Пьющие кровь

Священник Владимир Русин
Пьющие кровь
(приходской ужастик)

Они приехали

Нехорошее предчувствие возникло у меня сразу же, едва я их увидел. Они выбирались из потрепанного джипа. Ставили вещи в кучу у штакетника. Разминали руки и ноги после долгой дороги. Закуривали. Я, не скрывая любопытства, рассматривал гостей. Лето только начиналось, но солнце уже жарило во всю. Прибывшие были одеты по погоде. Майки и футболки не могли прикрыть всю площадь татуированных картин, нанесенных на их тела неизвестным художником.
Свое смущение я попытался прикрыть шуткой: "Непогашенных судимостей нет?".
Кровельщики не поняли, что это была шутка...

"Прораб Божий"

"Теперь, по долгу пастырского служения, я должен заниматься делами мирскими...", - вздыхал еще святитель Григорий Двоеслов, вспоминая "прекрасную и безмятежную жизнь", которую он вел, будучи простым монахом. Вспоминается и мне золотое времечко моего воцерковления, когда груз ответственности за приход (в том числе и материальной) не лежал на моих плечах. И я мог позволить себе витать в облаках, а не вынужден был, по слову того же святителя, "осквернять свою душу тиною земных попечений".
Нет, разумеется, я не рос в тепличных условиях, не был баловнем судьбы, полностью освобожденным от забот о хлебе насущном. Имел, как мне казалось, какой-то опыт решения хозяйственных вопросов как семьянин. Был в курсе приходских проблем как прихожанин. Но все же основную ответственность за их решения нес настоятель. А когда я сам стал настоятелем...
"Прораб Божий", - так называл себя один батюшка, увязший в приходской стройке.
Ну, да ладно. Не буду утомлять Вас воздыханиями. А то кто-нибудь подумает, что я жалуюсь или ропщу. Ради того, чтобы предстоять Богу пред Престолом можно все претерпеть. Этому нас учат наши новомученики и исповедники, совершавшие богослужения в таких условиях, по сравнению с которыми наши неудобства кажутся мелочью. 

Пока не поехала крыша

Я Вам лучше расскажу одну историю, а потом объясню почему я ее рассказывал. Все началось с 200-летнего юбилея Покровского храма в селе Кунье, который мы отметили широкомасштабным капитальным ремонтом. В том, что он успешно завершился, заслуга многих наших прихожан и друзей. Как-то все совпало в одно время и в одном месте, и Господь преклонил свою милость, явив чудо.
Однако я горделиво приписал львиную часть успеха своим строительным талантам и даже стал считать День строителя своим профессиональным праздником. И тут владыка смирил меня, назначив по совместительству настоятелем еще одного прихода, нуждающегося в срочном капитальном ремонте. Так я попал в Средние Апочки.
За два десятка лет до меня здесь побывал настоятелем добрый десяток священников. Они по мере возможностей принимали меры по спасению храма. Но удалось лишь приостановить темпы его разрушения. Больной остался в стабильно тяжелом состоянии.
Ключи от храма мне вручили в последних числах декабря 2010 года. А в следующем году Димитриевский храм в селе Средние Апочки праздновал свой 200-летний юбилей. Я уж подумал, не это ли событие подсказало архиерею логику кадровых перестановок. К грядущему юбилею необходимо было спешным образом покрывать купол, пока он не прохудился и не рухнул вниз. Некоторая сумма, благодаря хлопотам депутата облдумы В.М. Харина, на счету храма имелась. Начался поиск кровельщиков. Где-то на другом конце епархии работала бригада почаевских мастеров. Но к ним надо было записываться лишь на третий сезон. Более свободными оказались мастера из Брянска. Однако и они обещали приступить к работе ближе к осени. А это риск уйти в новую зиму со старой крышей. Вернее отсутствием ее. Воронежцы выразили готовность приняться за работу хоть завтра, но при условии, что купол они будут делать у себя дома, а мы его потом сами вывезем к себе и сами установим. Такие условия нам не подошли.
В итоге мы заключили договор с белгородцами, которые наняли трио кровельщиков с Урала. Сцену встречи с ними я и описал вначале повествования.
Суровые мужики поселились в пустующем домике священника, загодя возвращенном куньевскими прихожанками в категорию жилых построек. Меня уральские специалисты сразу же отправили на добычу якобы недостающего стройматериала, а сами целую неделю делали выручку местному магазину, дегустируя винно-водочные изделия в счет будущего гонорара. "Период подготовки" мог бы растянуться и на более продолжительный срок, если бы тайное не стало явным. Я сделал первое "китайское" предупреждение.

Заложники

Почти месяц кровельщики работали ударно. Однако смонтировать новый купол не сумели, поскольку взялись за старое и были отправлены туда, откуда приехали. Жестко. Белгородские подрядчики обещали доделать сами. Новый крест с маковкой они действительно установили быстро. А вот дальше переключились на другие объекты, оставив нам в качестве заложников двух пацанов. Все последние летние деньки ребята загорали на недостроенном куполе, играли с собакой соседки бабы Оли, подправили ей (соседке) крыльцо, завели знакомства среди местных девчонок и... пострадали от местных мальчишек. Мне даже пришлось давать показания участковому  и возить одного юного кровельщика к судмедэксперту для снятия побоев.
В преддверие  холодов белгородское руководство поменяло заложников на двух взрослых мастеров. Правда, один мастер еще не совсем распрощался с детством и имел привычку заниматься кровлей под оглушительные звуки приблатненой попсы. Как-то я подъезжаю к храму, а там во дворе - дискотека. На все Апочки разлетаются вопли бесстыжих девок. Кнопку "стоп" я не нашел. Вырубил электричество.
Вот ведь как получается. Раньше храм строили с молитвой, а теперь ремонтируют под песни с матюками.
На следующий год я нашел ребят надежных, но мало что понимающих в кровельном искусстве. Они сделали, что смогли. Огромная им благодарность. Но не сообразили, как установить конек и привязать крышу к стене.
Еще два сезона полностью поглотила газификация храма, потребовавшая уйму средств, времени и нервов. До крыш добрались лишь лет через пять. Выручили гости из Закарпатья...

Эпилог

- Ты знаешь, почему кровельщики называются кровельщиками? - спросил меня старый приятель, когда я пожаловался ему, что не могу найти специалистов по ремонту крыши.
Разумеется, я дал банальный ответ. Мой приятель был более оригинален.
- Кровельщиков называют кровельщиками, потому что они пьют кровь! - торжественно заявил он.
Мне было не до шуток. Я прикидывал, сколько потребуется скопить крови, чтобы завершить ремонт церковных крыш.

Священник Владимир Русин,
настоятель Димитриевского храма в с. Средние Апочки
и Покровского храма в с. Кунье,
член Союза Журналистов России, каменщик 2-го разряда