Усадьба Шварцев

Александр Павлов 3
                Усадьба  Шварцев, расположенная  в  селе  Белый  Колодезь,  является  духовно-культурной  достопримечательностью  Колпнянского  района,  так  как  здесь  жил,  творил  и  похоронен  академик  исторической  живописи,  художник  с  мировым  именем  Вячеслав  Григорьевич  Шварц.  Его  кисти принадлежат  такие  широко  известные  исторические  картины. как  « Иван  Грозный   у  тела  убитого  им  сына»,  «Вешний  царский  поезд  на  богомолье  во  времена  Алексея  Михайловича», «Вербное  воскресенье   в  Москве  при  царе  Алексее  Михайловиче», «Сцена  из  домашнего  быта  русских  царей 17-го века», «Гонец 16-го века»  и  другие. 
     Его  творения  вошли  в  сокровищницу   мировой  культуры  и  ныне  хранятся   в  Третьяковской  Галерее  в  Москве, в  Государственном  Русском  музее  в  Санкт-Петербурге  и картинных  галереях  страны. Около  ста  пятидесяти  работ  художника хранится  в  Курском  музее.
     Обширная  усадьба  Щварцев  имеет  вид  поселка, главная  аллея  превратилась  как  бы  в  улицу, застроенную  зданиями.  Никакой  симметрии, большие  сады  и  усадебный  парк  образуют  густой  зеленый  массив,  среди  которого  расположены  многочисленные  постройки. Аллеи  с  вековыми  могучими  деревьями, если  смотреть  с  высоты  птичьего  полета,  образуют  в  плане  букву  « Ш» - семейный  символ  Шварцев.
    Дворянский  род  Шварцев  восходит  к  началу  хv111  века, когда  некий  предок  прибыл  из  Дании  верой  и  правдой  служить  России.  Отец  художника, Григорий  Ефимович,  боевой  генерал, участник Отечественной  войны  1812  года, был  награжден  за  Бородино   и  Малоярославец  орденом  «Анны  2-й степени»  и  «Владимира 4-й степени». Нес  службу  на  Кавказе, в  1845 году  за  успешные  боевые  действия  против  горцев  получил  орден  «Белого Орла»   и  золотую  шпагу  с  алмазами  и надписью    «За  храбрость».
        Усадьба  в  селе  Белый  Колодезь досталась  ем у  в  качестве  приданого  за  женой   Натальей  Павловной  Яковлевой,  дочерью   своего  старого  сослуживца, и  стала  родовым  гнездом  Шварцев.
     Будущий знаменитый  художник   Вячеслав  Григорьевич  Шварц  родился в 1838  году  в  Курске.  Первые  детские  годы  Вячеслава  Шварца  прошли  на  Кавказе,  в  Новых  Закатах,  у  подножия Главного  Кавказского  хребта, где  нес  службу  отец.  Мальчику  нравилось  рисовать. Он  чертил  мелом  по  стенам  и  на  деревянных  досках   горы,  крепости,  солдат, лошадей.  В  шестилетнем  возрасте  Вячеслав довольно  бойко  делал  рисунки  карандашом.  В  основном  это  были  сцены  из  военной  жизни – ведь  юный  художник  находился  под  впечатлением  рассказов  об  опасных  походах, коварных  врагах, о  храбрых  героях. Отец  стремился  развить  способности  ребенка  и  иногда  сам  рисовал  с  сыном.
    В 1853  году  Вячеслав  был  зачислен  в  четвертый  класс  Царскосельского  Лицея, закрытого  привилегированного   учебного  заведения. Уроки  рисования    вел  пейзажист  Мещерский.  С   ним  Вячеслав  начал  писать  масляными  красками, которыми   он  написал  несколько  картин,  в том  числе: «Наполеон  при  Маренго»,  «Батальная  сцена  из  французской истории», « Отстреливающиеся  французские  солдаты».
      Из  этих  работ  сохранилась  лишь  последняя,  хранящаяся  в  Курском  областном  музее.
       Учился  Шварц  блестяще.   После  шестилетнего   обучения,  в  мае 1859  года  он  окончил  лицей  с  Золотой  медалью,  и  был  зачислен  в  канцелярию  Кавказского  и  Сибирского  комитета  в  Санкт- Петербурге.
   Летние  каникулы  и  отпуск  он  всегда  проводил  в  родовом  имении  в  селе  Белый  Колодезь.
     В 1860  году  за  рисунок  «Иван  Грозный  под  Казанью», он  получил  медаль  Академии  художеств  и  ему  было  присвоено  почетное звание: «Академик Исторической  живописи».   
     Кроме  исторических  полотен   у  Шварца  есть  иллюстрации  к  роману «Князь  Серебряный»  А.К.Толстого  и  к  поэме  «Песня  о  купце  Калашникове»  М.Ю.Лермонтова.
      Последнюю  свою  работу  «Вешний  царский  поезд  на  богомолье»  художник  заканчивал  в  Белом  Колодезе.  О  том,  как  создавалась  картина  рассказывал  родной  брат  художника,  Евгений  Григорьевич  Шварц.
  «…Пейзаж  картины  он  снял  с Курской  нашей  деревни, Верховый  Белый Колодезь.  Все  лошади  и  почта, все  люди  сняты  с  натуры  с  жителей  Щигровского  уезда…  Избы  он  ездил  рисовать  в  подмосковные  деревни, потому  что  тип  изб  в  Курской  губернии  совершенно  иной»…
   Последние  дни  жизни  художник  большею  частью  провел  в  селе  Белый  Колодезь.  Он  умер  на  31-м  году  жизни от заболевания  почек,  так  называемой  «бронзовой  болезни». Ранняя  смерть  талантливого  художника  глубоко  тронула  людей,  крестьяне  знали  Вячеслава  Григорьевича  добрым  человеком  и  глубоко   уважали  его.
    Умер В.Г.Шварц  в  Курске  29 марта 1869  года  на  руках  у  своих  друзей –губернатора  А.Н.Жебринского  и  его  жены  Марии  Дмитриевны. Жители  Курска провожали  его  тело  до  самой  заставы. Затем  по  всему  пути  на  расстоянии  70  верст  со  всех  сторон  стекался  народ. В  Щиграх  по  просьбе  дворянства  тело  его  стояло  три  дня  в  соборе.   От  Щигров  до  самого  Белого  Колодезя  гроб  с  телом  Вячеслава  Шварца    несли  на  руках:  крестьяне  не  хотели  снимать  гроб  с  плеч  и  класть  на  повозку – помещиков  Шварцев  по  всей  округе  любили  за  их  доброту. И  только 8-го  апреля   при  громадном  стечении  народа  было  совершено  погребение.
    В  дальнейшем  над  могилой  художника  была  возведена  церковь-усыпальница.
       Горько  писать  сейчас  об  этом,  но  через  сто  лет  гроб  и  останки  из  усыпальницы  были  варварски   выброшены. Церковь  и  склеп    разрушены  в 1965 году, естественно, по  официальной указке. Останки  Вячеслава  Шварца  вывали  на  пол. В  три  часа  ночи  три  местные  старушки  тайком  подобрали  эти   останки  и  захоронили  их  в  двадцати  метрах  от  церкви.  На  этом  месте  теперь  установлен  памятный  знак.
    Голова  идет  кругом  от  сопоставления  этих  исторических  фактов   нашей  несчастной  Родины. Эту  позорную  страницу   нашей  истории, это  беспамятсво   и  аморальность  можно  объяснить   лишь  людоедской  коммунистической  идеологией  по  отношению  к  своим  классовым  противникам  и  преследованием  их  даже  в  могилах.  Теперь  неизвестны  имена  тех  мерзавцев, надругавшихся  над  захоронением, но  человеческий  поступок  трех  старушек, похоронивших  останки,  выше  и благороднее   омерзительной  идеологии  коммунистов, и  это  греет  душу.
    Из  многочисленных  построек  в  усадьбе  Шварцев  на  сегодняшний  день  сохранились:  церковь- усыпальница,  жилые  здания, корпус  винного  завода, каретный  двор,   железнодорожный  вокзал.
    Церковь-усыпальница  построена  братом  художника,  Евгением  Григорьевичем, по  проекту друга  покойного, архитектора  И.С.Китнера.
    Церковь- усыпальница  находится  в  глубине  парка,  среди  густой  зелени.  Между  мавзолеем  и  главным  домом  прямоугольником  посажены  пышные  липы.  Переход  от  открытого  пространства  главного  дома  к  сумраку  густых  аллей  у  мавзолея    создает  эмоциональный  эффект  уединенности,  что  соответствует  назначению  здания.
    Небольшой  мавзолей, выполненный  в  «кирпичном»  стиле, имеет  форму  куба, к  которому  примыкает    полукруглая  апсида, с  востока,  и  более  поздний  притвор, с  запада. По  низу  стен проходит  цоколь,  по  верху- антаблемент. Угол обработан  лопатками, которые   вверху  соединяются архитектурными  поясками. Монументальные  рельефные  обрамления  больших  арочных  окон  в  центре  фасада  наложены  на  все  остальное  здание. В  здании  два  этажа. В  верхнем, который  служил  усадебным  храмом, располагался  иконостас  работы  художника А.Д.Литвиненко. 
   В  нижнем  этаже  находился  фамильный  склеп,  куда  ведет  лестница  с  северной  стороны. Склеп  перекрыт  парусным  сводом  с  распалубками.
     К  сожалению,  сегодня  мавзолей  Шварцев  представляет  печальное  зрелище  заросших  руин.
   «… Все  пусто. Времени  губительный  устав      
       Во  всем  величии  здесь  блещет: все  мертвеет!
       В  аркадах  мраморных  молчанье  цепенеет;
       В  круг  гордых  колоннад  с старинною  резьбой
       Ель  пышно  разрослась,  и  в  зелени  густой,
       Под  сенью  лип  и  золотых  акаций,
       Белеют  кое-где  статуи  нимф  и  граций…»     - Майков-
           Железнодорожный  вокзал , по  праву,    можно  занести  в  книгу  Гинесса,  так  как  он, единственный  в  мире , стоит  без  рельсов.
    Построил  вокзал  родной  брат  художника  Евгений  Григорьевич  Шварц.  В  то  время  в  России  шло  бурное  строительство  железных  дорог.  Возле  Курска  появилась  станция  Охочевка,  от  неё   до  Белого  Колодезя  всего  километров  сорок.  Железную  дорогу  Евгений  Григорьевич  начал  строить  с  вокзала  в  Белом  Колодезе. Вот  только  рельсы к  вокзалу  проложить  не  успел -  помешала  революция,  а  самого  последнего  Шварца  отправили  в  ссылку  в  Сибирь, где  по  дороге  он  и  умер.
     Двухэтажное  здание  вокзала  и  сейчас  бы  составило  честь  любой  нашей  Змиевке  с  Глазуновкой.  Здание  вокзала  выполненное  с  элементами  кирпичной  кладки  смотрится  красиво.  Привлекают  внимание узоры  из  специально  изготовленных  по  особой  форме  и  размеру  кирпичей. Восточный  фасад, обращенный  к  усадьбе, расчленен  рустованными  пилястрами  на  девять  частей.  Три  более  узких  средних  принадлежат  центральному  двухэтажному  ризалиту.  Его  фасад  с  высоким  треугольным  фронтоном  и  во  втором  этаже   разделен  рустованными  пилястрами.  Между  пилястрами  в  первом  и  втором  этажах  расположены  арочные  окна  и  дверные  проемы  с  профилированными  наличниками  и  архивольтажи. На  втором  этаже  был  небольшой  балкон.
      Западный  фасад  проемов  не  имеет.  Большой  арочный  проем  на  северной  стороне  здания  заложен.  Нужно  сказать, что  вокзалу  еще  повезло  и  здание  не  было  разрушено  ни   во  время  революции, ни  во  время  гражданской  и  Великой  Отечественной Войны,  просто  не  разбито  на  кирпичи  и  не  растащено.
    Планировка  усадьбы  наиболее  парадной  и  подчеркнутой  воспринемается  начиная  с  вокзала.  Две  идущие  с  запада  дороги  обходят  вокзал  с  севера  и  юга  и  соединяются  перед  его  главным  восточным  фасадом,  образуя  основную  улицу – перспективу  усадьбы. 
     В  её  начале  расположен  скотный  двор,  далее  находится  обширное  пространство  с  поставленной  в  глубине  конюшней.  Отсюда  раньше  был  подъезд  к  главному  дому.  Рядом  по обе  стороны  дороги  построены  жилые  корпуса.  На  краю  усадьбы  дорога  проходит  по  плотине   между  прудов,  около  которых  поставлен  винный  завод.  К северу  от  дороги  сохранились  останки  когда-то  роскошного  парка. Сегодня хорошо  сохранилась  аллея  больших  старых  лип. Планировка  парка  имеет  свободный  характер,  а  участки  геометрически  правильных  очертаний (прямоугольник, круг)  повернуты  так,  что  их  оси  и  основные  планировочные  линии  не  совпадают. В  глубине  парка,  среди  густой  зелени,   стоит  мавзолей  Шварцев.
    .Особое  значение  в  ансамбле  усадьбы  имел  коретный  двор,  что  и  обусловило  парадный  характер  его  архитектуры.  Г- образное  в  плане  здание  обращено  к  дороге  углом, который  округлен  значительно  выше  крыльев.  Монументальность  углового  корпуса  подчеркнута  гладью  стены  с  небольшими  проемами – четырьмя  прямоугольными  внизу,  и  тремя круглыми, вверху. Фасад  завершен  фигурным  аттиком.  Вход  устроен  в  центре. Углы  всех  объемов  обработаны  лопатками,  между  которыми  на  центральном  участке  проходит  аккуратный  поясок  на  трехуступчатых. консолях.  На  восточном  крыле  в  верхней  части  стены – семь  небольших  прямоугольных  окон,  вытянутых  по  горизонтали  и  завершенных  плоскими  арочками.
        Винный  завод  находится  у  плотины  и замыкает  главную  перспективу. 
Одноэтажный  прямоугольный  длинный  корпус  стоит  перпендикулярно  дороге. Торцовый  фасад  является  главным, лопатка  в  центре  делит  его  на  две  части  в  которых  сделаны  одинаковые  порталы  с  лучковыми  перемычками. В  нижней  части  стены  проходит   поребрик, а  завершает  её  трехлопастной  деревянный  фронтон,  обшитый  досками.  С  противоположной  стороны  здание  винзавода  построено  в  два  этажа, причем   поперечная  ориентация  двухскатной  кровли  и  щипсы  превращают  двухэтажный  объем  в  отдельный  корпус,  примыкающий  к  основному. Окна  на  стенах  разделены  то  лопатками,  то  ромбовидными  узорами  выступающих  кирпичей. Под  окнами  проходит  поребрик. Полочки  и  рельефные   клинья  перемычек  плоских  арок  сближают  наличники  с  барочными.
      Все  усадебные  постройки  можно  датирвать  третьей  четвертью  19-го  века. Главный  дом  не  сохранился.  Многочисленность  хозяйственных  сооружений  отвечало  новому  характеру  усадеб,  когда  на  смену  летним  развлекательным  резиденциям,  пришли  хозяйственные  усадьбы,  совсем  не  столь  парадные, как  прежде,  зато  лучше  приспособленные  для  каждодневной  жизни.  Усадьба  приобрела  вид  поселка,  главная  аллея  превратилась  в  улицу,  застройка  которой  пришла  на  смену  симметричному  расположению  зданий.
      День  нынешний  является  продолжением  дня  вчерашнего, прошедшего быстротекущего  времени, судеб  прошлых  поколений, связывающих  нас  незримой  нитью  памяти. Благодарной  памятью  нашим  знаменитым  землякам,  прославившим  высокими  достижениями  свою  малую  Родину.
    Неслучайно    на  щите  Герба  Колпны  изображена  крепость  с  серебряной  звездой-кометой, упавшей  посреди  крепости.  Яркие  лучи  звезды- кометы – это  отблеск  всемирной  славы  академика  исторической живописи  В.Г.Шварца,осеняющей  нас  и  поныне.  Об  этом  нам  нужно  знать, помнить,    гордиться и  беречь  доставшееся  нам  это  бесценное культурно-  духовное  наследие…
      В  Дубовской  Средней  Общеобразовательной  Школе  усилиями  педагогического  коллектива создан  замечательный  музей  В.Г.Шварца, установлен  бюст  художника.
           В  парке, на  месте  погребения  останков  Шварца,  установлен  Памятный  Крест.