Нежданно - негаданно...

Альбина Лисовская
                Ежегодно в конце лета Йошкар-Олинская городская администрация устраивала выставки цветов.  После ухода на пенсию я  участвовала в выставках, как частное лицо.

                        И вот очередная выставка в 2009 году. Решение участвовать в ней далось мне нелегко. Трудное это было мероприятие, связанное с большой физической и нервной нагрузкой.

                        Традиционным местом проведения выставок был лучший в городе Дворец культуры. На несколько дней огромное фойе Дворца превращалось в утопающий в цветах выставочный зал.

                Итак, накануне дня открытия выставки,  в пятом часу вечера мы привезли весь подготовленный материал и посуду. Всё составили в левый тёмный угол гардероба и пошли искать столы. Только успели принести их и поставить, как тут же появилась Никифорова и сразу закатила страшный скандал. Стала гнать нас с нашего места в коридор, потому что будто бы распорядитель выставки отвела наше место ей, а нам будет хорошо и в коридоре. Всё  высказывалось в грубом, неуважительном тоне, буквально криком  и чуть ли не бранью. Я была изумлена до крайности, потому что до сих пор наши многолетние отношения были корректными и даже дружескими.

                Спор разгорался. Появилась распорядитель выставки и подтвердила, что наше традиционное ежегодное место действительно отведено Никифоровой. Вот тут-то и пришлось мне собрать все свои слабые силенки, чтобы отстоять и своё место, и своё достоинство в скандале с двумя молодыми здоровенными особами. На удивление, это удалось и после долгих криков нас, наконец, оставили в покое, на своём месте. А рядом расположилась Никифорова.

                Большой стол заменили на два поменьше, принесли два стула. И нужно было приступать к оформлению экспозиции. В таком-то состоянии! Когда мне совершенно противопоказано волнение.

                Всё-таки мне удалось взять себя в руки. И вот первая радость —  купленные мною две белых скатерти, предназначенные для круглых столов, идеально подошли для наших квадратных. Так сразу стало красиво, что у меня потеплело на душе. А когда поверх скатертей разостлали декоративную плёнку с белым узором, стало ещё лучше. Плёнка также идеально подошла, как по рисунку, цвету, так и по размерам. Я повеселела, потому что были большие сомнения насчёт скатертей.

                Начала оформлять стену. А впереди ждала самая тяжёлая, самая проблемная работа, в успехе которой я очень и очень сомневалась — создание композиции в большой плетёной напольной вазе. Была почти уверена, что ничего у меня не выйдет. Однажды дома я уже пыталась её сделать — не получилось.

                Никифорова исчезла, видимо, уехала за своими растениями. В зале, вблизи нас, почти никого не было. И я решила: бросить всё и делать главное — композицию в вазе.

                Букет собирала в левой руке. Вначале взяла всю массу срезанного клематиса с пурпурными бархатистыми цветками. Так как перед срезкой в саду не смогла его побеги распутать, пришлось срезать много перепутанных стеблей с цветками. И вот теперь вся эта масса была в моей левой руке. Постепенно, по всем известным мне правилам, стала добавлять к клематисам аспарагус, соцветия гортензии, белого дикого тысячелистника, сбоку букета, наклонно — огромный изогнутый стебель купены, так, чтобы букет принял форму латинской буквы S. И всё снизу закрыла тремя листами хосты золотисто-окаймлённой. Крепко связала, обрезала ровно концы стеблей и букет готов. С трепетом поставила его в вазу, отошла подальше и, наконец, со страхом взглянула — что же получилось. И о, вторая радость! Получилось вроде бы подходяще. В целом. Добавила кое-где недостающие побеги с цветками. Затем аранжировка засушенной гипсофилой. Всё готово и, кажется, красиво, хотя и боюсь в это поверить.

                Ну что же, наступил момент вынести вазу в зал и поставить её в торец столов, на пол, что я и сделала. Встала она тоже подходяще. Оценить было пока некому. Рядом на диване сидела какая-то женщина и внимательно следила за моими действиями:
                — Какие недостатки? — спросила я у неё.
                — Ваза очень красивая, — ответила она. И больше ничего. Ну, думаю, значит сама композиция никуда не годится. Но пусть будет так, как есть, переделывать я уже не в силах, да и времени нет.

                Появилась Никифорова. С таким злом, так демонстративно неприязненно шмыгала почти бегом мимо нас. К тому времени рядом с вазой я уже поставила корзину с ярко-красным клематисом "Куба", и она несколько раз задела её ногами, чуть не сшибла. Я вынуждена была убрать корзину, но потом всё-таки опять поставила, т.к. нужно было оценивать общий вид экспозиции. По тому, как злилась Никифорова, я поняла, что композиция моя в вазе получилась удачной. А она навезла каких-то огромных, мрачных, тёмных растений.

                Я продолжала размещать свои растения на столе. Сначала закончила оформление стены, потом поместила сорта клематисов в мелкие вазы, скомпоновав их вблизи края стола к напольной вазе. Получилось очень изящно, красиво. В заключение расставила этикетки и на сегодня всё! Времени было девять часов вечера.

                Ещё раньше, дома накануне мне неожиданно пришла в голову мысль: а не сделать ли какую-нибудь композицию в соответствии с одним из девизов выставки — "Год молодёжи" и "Юбилей города"? Сначала  продумала первый девиз. Нет, с молодёжью ничего не выходило. Стала размышлять о второй тематике. И тут меня осенило: а не посвятить ли мне композицию, которую буду делать в напольной вазе, 425-летию города? Вполне подходящая идея. В такой большой вазе и букет должен быть солидным, таким, что не грех будет и посвятить его юбилею. Как назвать композицию? Конечно же — "С юбилеем, любимый город!"

                Никакой уверенности, что всё это мне пригодится, не было. И вот композиция стоит. И вроде бы не такая уж плохая. По дороге, в троллейбусе, я решила: если клематисы не завянут до утра, поставлю этикетку. Этикетку на следующее утро на всякий случай мне заготовили.

                Утром, зайдя в фойе ДК, я с опаской приблизилась к своей композиции и, о чудо, все клематисы были свежими, не завядшими, будто бы их только что срезали! Осталось прикрепить этикетку, что я незамедлительно и сделала. "С юбилеем, любимый город!" — в эти простые слова я вложила столько сердечного чувства, что наверно магия этого чувства и сыграла свою роль во всём, что случилось в дальнейшем. Потому что действительно всей душой люблю город, в котором живу. Люблю, но не в современном его лубочно-раскрашенном виде, а таким, каким увидела впервые в далёком прошлом. "Город из сказки!" — мысленно воскликнула я тогда, и это чувство восхищения осталось в душе на всю жизнь.

                Ни о каком успехе я и не думала. Срезая в саду клематисы для выставки, я просто спасалась от обвинения, которое хоть и не высказывают нам открыто, но которое я чувствую всей своей кожей. Оно просто витает в воздухе. Да, я спасалась от обвинения. А получилось вот посвящение.

                Только к самому концу выставки у меня вдруг появилось ощущение, что юбилейную композицию кто-то может быть и признает, или хотя бы заметит. На церемонии закрытия я не присутствовала.  Вышла в парк и гуляла около получаса. Когда зашла, как раз всё уже кончилось. Проходя по коридору к своему столу, увидела Зинаиду Фёдоровну. Она подошла ко мне и начала поздравлять. А я не пойму ничего, спрашиваю:
                —  С чем Вы меня поздравляете?
                — Как с  чем, с призовым местом.
                Вот неожиданность! Потом уже дома в дипломе я прочитала, что он вручается нам за композицию "С юбилеем, любимый город!" и общее оформление нашей экспозиции. Вот так мы стали дипломантами выставки.
 
                Итак, тяжелейшее для меня мероприятие — выставка — прошла. Сколько было колебаний — принимать или не принимать в ней участие. Теперь-то я знаю, что лучше не принимать, но уже думаю,  а как бы на следующий год я сделала то, другое, третье...

                И одно, просто жуткое, упущение — забыла сфотографировать свою экспозицию в целом, а главное — свою юбилейную композицию. Когда, уже дома, я это обнаружила, моему отчаянию не было конца.

                Фото: Клематис 'Президент'