Мистика прерванного горного похода

Виктор Комосов
«…Сколько слов и надежд, сколько песен и тем
Горы будят у нас…
… В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы - просто некуда деться!...»
(В. Высоцкий «Прощание с горами»)

   Горный маршрут – это непростая туристическая тропинка, тут нужно держать ухо востро и постоянно быть начеку. Скалы очень редко прощают беспечных зевак-путешественников. Часто, цена ошибки – жизнь человека. Трудно подсчитать, сколько неподготовленных самоуверенных туристов-новичков споткнулось на горном пути. Специфика такого маршрута заключается в том, что, в момент наступления несчастного случая, человек, как правило, оказывается в труднодоступном месте, и, чтобы ему оказать помощь, группе спасателей необходимо сначала найти этого туриста, потом добраться до места происшествия и организовать эвакуацию пострадавшего, если это возможно. К сожалению, горные вершины неохотно расстаются с попавшими в беду, поэтому, в особенно труднодоступных местах, даже появляются всемирно известные кладбища под открытым небом – гордый и величественный Эверест тому пример.

   Но «лучше гор могут быть только горы!», как однажды сказал Владимир Высоцкий, и люди настойчиво продолжают штурмовать их вершины. Покинула душную «суету городов» и наша туристическая группа. Кроме инструктора и его напарника, в её составе все новички. Маршрут I-й категории сложности подразумевает прохождение горного ледово-снежного рельефа местности под углом 30° и преодоление некрутых скал. Из снаряжения у нас: куртка-штормовка, рюкзак, ледоруб, моток страховочной верёвки и альпинистские ботинки. В базовом лагере все прошли обстоятельный инструктаж. Состав смешанный – девушки, юноши.

    День выдался солнечным. Снег приветливо искрился яркими звёздочками. На фоне чистейшего голубого неба, торжественно возвышалась красивая горная гряда с ослепительно белоснежными вершинами. Идти было радостно. Мальчишки хорохорились перед девчонками, постоянно обмениваясь шутками. Отдельные участки снежного пути, при спуске, преодолевали скольжением на спине, в конце зарубаясь ледорубом – так называемая техника само задержания на льду. Навык был хорошо отработан на тренировках и сейчас выполнялся группой без сучка и задоринки. Скользили только на заснеженных участках, сплошной лёд обходили стороной. Всё шло слишком гладко, поэтому альпинисты немного расслабились. И горы не преминули нахмурить «брови», чтобы поучить серьёзному отношению к себе.

    Передвижение, преимущественно, происходило траверсом – движение вдоль склона горного хребта, без резкого набора или сброса высоты траектории маршрута. На одном из заснеженных уклонов, инструктор дал команду группе выбрать интервал между собой, и как всегда первым начал скольжение. Соблюдая расстояние, альпинисты один за другим, последовали за руководителем. Первую половину пути была контролируемая штатная ситуация. На второй половине инструктор налетел на обледеневший участок снежного наста, скорость скольжения тут могла резко увеличиться, но это было не главной опасностью – впереди неожиданно показался крутой обрыв снежного покрытия, за которым зловеще «замаячила» расщелина. Инструктор выкрикнул команду всем зарубиться и прекратить движение, и затормозил сам. Разгоняться на обледенелом насте нельзя – потом на большой скорости невозможно уже будет остановиться, даже если удастся зарубиться ледорубом, его не удержишь, а если получится вцепиться, то есть шанс даже переломать руки.

    Инструктор остановился, но ситуация вышла из под контроля. Альпинист, следовавший за ним, растерялся, и не смог затормозить, продолжая скользить вниз. Каким-то чудом, инструктору удалось схватить парня за лямку рюкзака и остановить его скольжение.

    Казалось бы, судьба, зло пошутив, дала шанс внести в календарь новый день рождения, но не тут-то было – злой рок направил на спасённого парня, летящую следом девушку. Она словно кий, выбила  его из спасительной руки инструктора, и незадачливая парочка продолжила свой стремительный, теперь уже неотвратимый, полёт навстречу с опасной пропастью.

   Такие моменты всегда воспринимаются человеком через эффект остановившегося времени, когда стремительно происходящие события растягиваются на бесконечно долгие секунды, каждая из которых отчётливо врезается в память. Рано или поздно, но и «остановившееся время» тоже заканчивает свой отсчёт. Так произошло и в этот раз – летящая парочка скрылась за кромкой обрыва, их душераздирающие крики, страха и отчаяния, приглушила стенка скалы. Затем, очень скоро, наступила зловещая тишина, которая оглушила  участников туристической группы громким «барабанным» боем, учащённо пульсирующей крови, звучащей в ушах.

   Инструктор дал команду всем оставаться на своих местах, а сам осторожно спустился к краю расщелины. Ребята упали на уступ. Подобраться к ним в этом месте не было никакой возможности – слишком отвесная стенка скалы, но справа к ним можно было подойти по наклонной площадке. Так и сделали. Сорвавшегося парня спасти не удалось – он разбился при падении на камни, а вот девушка выжила, отделавшись переломами. Её удар о землю был смягчен тем, что она упала прямо на парня и его рюкзак. Инструктор организовал её эвакуацию. Из рюкзаков и верёвок были собраны походные носилки. Из подручных материалов соорудили подобие накладных шин.

  Обычно, спуск вниз воспринимается легче, чем подъём в гору, но в этот раз, на руки и плечи группы давил двойной груз – вес тела, пострадавшего товарища, и тяжесть горечи утраты.

  Не берусь делать оценку действий инструктора. По факту несчастного случая на маршруте, повлекшего за собой гибель человека, было проведено судебное расследование.

   Хочу отметить мистику, самого факта события. Очень странный случай произошёл на этом горном маршруте. Такое впечатление, словно, где-то, в каких-то мистических инстанциях, было принято решение, что этот парень, здесь и сейчас, обязательно должен завершить свой жизненный путь. Его личный ангел-хранитель пытался бороться за жизнь своего подопечного. Для этого он вложил в руку инструктора силу и скорость реакции, но это не помогло – тёмные силы на это ответили вторым ударом по обречённому парню. Девушка тут выступила в роли пострадавшей вынуждено – она орудие в руках зла, если бы инструктор не остановил полёт паренька, то может ей и не пришлось бы срываться в пропасть.

  «Если бы да кабы», тут к слову, вспомнилась манера викингов гадать на рунах. Это они делали перед опасным военным походом. Если, выпавшие руны пророчили смерть от огня, железа, воды или другие неприятности, то воин всё равно отправлялся в поход, но был особенно осторожен с предсказанным источником его гибели. По принципу – «предупреждён – значит, вооружён» (древнее латинское выражение).

    Главное ключевое слово в этом гадании – быть осторожным, не давать повода тёмным силам легко сбить человека с жизненного пути. Повторю сказанное выше: «Скалы очень редко прощают беспечных зевак-путешественников».





P.S. Да паренёк попал тогда явно под прицел судьбы. Но не хочу способствовать вашему унынию.
Есть грядущее - его нельзя изменить, а есть будущее, тут можно попробовать побороться. Даже нужно! Хочется в это верить. Поэтому даже в не очень опасных местах нельзя расслабляться, а тем более в таких, где повышенная опасность на каждом шагу может ждать своего часа. Поэтому всегда быть внимательным и сосредоточенным может быть полезно для здоровья.

P.S. "2" По следам писательских отзывов на этот рассказ.
"Было бы здорово, если бы опасности подстерегали человека только в опасных местах, но, к сожалению,  внимательным и острожным приходится быть везде. Тема этого рассказа глубже лежит - помимо всего прочего, есть ещё необъяснимый "внешний заказ" на трагедию, с которым не просто справиться, отыскав верную манеру эффективной защиты. Практическим умом мы это явление, пока понять не можем. Вот человек, всю свою жизнь и ищет средства: гадает, амулеты вешает, через плечо плюёт, ....

Рассказ написан в назидание живым людям, а ушедшим - вечная память и низкий им поклон.

P.S. "3" Читательница Милка Ньюман(28.11.2018)написала:"...После прочтения ещё больше не хочу на снежные горы:)) Спасибо Виктор за такой сильный рассказ...."

  В.К. (28.11.2018): У каждого человека свои жизненные тропинки, есть среди них и горные. Они бывают не только снежными. Есть горы: домашние, повседневные, дворовые, садовые, огородные, рутинные, уличные, хозяйственные, ...
Любая "гора" требует концентрации внимания и осторожности, чтобы не сбиться с пути жизни на дороге судеб.

P.S. "4" Читатель, пишущий под псевдонимом Марк Олдворчун (13.11.2021) изложил свои впечатления об этом рассказе.

В.К. (14.11.21): "Марк, к тексту своего рассказа могу добавить лишь только одно существенное замечание - день выдался настолько ярким, что всю группу охватил чрезмерно крепкий хмель положительных эмоций - опьянён полнотой жизни (это когда «море по колено» и даже смерть может быть красна). Есть даже такой медицинский термин – «Синдром Стендаля».

Поясню цитатой из моего очерка «Разбор полётов над другой Венецией» http://proza.ru/2021/01/17/1335 :
Вразрез этому впечатлению, туристическая судьба нашего походного тандема распорядилась так, что нам улыбнулась счастливая возможность встретиться с неожиданной душевной роскошью внутреннего мира такого, внешне простенького культового сооружения, как церковь Сан-Николо да Толентини. Ощущения от этого знакомства были настолько неожиданно яркими и загадочно-необъяснимыми, что им легко можно было бы припасать схожесть с проявлениями шизофрении или Синдрома Стендаля. Первый диагноз соответствует тому впечатлению вдумчивого читателя, когда в моих строках подозрительно прозвучала оценка личного состояния, при котором мне стало казаться, что я слышу голоса в помещении, где никто не разговаривал наяву. Второй диагноз напрашивается нахлынувшим состоянием мощной личной эйфории автора. В пояснение к этому тут приведу выдержку из интернет-страницы всезнающей Википедии: «Синдром Стендаля - психическое расстройство, характеризующееся частым сердцебиением, головокружением и галлюцинациями. Данная симптоматика проявляется, когда человек находится под воздействием произведений изобразительного искусства, поэтому нередко синдром возникает в месте их сосредоточения — музеях, картинных галереях. Симптомы могут вызвать не только предметы искусства, но и чрезмерная красота природы: природных явлений, животных, невероятно красивых людей.

  Происхождение. Синдром получил название по имени французского писателя XIX века Стендаля, описавшего в книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио» свои ощущения во время визита в 1817 году во Флоренцию:
«Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю…

  Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит, пороков и добродетелей»…….».

  В этом месте текста поспешу отметить вдумчивому читателю, что есть ещё и третий симптом, за который я намерен крепко вцепиться в свою защиту (решительно улыбаюсь не блаженной улыбкой) – аналитическая чувственность, как трезвая привычка оценивать необъяснимые (мистические, загадочные, непознанные) события, прежде всего, с позиции закоренелого технаря-инженера. Поэтому, в след этим впечатлениям, мой жизненный опыт и накопленные знания помогли мне тут же выплеснуть в следующих строках того текста сведения о технических достижениях талантливых зодчих прежних времён.

Таким образом, была сделана попытка сделать аналитическую увязку с акустическими экспериментами в таких замечательных сооружениях, как: белоцерковская Колоннада Эхо, Рижский Домский собор, Дом органной и камерной музыки (здание Свято-Николаевского собора), кипрский амфитеатр в городке под названием Пафос. Самым убедительным аргументом-довеском ко всему этому, на мой технический взгляд, были приложены, всем известные опыты мальчишеского времени, в которых мы впервые наглядно познавали природу волнового распространения звуковых волн, когда мастерили себе работоспособные детские телефоны из фанерных спичечных коробков и, протянутой нитки между ними. Параллельно с этим, необходимо отдавать себе так же и трезвый отчёт в том, что при строительстве и эксплуатации культовых сооружений вполне могли применяться неизвестные нам пока (или уже забытые) технологии сугубо технического или энергетического типа.

  Всё это сказано к тому, что просто бездумно путешествовать мало, нужно ещё умудряться видеть, слышать, чувствовать, уметь сливаться с атмосферой нового места, пытаться жить с ним в унисон, полноценно заполняя попутные секунды бродяжьего пути и, конечно же, при этом, очень важно не лениться совершать кропотливый труд, постоянно анализируя полученную информацию.

  И как я писал уже в одном из своих ответов на рецензии: «Моя заслуга (как автора) тут минимальна потому, что……»

P.S. "5" Читатель Марк (бывший альпинист) (22.11.21) написал такие строки в своей рецензии на один из моих рассказов: "...Почему-то вспомнилось, (по поводу экипировки), что дивизия «Эдельвейс», брошенная Гитлером на Кавказ, чтобы открыть дорогу к Бакинской нефти, была укомплектована альпинистами, не только тренировавшимися в Альпах, но и неоднократно бывавшими «по дружбе» в местах будущих боёв до войны. И экипированы эти ребята были соответственно. «А до войны вот этот склон немецкий парень брал с тобою…» Но вот, о чём Высоцкий не спел. Противостояли им вначале наши солдатики в сапогах и шинелях. Это отражено в кинохрониках. Кто был высоко в горах, тот понимает. Конечно, срочно по всем фронтам начали собирать альпинистов, да и просто «горцев», снаряжение для них подбирать. Много лет спустя из-под снега и льда «вытаивали» трупы. И нам на восхождении однажды попался череп. Неизвестно, чей, - "наш", или "их". Не знали, что с ним делать. Вырубать не стали, оставили «так».

В.К. (23.11.21): "По поводу альпийских стрелков-захватчиков, о которых Высоцкий пел: «А до войны, вот этот склон немецкий парень брал с тобою…» скажу, что совершенно не удивлён вероломству «прогрессивных» европейцев. К примеру сказать, мне где-то довелось прочесть о том, что до войны много немецких лётчиков-военных, (негласно) в составе обычных экипажей гражданской авиации, тщательно тренировались летать в сторону Москвы, скрупулёзно изучая этот восточный маршрут для вероломного успеха будущей агрессии".