Пироги с солнечными зайчиками

Машенька-Маруся
Дело было летом. После завтрака я отправила дочку во двор гулять. Надо было срочно закончить работу. Такова жизнь фрилансера: вроде и зависишь сам от себя, но сроков никто не отменял. Впрочем, меня это вполне устраивало, потому что зарабатывая дома, я имела возможность присматривать за восьмилетней Витой. А что делать, если единственная бабушка живет в другом городе, а с мужем я давно развелась и не поддерживаю никаких отношений...
Дом у нас небольшой, двор тихий. Правда, в нем нет детской площадки. Тем не менее ребята могут чувствовать себя в безопасности — свои машины соседи договорились парковать со стороны улицы, чтобы оставить дворовым детишкам хоть какое-то пространство для игр.
Итак, я работала за компьютером, в открытое окно долетали голоса моей Виты и двух ее подружек. Периодически отрывалась и выглядывала во двор — убедиться, что все в порядке. Девчонки рисовали мелками на асфальте «квартиры», укладывали кукол на нарисованные кровати, отводили их в начерченный неподалеку «детский сад», готовили еду из листьев, сорванных с кустов здесь же, возле дома. Словом, изображали из себя занятых мамаш и жили игрушечной взрослой жизнью. Я с улыбкой наблюдала за ними минут пять и снова возвращалась к работе.
Но в какой-то момент вдруг услышала, как под окнами затормозил автомобиль. Вскочила и выглянула во двор: что это еще за новости?!
Из машины вышел мужчина средних лет. Обошел авто, открыл дверцу с другой стороны и подал руку длинноногой белокурой девице в короткой юбке. Осмотрев наш двор, он сказал:
— Давай тут попробуешь. Никого нет, а места как раз столько, сколько нужно. Садись за руль. И помни, что я тебе говорил. Плавно жми на газ и смотри на дорогу. Потом затормозишь и сдашь назад. И не забывай о зеркале заднего вида. Давай, учись!
Они уселись в машину. Автомобиль дернулся и рванул вперед. Через несколько секунд также резко затормозил. Видимо, девица не обладала особыми водительскими талантами. Постояв с минуту, машина быстро двинулась назад, снова обиженно дернулась и остановилась буквально в шаге от моей дочери и ее подружек.
— Вы что же делаете, а?! – заорала я в окно не своим голосом. — Тут же дети!
Через секунду уже бежала с пятого этажа вниз, нервно повторяя: «Никого нет, понимаешь! Никого нет, и места столько, сколько нужно! А дети?! Вот негодяи!»
Дом у нас без лифта, особой резвостью я, честно говоря, не отличаюсь. Пока добежала, машины уже и след простыл. Девочки испуганно сбились в кучку возле подъезда (слава Богу, с ними все было в порядке), а посреди двора прямо на асфальте... лежала наша соседка с первого этажа Нина Федоровна и стонала.
Я подскочила к ней со словами «Что с вами?», помогла подняться и дойти до скамейки возле парадного, усадила. Отдышавшись, Нина Федоровна посмотрела на стесанный локоть, погладила ушибленное бедро и... улыбнулась:
— Ничего страшного, до свадьбы заживет.
Девчонки подошли к нам и тоже заулыбались.
— А разве у вас еще будет свадьба? — спросила подружка Виты Аня. — Вы же старая.
— Да уж конечно, не молодая, — беззлобно усмехнулась соседка. — Но мало ли что, может, и найдется для меня какой-нибудь старичок-боровичок.
— Старичок-боровичок, ха-ха-ха, как смешно! — захохотали девчонки. — Такой грибочек старенький!
И только после этого я узнала, что же произошло, пока спускалась вниз. Оказывается, Нина Федоровна тоже услыхала шум машины. Недолго думая, выскочила из дому и подбежала к затормозившему автомобилю. Постучала в стекло и принялась увещевать:
— Что ж вы делаете, молодые люди? Дети ведь во дворе играют! У нас тут даже жильцы машины не ставят. Пожалуйста, найдите себе другое место и...
Договорить ей не дали. Мужчина так резко открыл дверцу, что сбил стоящую почти вплотную к ней пожилую женщину с ног. Она отлетела в сторону. После этого, как ни в чем не бывало, незваные гости поменялись местами в авто и покинули двор. Все произошло настолько быстро, что девочки не успели еще оправиться от испуга. Тут и я подоспела. Точнее, не успела... А то бы показала этим залетным фруктам, почем фунт лиха!
Нину Федоровну мы отвели домой, я обработала ей рану перекисью, помазала йодом. Соседка легла отдохнуть, а мы с Витой пошли наверх. Во время обеда дочка сказала:
— Ма, какая все-таки бабушка Нина хорошая, правда? Не побоялась этого здоровенного дядьки и сделала ему замечание!
— Правда, доча. А вместо того, чтобы охать и ахать из-за разбитого локтя и ушибленной ноги, еще и рассмешила и вас, и меня. Светлый человек. Повезло нам всем, что у нас есть такая бабушка!
...Сразу хочу объяснить: дети в нашем доме называют Нину Федоровну бабушкой. Никто из родителей не возражает. И даже родные бабушки не ревнуют и не обижаются. Эту по-настоящему добрую женщину любят все. Она и за малышами присмотрит, если попросят, и добрым советом поможет, и утешит, и подбодрит. И никогда у Нины Федоровны не бывает плохого настроения, хотя жизнь она прожила нелегкую. Рано овдовела, сама вырастила двоих сыновей. Работала бухгалтером на заводе, а как вышла на пенсию, устроилась уборщицей на две ставки, сразу в нескольких местах чистоту наводит. В местном магазинчике все всегда сверкает, а подъезды в нашем доме пахнут свежестью и на лестничной клетке не бывает мусора. И когда только успевает! Ведь еще и пироги печет постоянно. Местная детвора к ней по дороге домой или на прогулку забегает — дверь в квартиру днем всегда открыта. «Бабушка Нина, дай кусочек пирожка!», «Бабуля, дай печеньку!» — просит ребятня, и женщина каждого вкусностями угощает.
Когда Вита первый раз явилась с полными карманами соблазнительно пахнущего печенья, и я узнала, откуда оно, то сказала Нине Федоровне при встрече:
— Знаете, мне очень неловко... Пенсия у вас наверняка небольшая, да еще и вкалываете так. Дорого ведь всю детвору дворовую сладостями кормить...
— Надюша, для меня это радость. Я же одна, сыновья разъехались, внуками до сих пор не наградили. Когда ко мне соседские ребятишки приходят полакомиться, знаешь, как приятно! Они такие солнышки! А мука недорого стоит, ты не беспокойся. Да и повидло у меня свое, с дачи.
— Спасибо вам, светлая душа! — вырвалось у меня.
— Ох, Надюша, душа-то ведь у всех светлая, просто не каждый это знает, вот и маются люди. Любить их надо, чтобы поняли. И сами они любить должны, тогда будут свет излучать. А больше ничего и не нужно, остальное само придет...
Вечером того дня, когда Нину Федоровну сбили с ног, уже лежа в постели, Вита спросила:
— Мам, вот у бабушки Нины душа светлая. А у тех, которые ее ударили, темная?
— Трудный вопрос, доченька. Сама бабушка Нина, например, считает, что у всех людей души светлые, но не все об этом знают, потому и совершают плохие поступки.
— А как сделать, чтобы они узнали?
— Ну-у-у... — протянула я. — Нина Федоровна говорит, любить надо. Наверное, любовь — как солнышко. Светит и темноту рассеивает. Спи давай, завтра подумаем над этим вопросом...
Утром мы спустились проведать нашу «всехнюю» бабушку. Нина Федоровна уже копошилась на кухне — месила тесто для пирожков. Из старенькой радиоточки, прикрепленной к стене, лилась песня:
Ой, то цвіла
та не квітка красна,
Ой, то душа,
що шукала щастя,
Квітка-душа, ніжна і жива,
Вітер почув
і приніс її слова.
— Уже встали! — воскликнула я. — Вам бы полежать...
— На том свете полежу, — улыбнулась она. — А пока есть силы, надо делом заниматься и жизни радоваться!
Вита подбежала, обняла ее и, глядя снизу вверх, спросила:
— Опять пироги для нас готовите? А с чем?
— С солнечными зайчиками, — рассмеялась соседка и мазнула мукой Вите по носу.
Из радиоточки неслось:
Весен і зим — дай Бог!
Віри і сил — дай Бог!
Щастя усім — дай Бог!   

Опубликовано в журнале «Моя судьба», № 7, 2018 год