Марк Шагал. Белое распятие

Алина Алексеева-Маркезин
          Марк Шагал .Белое распятие. 1938г.Холст, масло. 154,3 ; 139,7 см
Институт искусств, Чикаго.Это любимая картина Папы Римского Франциска.

      "Белое распятие" Марка Шагала считается одной из лучших работ художника. Она была написана в 1938 году, в год "Хрустальной ночи" - серии еврейских погромов, организованных нацистами в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии. Шагал тогда уже жил во Франции, а картину написал под влиянием этого события.

           Белое распятие" включает в себя всю трагедию еврейского народа: ненависть, преследования, погромы, происходившие на протяжении ХХ столетия. Шагал не стремился нарисовать конкретную сцену, но через символы и образы хотел показать глубину всей драмы. Здесь представлена сожженная синагога, которая символизирует разрушение нацистами мест культа и творений многих евреев, в том числе и Шагала (в 1933 году по личному приказанию Геббельса были уничтожены почти все его работы).

           Сожженные дома, разбросанная мебель и свитки Торы, мертвые тела, люди, сидящие на земле около разрушенных домов, беженцы, толпа антисемитов с красными коммунистическими флагами. Происходящая трагедия вызывает плач ветхозаветных библейских персонажей, которых Шагал нарисовал в верхней части своей картины. В центре полотна посреди этого хаоса, боли и страданий художник поместил изображение распятого Иисуса Христа, о чем гласит  надпись над  крестом черным шрифтом на арамейском языке "I.N.R.I."
            Он одет в талес вместо тернового венца и саван, как символ того, что он еврей. Фигура распятого Иисуса, изображённая на фоне цвета слоновой кости, простирается над миром, который подвергается разрушениям. У его ног горит семисвечный светильник.

 В верхней части картины показаны ветхозаветные персонажи, которые плачут, увидев, что происходит внизу. На переднем плане показана текущая зеленая фигура с мешком за плечами.

  Эта фигура, которая появляется в нескольких работах Шагала, интерпретируется как любой еврейский путешественник или пророк Илья. В середине композиции показана лодка, которая ассоциируется с надеждой на спасение от нацистов.

     В верхней правой части картины показан флаг Литвы. Литва в это время была еще независимым государством. Кроме того, в верхней левой части картины есть красные флаги коммунизма.

      Преследование евреев было не только нацистским феноменом. Флаги на картине дают намёк на антисемитизм в этих странах. Печальная еврейская серьезность здесь смыкается с простодушной серьезностью французского примитивизма.
         
            "Мучения Иисуса - это мучения моего народа в те годы",- ответил Шагал на обвинения своих единоверцев в использовании христианских символов.

              Еще одной важной деталью любимого произведения Понтифика является луч белого света, который пересекает картину сверху вниз. Верный еврейскому предписанию, запрещающему создавать изображения Бога, художник представил Его в виде белого луча. Свет нисходит на Христа и символизирует уничтожение смерти. Сам Иисус кажется не умершим, но объятым сном. "Мука здесь спокойная и одухотворенная надеждой",- говорил папа Франциск.
В картину было внесено два изменения: свастика на повязке воина, который сжигает синагогу, закрашена, а также слова «Ich bin Jude» ( Я еврей) на плакате на шее человека.