Урок географии

Людмила Сидельникова
  - Что подарить? – этот вопрос мучил девчонку весь вечер. Завтра у подружки день рожденья, но ни игрушек, ни бижутерии в доме не было, как и денег, на которые можно что-то купить.
  Девчонка бродила по комнате, выдвигала ящики старенького буфета, но, перебирая разную мелочь, ничего не могла подобрать.
  Думая о подарке, она села за стол, на котором лежала открытая книга. Осталось дочитать несколько страниц, но Люська не торопилась – книга ей нравилась, поэтому она и растягивала удовольствие от чтения и не спешила узнать развязку сюжета.
  Книга была в красивом переплете и бумага, на удивление была тонкой, глянцевой, с четкими буквами и волнующими картинками.
  Глядя на раскрытые страницы, Люська на миг застыла и вдруг из ее памяти всплыла часто повторяющаяся фраза: «Книга – лучший подарок».
  Устроившись поудобнее, она стала дочитывать приключенческую повесть «Кортик».
   Два часа пролетели незаметно – книга была прочитана и бережно упакована.

   Первый урок, по мнению Люськи, казался ей необъяснимо длинным. Девчонке не терпелось порадовать подругу, увидеть ее благодарную улыбку и довольные глаза. Люська была уверена – Наташе подарок придется по душе, ведь она дарила самое дорогое, что у нее было.
  Как только прозвенел звонок, Люська схватила Наташу за руку и потащила в туалетную комнату.
 - Люсь, ну чего ты? – тут же задала вопрос подруга, поворачиваясь спиной к окну.
  Люся расстегнула портфель, бережно достала подарок, завернутый в газету и перетянутый розовой атласной лентой.
 - С днем рожденья, Натуся! – торжественно произнесла Люся и протянула газетный сверток.
  Наташа взяла подарок, повертела в руках и тут же сунула его в портфель.
 - А ты что, даже не посмотришь? – удивилась подруга.
 - А чего смотреть, я и так догадалась, что там книга, - равнодушно ответила именинница.
  Люся как-то вся поникла – от окна, где стояла подруга, повеяло холодом.
 - А ведь я ей самую лучшую книгу подарила, -  сожалением подумала Люся, а подарок не принес удовольствия ни Натке, ни Люське.

 Не было щемящего чувства удовольствия, не было довольного
 блеска в глазах подруги – не было ничего. 
 Девчонке было обидно, что Наташка даже не взглянула на книгу. Она
еще ждала, а вдруг произойдет чудо, подруга достанет из портфеля
сверток, развернет, подержит в руках и порадуется книге в красивом переплете с золотыми буквами на обложке.
 - Наташа, ты хоть посмотри, - не выдержала Люся. – Я там тебе открытку нарисовала, - на ходу придумала она.
  Именинница равнодушно достала сверток из портфеля, небрежно сорвала газету, которую тут же сунула в мусорное ведро вместе с розовой лентой, и
  перелистала книгу.
- Нет тут никакой открытки. Пошли Люська в класс, сейчас звонок будет.
- Значит, дома на столе оставила, - тихо пробормотала девчонка, и, опустив голову, побрела прочь из школьного туалета.
  Подарок подруге не понравился. Люське стало жаль, что ее книга теперь будет пылиться на колченогой старенькой этажерке, которая стоит в комнате у Наташи. Жалко того, что больше никто не окунется в этот волшебный мир полный азарта, приключений и тайн.
  Люся тяжело вздохнула и вошла в класс.
  Через два дня подруги снова были вместе – они играли с бумажными куклами, рисовали им новые платья, и Люся старалась больше не вспоминать о неудачном подарке.

  С Наташей они дружили около года; вместе бегали на каток, вместе катались с ледяной горы, а потом, хохоча, обогревали замершие ноги в чужом подъезде.
  Вот и сегодня на уроке географии подруги сели за одну парту.
  Учительница вошла в класс и с ходу предупредила:
 - Сегодня контрольная за четверть.
  Подружки переглянулись.
 - Предупреждать надо, - буркнула Натка, и, вытащив учебник, положила его себе на колени.
 - Учебники на стол, - строго сказала учительница географии.
 Дети послушно выложили учебники. Учительница прошлась вдоль парт, посмотрела на книги.
 - А теперь убрали учебники в портфель, портфель закрыть и поставить на пол. Вам понадобиться ручка и бумага. Первый вариант пишет «Климат и живой мир пустыни». Второй – «Тропики и субтропики». Все! Работаем! – объявила Надежда Ивановна.
 - Люсь,  я ничего не знаю. Дай списать, - тихо попросила Наташа, видя,  как подруга быстро застрочила ручкой по бумаге.
 - Люсь, ну дай списать, - настойчиво продолжала просить Наташа, подталкивая подругу локтем, видя, как та сосредоточенно пишет ответ и не реагирует на ее просьбу.
 - Так у меня первый вариант, а тебя второй.
 - Ну и что! Откуда географичка знает, кто, где сидит. Ну, чего тебе жалко, что ли?
 - Пиши! Только чтоб Надежда Ивановна не увидела, - Люся отодвинула руку и придвинула листок к подруге.
 - Контрольная закончилась, - вместе со звонком сообщила учительница.
 - Можешь сдавать, я списала, - сказала Наталья и Люська довольная, что помогла подруге, передала свой исписанный  листок.

  Вечером того же дня Люська почувствовала недомогание. Тело ломило, а горло першило так, словно там поселился неуклюжий ежик и колол ей горло так, что она не могла ни глотать, ни дышать.
 - Вот, опять ангина! Это все твой каток, - возмутилась мать и уложила дочку в постель.
 Через два дня пришла  Наташка. Люська обрадовалась своей подруге. Угостила ее чаем с малиновым вареньем и блинчиками. Раньше, когда она болела, ее никто не приходил навещать,  и поэтому подруге она была особенно рада.
  Когда стемнело, Люся вышла в коридор проводить подругу.
  Наталья, уже спускаясь по лестнице, вдруг остановилась.
  - А ты че не спрашиваешь, что у нас за контрольную по географии?
  - Ну, 4 или 5, - ответила Люся.
  - Ага, размечталась! Две двойки!
  - Наташа, ты не перепутала? Я все верно написала!
  - Написала? – ехидно произнесла одноклассница. – Списала у меня.
  - Я у тебя?! Наташа, ты что? Это ты у меня списала.
  - Не я, а ты! Не путай подруга – так Надежде Ивановне  и скажешь. Я всем рассказала, как ты мой вариант списала. Подглядывала на уроке и списывала. Придешь в школу, можешь не оправдываться, тебе все равно никто не поверит.
  Люська замерла, схватилась за больное горло. Внутри все вспыхнуло, и горячий воздух наполнил все тело, обжег легкие и стал давить на виски.  Она наклонилась через перила – ей хотелось заглянуть подруге в глаза, но та не поворачивая головы, приподняла руку и помахала ладошкой.
 - Пока, пока!
 Девчонка обессиленная, села на ступеньки, тело ее содрогнулось, словно ее окатили холодной водой.  Глаза округлились и наполнились слезами.
  Целую неделю Люся ждала, когда отступит болезнь. Ей нетерпелось придти в школу и рассказать правду; и в то же время она боялась: «А вдруг ей не поверят»?
  -Как она могла? Ведь мы же подруги. Я не верю. Она пошутила. Она не могла так  сделать.

Через неделю, открыв дверь, Люся с опаской вошла в класс. Никто не обратил на нее никакого внимании, дети занимались своими делами и девчонка, облегченно вздохнув, села за парту, но только она расположилась, как одноклассники обступили ее со всех сторон и загалдели все враз.
  - Ты зачем у Наташки контрольную списала? Ей из-за тебя пару влепили. Знаешь, как географичка орала.
 - Я не списывала, я свой вариант писала, а Натка на «втором» сидела. Это она у меня списала, - стала оправдываться девчонка.
 - Ага! Так мы тебе и поверили! Ты бы видела, как Наташка ревела перед Надеждой Ивановной. Если она врала, она бы так не ревела.
  Люся хотела сказать, что Наташка ревела от того что, ей было стыдно, но прозвенел звонок, и в класс вошла учительница. 
  - Так, - произнесла она, - Людмила появилась, - с холодком в голосе произнесла Надежда Ивановна. – Расскажи-ка нам, пожалуйста, кто у кого контрольную списал?
  Люська оглядела весь класс, повернулась к подруге, которая сидела за соседней партой.
  - Я сидела на первом варианте и писала про пустыни, а Наташа сидела рядом.
  Класс зашумел, и разделился на два лагеря. Тех, кто защищал Наталью, было значительно больше, и они объясняли, что Наташа просто выучила тему перед контрольной. Малочисленные Люськины защитники не давали опорочить подругу и кричали о том, что у девчонки всегда по географии были одни пятерки.
  Надежда Ивановна ничего не могла разобрать в этом шуме. Она приподняла классный журнал, и с силой хлопнула им об стол.
 - Так! Черникина и Игуменьшева – останьтесь после уроков. Разберемся!
  После уроков девчонки стояли перед учительницей.
  Наталья, выставив ногу вперед и держа портфель перед собой, вызывающе смотрела на Люську.
  - Это она у меня списала! Ну, чего молчишь? Это ведь ты списала! – Наташка говорила  так уверенно, что Люся стала сама в себе сомневаться.
 Она как-то вся поникла, не зная как доказать свою правоту и была уже готова оклеветать себя, загипнотизированная черными сверлящими глазами подруги.
  Но вдруг в голове у нее что-то щелкнуло, и умная мысль вырвалась наружу.
 - Надежда Ивановна! Если можно, то я вам сейчас любой вариант по теме напишу, а Игуменьшева пусть снова первый пишет.
 - Хорошо! Даю вам двадцать минут – пишите.
Наташка начала возмущаться: «А чего я должна снова  писать? Черникина списала, вот пусть и пишет».
 - Наташа, ты же все правильно написала, значит, помнишь, что писала. Вот и пиши то же самое, - спокойно произнесла учительница и села напротив девчонок.

  Когда учительница «пробежала» глазами по исписанным листкам, брови ее сошлись на переносице.
 - Я была уверенна в тебе, Черникина, но мне нужна была правда, а вот тебе,
 Игуменьшева, мне придется за четверть поставить двойку.
  После уроков Люська медленно плелась по улице. Сегодня она усвоила хороший урок. Теперь девчонка знала, как выглядит подлость. У подлости черные, бездушные глаза; и в этих глазах, такая пустота, что они затягивают в себя как воронка. И чернота эта, словно липкая, вонючая слизь налипает на душу и жжет изнутри.
  Раньше в Люськином маленьком сердце помещался весь мир, а теперь сердечко сжалось и кровоточило.
  Правильно говорила ее бабушка: «Не делай людям добро, и не получишь зло».
  На каток теперь Люська ходила одна.