Студенческие годы. Глава 10. Фармакология

Ольга Суслова
Фармакология — медико-биологическая наука о лекарственных веществах и их действии на организм; в более широком смысле — наука о физиологически активных веществах вообще.

Этот предмет считался основным.  Как  ни странно, мне он нравился, да и преподаватель был профи в своём деле.
Практика обычно проходила в лаборатории с мышами.  Иногда  мы проверяли действия лекарств на себе,  и только с простыми  веществами, как витамины, тонизирующие,   адаптогены (типа женьшеня), или мазями. Нас посвящали в таинство знахарей, можно сказать в ведьм.

Мы знали, как спасти, или как отравить человека, какой дать антидот (противоядие), как снять любую боль, или её вызвать  и т.д.
 
 Господи, какая ответственность на нас легла,  этого мы ещё не могли переварить! Неосторожный шаг, мог привести к уголовной ответственности.

В будущем, работая в аптеках, мы делали лекарственные формы новорождённым, инвалидам, сердечником, беременным …
 
С  нас требовалась внимательность и знания, совместимость препаратов, как в самом составе лекарстве, так и в групповом ( одновременный приём нескольких пр-ов). Нужно было знать, как алфавит, время приёма, диагноз больного, его аллергические реакции и  выявлять ошибки врачей в рецепте при назначении, когда составляющие могли гасить, или давать сильный побочный эффект – врач за это не отвечал.
 
Помимо этого, мы глотали ежедневно испарения летучих и ядовитых веществ – за всё мы получали гроши, правда, было два плюса – нам давали молоко и работали мы, на час меньше. Как и в предыдущих главах, я намеренно изменила имена преподавателей, с этической точки зрения, хотя и прошло много лет.

 Начало декабря в Хабаровске всегда холодное и ветреное.  Простуда никого не забывала и навещала всех. Студенты, чтоб не было проблем, посещали с температурой занятия.
 
Наша группа держалась за счёт неистраченного иммунитета – в колхозе мы не были, а работали месяц на хлебозаводе.  В это время грипп хозяйничал в европейской части страны. До нас он добирался 2-3 недели, из-за  отдалённости нашего региона, да и границы были закрыты. Летал народ раньше не так часто, чтоб зацепить и доставить бациллу.
На одном из занятий Иван Петрович решил провести над нами эксперимент, конечно, с нашего согласия:
                - Идёт простуда, я вам хочу показать, как помогает элеутерококк при гриппе. Не нужно принимать никаких других средств, в этом вы убедитесь.
Все навострили ушки  – дело неслыханное, с гриппом не шутят. В аудитории столы стояли в три ряда, я сидела на первом ряду, об этом я писала в предыдущих главах.

                - Первый ряд будет пить каждое утро по 40 капель элеутерококка – как профилактика, второй, только поливитамины. А, третий ничего, но если затронет простуда, пить лекарство по указанию врача, хотя можете и выбрать любое назначение. Чтобы вы не забывали, я сам каждое утро буду вам давать элеутерококк и витамины, и начнём это сейчас.

Девчата  в третьем ряду зашумели, но отказались от услуги, считая эту затею пустым делом,  послышались даже нотки недоверия – кто-то грипп лечил тетрациклином (сейчас этот антибиотик почти не применяют в лечебной практике, он имеет массу негативов).Вообще, грипп не лечится антибиотиками, так как они убивают полезные микроорганизмы.

Надо сказать, в то время, не было противогриппозных средств, мы делали порошки с простыми компонентами, добавляя аскорбинку. Иммуноглобулин использовался крайне редко, и это было в дефиците и, чтобы его добыть, надо было стучаться в двери Управления.

 И так, мы пропили назначенные препараты две недели.
Грипп не заставил себя долго ждать, он объявился в середине декабря, вербуя  всю группу. Но, как впоследствии выяснилось – первый ряд ему отказал, только три студентки прочихались 2 дня, а на третий день они были уже  здоровыми. На втором ряду больных и здоровых было 50%  на 50%, третий ряд почти весь болел. В дальнейшем, в зимнее время, я принимала этот адаптоген, изменялись ли (мутировали) бациллы, или нет, но мне он помогал.

Эксперимент  удался - элеутерококк победил! 

Всем, кто страдал насморком, фармаколог посоветовал промывать носоглотку раствором поваренной соли, чтоб содержание её не превышало 0,9% процента. Сделать такой раствор для нас было семечки.Раньше такую процедуру врачи не назначали (сейчас используют морскую соль) послушав совета преподавателя, студентки быстро освободились от ринита.