Автор Замка Алексей Широтин

Евгений Евстифеев
Даже советский самиздат для него был закрытым местом, а про официальную литературу вообщу молчу. Романист, прозаик и филосоФ, чье имя почти кануло в бездну. Владимир Сорокин его описывал так: "Крепкий мужчина, из-за тюрьмы лысый абсолютно". Алексей Широтин - один из многих авторов, который не был удобен советскому режиму.

Благодаря его жене Нине Широтиной сохранилась большая часть его произведений. Всего их около десяти: три романа, две монографии, две повести, одно философское эссе, один рассказ и сборник ранних стихов. Некоторая часть этих произведений выходили в самиздате, но особенно запомнился многим абсурдистско-мистический роман "Замок". Его жена, дав изучить его личный архив, предоставила также полный список, в который вошли и утраченные опусы:

1) сборник стихов "Тюремные сонеты" (1934), сохранилось пятнадцать стихотворений из пятидесяти; написаны в ссылке.

2) монография "Мандельштам и Сталин" (1939), в 1950-е годы ходила самиздатом, но в 1964 году была конфискована КГБ.

3) повести "Фантазии Н. В. Гоголя" и "Эрнест ест рыбу" (обе написаны в 1940 году); утеряны из-за переезда в Москву в 1956 году.

4) рассказ "Молодой Сталин", написанный в духе социалистического реализма, единственная прижизненная публикация (1948, в украинском журнале "История"); тоже канул безвестно.

5) роман "Война завтракает детьми" (1950), распространялся в самиздате.

6) монография "Картины Рериха" (1952).

7) повесть "Романс для Анны" (1957), распространялась в самиздате.

8) повесть в диалогах "Харитон" (1959), первый вариант утерян, переписана в 1968 году.

9) философское эссе "Мистицизм Зороастра" (1964), распространялась в самиздате.

10) монография "Советский Солженицын" (1965), ходила в самиздате.

11) роман "Золотой скарабей" (1966), распространялся в самиздате.

12) сборник стихов "Око" (1970), конфискован КГБ.

13) роман "Замок" (1975 - 1979), распространялся в самиздате.

14) интервью "Очарованный остров", взятое у Евгения Харитонова (1980), утеряно.

15) рассказ "Нашими силами" (1981), описывающий быт военного времени.

Из этого списка можно вынести итог, что в конце 1950-х - 1960-х годов он вел плодотворную жизни, написав большую часть своих сохранившихся произведений именно в этот период.

Особым толчком считается знакомство с Юрием Мамлеевым в 1964 году и его кругом, в который входили Евгений Головин, Гейдар Джемаль, Леонид Губанов и многие другие. Благодаря им в пятьдесят лет он открыл для себя творчество Рене Генона, Артюра Рембо, Юлиуса Эволы, Говарда Лавкрафта и это повлияло на его мировоззрение. В их произведениях он нашел своеобразный материал для создания романов "Золотой скарабей" и "Замок".

В истории мировой литературы уже была книга с таким названием, автором которой был Франц Кафка. В 1969 году Алексей Широтин прочел его и загорелся идеей написать пропитанное идеями абсурдизма, экзистенциализма и мистицизма произведение, которое "будет показывать жизнь в государстве со скрытым тоталитарным режимом".

Основная идея романа: борьба с контролем, переходящая в следующую мысль: "Победа будет в треске империи". "Замок вряд ли перестанет следить за нами. Вот, если его разобрать по камушкам, построить что-то новое - вот тогда что-то изменится. Но кто сказал, что не будет нового контроля?" - говорит столетний старик, житель замка, главному герою, поэту Артуру. Во многом он пересказывает сюжеты Кафки и Лавкрафта. С последним автором связан момент, где Артуру удается проникнуть к князю и узнает, что он - это огромный Ми-го, которому поклонялись местные чины.

Тема контроля задета у многих писателей XX века: Берроуз, Лавкрафт, Сорокин и многие другие авторы описывали разнообразные способы контроля от наркотиков до религиозного фанатизма. Вообще прошлый век был эпохой разрушения. Вдохновляясь Фридрихом Ницше, создавали теоретики новые идеи, утопичные, которые в сфере их словесного изложения были светлыми, а на практике представляли из себя хаотичное разрушение. Одни разрушения влияли сугубо положительно, как толчок к созданию чего-то нового, а другие наоборот - отрицательно. И эти разрушения между собой связаны: кто создал какое-то движение тот описывает минусы и дает предостережения от негативных последствий.

Об этом-то и роман "Замок": о контроле, приводящий к сумасшествию, самоубийству (в конце Артур выпрыгивает из окна) и другим последствиям, вплоть до катастрофы. Последними мыслями главного героя были такими: "То, что я видел в главном зале дворца мне не забыть никогда: хлюпание, бурления, темноту и огромное ракообразное существо с крыльями, а еще эти глаза на потолку... Я слышу, как что-то бурлит в моей квартире. Никого не вините в моем самоубийстве". Самиздатовская критика этот роман не любила за фрагментарность; по мнению критика Леонида Александрова "роман не окончен и имеет массу недоработок". По мнению благодарных читателей совсем наоборот. Публицист Кирилл Панин писал о нем оду в форме эссе: "Никого так контроль не описывал, как Широтин. Те, кто его роман ругают, вряд ли читали Кафку, потому что в нем от Франца вряд ли что осталось".