Т. М. М

Иосиф Лиарзи
Ничего страшного это  не обозначает – просто теория машин и механизмов.

Но студенты переименовали  этот предмет, назвав его – «тут моя  могила»!

Нашему курсу нужно было, перед сессией, сделать курсовой проект по  Т.М.М.
Сдал  проект – допускаешься  к экзаменам.

Каждый из нас получил задание рассчитать и начертить в масштабе векторы какого -то механизма показав что он дееспособный, т.е. может  двигаться и производить работу.

И вот, весь курс сидит с логарифмическими линейками у чертёжных  досок высчитывая размер и угол очередного вектора, наносит его на лист  ватмана в надежде на то, что сопряжения с последующими приведут, в  конце концов, к последнему, который приведёт твой механизм в действие.

Да не тут то было!

Мой механизм двигаться не желал!

А тем временем, чертёжный зал начинал пустеть – у других получалось, а у меня нет: кориолисовы силы не дружили с эвольвентами, векторы как запущенные в детстве зубы торчали в разные стороны!

Беда, беда-а!

Уже в местах, где я стирал резинкой и заново чертил в этом месте пересчитанные векторы, в плотном ватмане протёрты дыры, и пришлось всё чертить сначала.
 
И вот, в чертёжном зале я остался один  – все  ушли на первый экзамен.

Паники не было, лишь тяжёлое ощущение сдавливало все внутренности: если пропускаешь три экзамена, то появляются большие шансы на вылет из  института.

Запас времени у меня ещё был, а повторно сдавали все – смогу и я, тем  более что после первого курса «тянул» на красный диплом.

Но  этот  проклятый  курсовой,  зубами  оттягивал  меня назад.

После экзамена все заходили в чертёжный зал и уже, как специалисты  по Т.М.М., давали  советы.

Зал  советов!

Три «З» заключалось в этих советах (зависть, злоба и зловредность) и  почти все я отринул, но на два обратил внимание.

Взяв следующий лист ватмана я начал «от обратного»: начертил всё движущимся и работающим, а затем, пользуясь «среднепотолочными» коэффициентами двинулся к началу, изменяя заданные условия.

Надежда была на то, что у «препода» не записаны данные заданий, которые он нам давал.

В день второго экзамена, который я пропускал, был очередной срок  приёма проекта, и я вспомнил о втором совете.

Это было опасно, но я  надеялся не  попасться.

Сбегал в гастроном и купил две бутылки «Столичной».
 
Свернул, свой халтурный проект широко, так, чтобы он туго прилегал  к  стенкам круглого футляра для чертежей и, вложив эти бутылки вовнутрь, пошёл  на  экзекуцию.

Надежда была на то, что я вытащу чертёж и начну объяснения.

Но правила игры были знакомы не только мне.
 
Когда я вошёл, «препод» сам взял у меня футляр, оценив его вес, вытащил свёрнутый чертёж, не  разворачивая, посмотрел через него  как  через трубу и  поставил  зачёт.

Я  выскочил  из  аудитории и побежал  сдавать экзамен.