сюда же относится и школьная учительница немецкого языка Ангелина Петровна, отличающаяся своим равнодушием и формализмом. Это она привила отвращение школьников к немецкому языку.
В повести неоднократно обсуждается вопрос о свободном посещении лекций. За это прежде всего сетуют, конечно же, «три мушкетёра», написавшие даже письмо в министерство просвещения, в котором протестуют против обязательного посещения лекций. Автор повести, не поддерживает идею мушкетёров, хотя недвусмысленно говорит нам о том, что лекции таких педагогов, как Буйнос, лучше не посещать: на них делать нечего.
Одновременно автор утверждает, что лекции таких преподавателей, как Ларионова, Райского, директора института Смирнова не нуждаются в каком либо насилии: они всегда будут читаться в переполненных аудиториях.
В повести тепло описана первая юношеская любовь Владика и Лоры.
Повесть Надежды Усовой «Перечитывая дневник» написана увлекательно и поэтому читается с интересом.

Николай Сачков
04.07.59. г. Иркутск