Марк Шагал. Плафон парижской Гранд-опера

Алина Алексеева-Маркезин
 Марк Шагал .Роспись плафона парижской Оперы Гарнье
            
        Плафон, расположенный в зрительном зале одного из зданий парижской оперы, — Оперы Гарнье, был расписан Марком Шагалом в 1964 году. Заказ на роспись 77-летнему Шагалу сделал в 1963 году министр культуры Франции Андре Мальро. Было много возражений против того, чтобы над французским национальным памятником работал еврей — выходец из Белоруссии, а также против того, чтобы здание, имеющее историческую ценность, расписывал художник с неклассической манерой письма.

        Вот что рассказал художник о своей работе: «Два года назад г-н Андре Мальро предложил мне выполнить новую роспись плафона парижской Гранд-опера. Я был тронут, растроган, взволнован. Меня стали одолевать сомнения. Я думал об ансамбле здания театра. Я прочувствовал гениальность архитектурного творения Гарнье. Я хотел, чтобы в вышине, как в зеркале, сонм видений гармонично отражал игру артистов, музыкантов и разноцветные одежды заполнившей зал публики. Хотел петь как птица, не руководствуясь никакими теориями и правилами. Почтить память великих оперных и балетных композиторов»

                Шагал работал над проектом около года. В результате было израсходовано приблизительно 200 килограммов краски, а площадь холста занимала 220 квадратных метров. Плафон был прикреплён к потолку на высоте более 21 метра.

         Как это было сделано? Весь потолок разделили на 24 части, изготовили 24 пластмассовых пластины, каждую накрыли холстом. Всю роспись Шагал выполнил сам — а это около 200 квадратных метров! Затем все это было поднято вверх, старый потолок закрыли новым. Весь плафон потолка был разделен художником на 5 секторов, в каждом из которых он изобразил (точнее было бы — обозначил) героев оперных и балетных произведений и авторов-композиторов.

                Плафон был разделён художником цветом на пять секторов: белый, синий, жёлтый, красный и зелёный. В росписи прослеживались основные мотивы творчества Шагала — музыканты, танцоры, влюблённые, ангелы и животные. Каждый из пяти секторов содержал сюжет одной или двух классических опер, либо балета:


Белый сектор — «Пеллеас и Мелисента», Клод Дебюсси

Синий сектор — «Борис Годунов», Модест Мусоргский; «Волшебная флейта», Вольфганг Амадей Моцарт

Жёлтый сектор — «Лебединое озеро», Пётр Чайковский; «Жизель», Шарль Адан

Красный сектор — «Жар-птица», Игорь Стравинский; «Дафнис и Хлоя», Морис Равель

Зелёный сектор — «Ромео и Джульетта», Гектор Берлиоз; «Тристан и Изольда», Рихард Вагнер

      В центральном круге плафона, вокруг люстры, предстают персонажи из «Кармен» Бизе, а также персонажи опер Людвига ван Бетховена, Джузеппе Верди и К. В. Глюка.

          Роспись плафона украшают также парижские архитектурные достопримечательности: Триумфальная арка, Эйфелева башня, Бурбонский дворец и Опера Гарнье. Расписанный плафон был торжественно представлен зрителям 23 сентября 1964 года. На открытии присутствовало более 2000 человек

         Парижский корреспондент New York Times написал: «На этот раз лучшие места в зале находились по центру. Сначала большая хрустальная люстра, висящая в центре потолка, была выключена... весь кордебалет вышел на сцену, после чего в честь Шагала оркестр исполнил “Симфонию Юпитера” Моцарта, любимого композитора Шагала. Во время двух последних тактов люстра зажглась, осветив работу художника во всей красе, под восторженные аплодисменты публики. После этого даже ярые противники среди комиссии замолчали...»

       Мальро позже сказал: «Какой еще из живущих ныне художников мог бы расписать потолок Парижской оперы так, как это сделал Шагал?.. Он прежде всего один из величайших колористов нашего времени...»